Наша задача — внедрение проектно-технологической магистратуры - Информационный портал

Наша задача — внедрение проектно-технологической магистратуры

 

26 Марта 2015

Наша задача — внедрение проектно-технологической магистратуры

Интервью ректора Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения профессора Юлии Анатольевны Антохиной.

— В одном из интервью вы сказали, что ГУАП — один из немногих вузов, набор в который из года в год только увеличивается. С чем вы это связываете?
— 5 марта 2015 года Председатель Правительства РФ Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил план подготовки кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, в котором определены также контрольные цифры приема. Из всех вузов Северо-Запада в этот список попали всего тридцать, и надо сказать, