«Всегда на высоте!»

 

28 Сентября 2012

«Всегда на высоте!»

— Уважаемый Анатолий Аркадьевич, в Соте ректоров вузов Санкт-Петербурга вы занимаете должность председателя Совета по координации приема в вузы нашего города. Расскажите, пожалуйста, об этой стороне вашей деятельности более подробно.
— Совет рассматривает и обсуждает важные проблемные вопросы развития вузов, совершенствования работы их приемных комиссий. Задача нашего Совета — создание результативной и доступной системы мониторинга для приемных комиссий вузов по подготовке к приему абитуриентов в вузы Санкт-Петербурга. Повседневная работа Совета заключается в оформлении нормативных документов для приемных комиссий вузов Санкт-Петербурга и пакетов документов, регламентирующих проведение олимпиад школьников в течение учебного года; подготовке отчетных документов по итогам проведения олимпиад; подготовке материалов и формировании совместно с Комитетом по образованию правительства СПб составов экспертов ЕГЭ; подготовке статистической информации по проведению и итогам ЕГЭ и т. д. Много времени занимают сбор и обработка оперативных сведений по организации приема на первые курсы вузов Санкт-Петербурга. Мы поддерживаем контакты с будущими абитуриентами из самых различных регионов мира, в том числе из США, Израиля, стран Западной Европы, Юго-Восточной Азии, Африки. Наш контактный телефон: +7 (812) 312-7825 — становится горячей линией в период приемной кампании. Мы проводим систематическое консультирование и обучение персонала приемных комиссий вузов Санкт-Петербурга по вопросам организации и нормативно-правового обеспечения приема в вузы, а также в течение всего года — индивидуальное консультирование абитуриентов и их родителей. Подводя итоги нынешней кампании приема, хочу отметить, что контрольные цифры приема в вузы Санкт-Петербурга по сравнению с прошлым годом увеличились на 102 места и составили 27 544 человека. С учетом копий аттестатов было подано всего 389 тысяч заявлений, из которых на бюджетные места подано 327 тысяч заявлений, что на 63 тысячи больше, чем в 2011 г. Средний конкурс в государственные вузы Санкт-Петербурга в 2012 г. увеличился по сравнению с 2011 г. и составил 11,65 человека/место (в 2011 г. средний конкурс составлял 9,15 человека/место). В пятерку вузов с наиболее высоким конкурсом вошли: Северо-Западный институт Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (48,0), Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (45,57), Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики (30,7), Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов (30,29), Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения (25,81).
Наибольшей популярностью у абитуриентов пользовались направления подготовки и специальности укрупненных групп «Гуманитарные науки» и «Экономика и управление». Конкурс на эти направления подготовки и специальности доходит до 100 и более человек на место. От граждан иностранных государств поступило около 5 тысяч заявлений, что на 2 тысячи больше, чем в 2011 г. Среди зачисленных, по предварительным данным, иностранцы составляют около 3 %, как и в 2011 г. В настоящее время вузы нашего города завершили зачисление абитуриентов на бюджетные места. Всем вузам Санкт-Петербурга удалось закрыть прием вовремя. Еще одна особенность кампании заключается в том, что приезжих абитуриентов стало больше: в среднем зачислено около 70 % иногородних выпускников, в отдельных вузах — более 90 %. Вместе с тем в этом году в университеты и институты было подано меньше заявлений от льготников и победителей олимпиад.
В 2011 г. доля призеров олимпиад от общего числа зачисленных составляла 9 %, в этом году — только 5 %. Вероятно, возросли требования вузов к победителям школьных олимпиад. Очень важно, что у нас появилась особая статья — это анализ набора в магистратуру вуза. В Петербурге всего восемь университетов и институтов, которые ведут серьезный магистерский прием. Остаются, конечно, и те, в которых сохранен специалитет. Но есть и такие, которые не могут готовить магистров вообще.
— Как в этом году вам удалось решить общегородскую проблему по размещению иногородних студентов?
— Из года в год растет число студентов, приезжающих на учебу в наш университет и другие вузы города из многих регионов России и зарубежья. Новый учебный год университет встречает уверенно, и мы можем сегодня утверждать, как и прежде: «ГУАП — на высоте!» Мы открыты для лучшей и самой талантливой молодежи, это подтверждает долговременная социальная политика нашего университета: мы располагаем тремя студенческими общежитиями в исторической части города общей численностью более 2,5 тысячи мест и арендуем в Межвузовском студенческом городке (МСГ) практически целый корпус (около 1000 мест) для проживания наших иногородних студентов. Следует отметить, что в МСГ проживают всего около 8 тысяч студентов из 25 вузов Санкт-Петербурга. Тем не менее вопрос размещения иногородних студентов из года в год становится все более актуальным. Многое зависит от дальновидности руководства вуза, его ученого совета: наша стратегия направлена на сохранение и расширение недвижимого имущества вуза, строительство новых жилых помещений для студентов. К началу нового учебного года введено в эксплуатацию новое общежитие ГУАП по адресу ул. Варшавская, д. 8 в Московском районе, отличающееся высокой степенью комфортности и безопасности, впрочем, как и другие наши общежития, предоставляющие к услугам студентов локальную сеть в комнатах, в т. ч. с выходом в Интернет; спортивные (тренажерные) залы; душевые; камеры хранения; оборудованные кухни; буфеты, столовые; комнаты для размещения родителей студентов, приезжающих их навестить, и т. д. Во многих жилых корпусах смонтированы пожарная сигнализация и система видеонаблюдения.
Университет заблаговременно занимался плановыми вопросами будущего размещения иногородних студентов: с началом работы приемной комиссии принимались заявления на поселение по электронной почте; к приезду первокурсников был утвержден план по расселению каждого конкретного студента; комнаты заранее были подготовлены, оборудованы необходимой мебелью, даже постельное белье было подготовлено и распределено по комнатам.
Таким образом, проблему размещения иногородних студентов в этом году мы смогли решить полностью благодаря вводу в эксплуатацию нового общежития, многолетней совместной воспитательной деятельности и доверительным партнерским отношениям с руководством МСГ, внедрению инновационных организационных форм работы со студентами.
— Какие основные проблемы сегодня стоят перед абитуриентами, поступающими на технические специальности?
— Наша задача — формирование настоящей личности будущего специалиста, сочетающей интеллект высокого уровня и мощный научно-творческий потенциал с такими качественными характеристиками, как результативная работоспособность, последовательность, коммуникабельность, порядочность, гражданская ответственность. Но нельзя рассчитывать на то, что кто-то может вместо са­мого мо­лодого человека сделать из него человека.
В этом году в связи с новыми нормативами стоимости обучения, введенными Министерством образования и науки, появились некоторые сложности набора на технические специальности, которые, кстати, мы успешно преодолели в этой приемной кампании.
Теперь за подготовку ребят на некоторых инженерных специальностях вузу платят по
112,5 тыс. рублей. А на обучение юристов и экономистов — только 60. С одной стороны, университетам и институтам выгодно, что они получают больше денег за «технарей». Вузы стремятся готовить таких специалистов, борются за бюджетные места. Но здесь есть одно «но»: стоимость контрактного обучения должна быть не ниже той, что государство выделяет на «бюджетников». Представьте: абитуриент не поступил на инженерную специальность. Он хочет учиться за деньги. Но это стоит дорого, а значит, многие ребята на «технарей» учиться не пойдут. Они оказываются в ловушке, потому что на экономические специальности поступить не могут, т. к. ЕГЭ сдавали по другим предметам.
 Сразу после зачисления мы приступаем к решению воспитательных задач и приобщаем вновь принятых студентов, прежде всего технического профиля, к культуре города, их адаптации к учебе, жизнедеятельности в вузе и корпоративным традициям университета. Надо сказать, есть разные подходы к получению образования у самих студентов: часть из них обладает большими амбициями, стремится к новой жизни, профессионализму, овладевает учебными программами, проявляет научный интерес и целенаправленно работает на будущую карьеру, тем самым адаптируясь к студенческому социуму. Университет активно помогает своим питомцам в вузовской социализации: в ГУАП сформирована основа целостной организации поддержки всех областей жизнедеятельности студентов, в вузе ведется системная работа по организации воспитательной деятельности, введены должности заместителей деканов по воспитательной работе, кураторов учебных групп из числа профессорско-преподавательского состава. Мы создаем условия для получения студентами технических направлений дополнительного гуманитарного, юридического, экономического образования и т. д. Есть и другая часть студентов, которые, приезжая из богатых сырьевых провинций, просто прожигают жизнь и не приобщаются к университетскому образу жизни, а становятся жертвами индустрии развлечений мегаполиса. Само собой разумеется, что мы с такими нерадивыми студентами рано или поздно вынуждены расставаться. Мы полагаем, что комплекс деловых и нравственных качеств, отшлифованных смолоду на студенческой скамье, определяет вектор жизненного пути. Выбор каждый делает сам.
Конечно, выпускникам нужна и достойная зарплата. В ГУАП используются различные формы связей с возможными работо­дателями — «покупателями» «продукции» университета. С 1999 г. на базе вуза ежеквартально (март, май, сентябрь) проводится «Ярмарка вакансий ГУАП». В ней приняли участие более 500 компаний Санкт–Петербурга, заинтересованных в молодых квалифицированных специалистах. Ежегодно на мероприятие приходит до 15 тысяч по­сетителей, 80 % из которых получает постоянное рабочее место. Многие работодатели из числа постоянных посетителей отмечают преимущество студентов и выпускников ГУАП, задействованных на их предпри­ятиях. Однако немало учащихся из других престижных вузов Санкт-Петербурга находят себе работу по душе через нашу «Ярмарку». Это уникальный шанс пройти собеседование у работодателей, получить массу сведений о будущей работе и найти оптимальный вари­ант. Кроме того, меро­приятие «Ярмарка вакансий ГУАП» внесено в единый информационный портал выставок России www.exponet.ru. Таким образом, наши студенты, прежде всего инженерных специальностей, востребованы на современном рынке труда.
Вместе с тем для усиления взаимодействия вузовского сообщества Санкт-Петербурга с регионами страны в деле подготовки кадров необходима дальнейшая теоретическая разработка проблемы регулирования занятости выпускников вузов силами общественных организаций и государства: необходимо более глубокое изучение особенностей формирования, функционирования и регулирования рынка труда на различных структурных уровнях экономики; исследование проблем отраслевых и профессиональных пропорций структуры занятости населения; выработка структурированных подходов к механизму определения востребованности профессиональных кадров на рынке труда с учетом новых экономических условий; прогнозирование потребностей региональной экономики в профессиональных кадрах высшего и среднего звена системы профессионального образования; разработка и предложение маркетинговых методик по изучению рынка рабочей силы; оптимизация системы профессионального обучения и ее соответствия потребностям рыночной экономики. Главное — поднять уровень жизни в регионах, который бы соответствовал цивилизованным нормам жизни и предусматривал льготные условия для получения жилья и всего социального пакета, необходимого молодым специалистам, окончившим столичные вузы.
— В вашем университете на гуманитарном факультете есть восточное отделение. Чем обусловлено появление этого отделения в Университете аэрокосмического приборостроения? Каких специалистов готовит отделение?
— Наш гуманитарный факультет, недавно отметивший свой 20-летний юбилей, создан в 1991 г. для улучшения гуманитарной подготовки студентов. С 2000 г. в состав факультета входит кафедра иностранных языков т. к. преподавание должно формировать у студентов широкое научное мировоззрение, направленное на знакомство с мировыми достижениями в области гуманитарно-лингвистического образования. Для реализации этого была проведена большая работа в области структурной перестройки преподаваемых дисциплин и кафедр. В настоящее время 5 кафедр факультета осуществляют подготовку студентов по историческому, философскому, культурологическому, филологическому, психологическому и экономическому направлениям, и, таким образом, не будучи профилирующим, гуманитарный факультет представляет собой организационную структуру, благодаря которой гуманитарная и социально-экономическая подготовка становятся системообразующими компонентами всего технического образования.
В 2008 г. кафедра иностранных языков получила лицензию на право подготовки специалистов по направлению «Лингвистика и межкультурная коммуникация», специальность 031202 — «Перевод и переводоведение». Квалификация выпускника — лингвист, переводчик. Это связано с тем, что в условиях глобализации возрастает необходимость международной интеграции, поэтому мы предоставляем нашим студентам возможность изучения основных европейских и других языков на высоком профессиональном уровне. Вместе с тем в современном российском обществе неуклонно растет интерес к восточноазиатской культуре и восточным языкам, интерес, который стремится избавиться от поверхностного восприятия и фрагментарности. Учитывая возрастание роли Востока, прежде всего Китая, ученый совет университета в 2010 г. принял решение об открытии восточного отделения гуманитарного факультета под кураторством консула КНР в Санкт-Петербурге Пэн Сюегана. В настоящее время на восточном отделении имеются три секции: китайского, корейского и японского языка. У нас сложились крепкие научно-образовательные связи, ставшие традиционными, с восточными университетами и научными центрами, которые позволяют организовать обучение студентов на высоком уровне. Преподавание ведется носителями языка с высшим филологическим образованием. Самой востребованной является секция китайского языка.
— В чем заключается программа стратегического развития вашего вуза?
— Остро чувствуя вызовы времени, развивая научные исследования, ГУАП реализует модель исследовательского университета как многофункционального научно-образовательного технического комплекса, делает целенаправленные шаги по внедрению науки в практику, став в 2012 г. во главе Северо-Западного инновационно-образовательного центра космических услуг при участии «Роскосмоса» и аэрокосмического кластера Санкт-Петербурга.
Вуз эффективно развивается в соответствии с социально-экономическими потребностями региона: ГУАП в числе 5 вузов Санкт-Петербурга признан победителем конкурса поддержки программ стратегического развития государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования России, получил финансирование из федерального бюджета на реализацию Программы стратегического развития. Программа стратегического развития ГУАП (ПСР ГУАП) рассчитана на 5 лет, с 2012 по 2016 г.
Объем финансирования ПСР ГУАП — 900 млн руб., в том числе 300 млн руб. — субсидия и 600 млн руб. —собственные средства ГУАП и привлеченные внебюджетные средства. Как победитель конкурса университет в течение трех лет (2012–2014 гг.) получит финансирование из федерального бюджета в виде субсидии в размере 100 млн рублей в год на реализацию Программы стратегического развития.
Стратегической целью ПСР ГУАП является формирование ГУАП как инновационного исследовательского технического университета мирового уровня по образовательной, научной и инновационной деятельности на основе дальнейшего развития потенциала университета. ПСР ГУАП включает комплекс мероприятий: модернизацию образовательного процесса (развитие уровневого образования, развитие и внедрение информационных технологий в образование); модернизацию научно-исследовательского процесса и инновационной деятельности (космический мониторинг, встроенные микроэлектронные системы, беспроводные инфотелекоммуникационные технологии, информационная безопасность, инновационные технологии в электромеханике и энергетике, модернизация инновационной деятельности); развитие кадрового потенциала и формирование качественного контингента обучающихся (создание условий для закрепления аспирантов и молодых научно-педагогических работников в вузе, создание условий для улучшения качественного состава обучающихся в вузе); модернизацию инфраструктуры университета (развитие материально-технической базы образовательной и научной деятельности, ремонт помещений); совершенствование организационной структуры вуза и повышение эффективности управления, создание и развитие эффективной системы управления в вузе. Руководителями мероприятий и проектов ПСР ГУАП являются ведущие ученые и руководители подразделений университета.
Реализация в полном объеме Программы стратегического развития ГУАП позволит университету позиционировать себя исследовательским мультидисциплинарным техническим университетом, равным партнером мирового научно-образовательного сообщества.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~rssgg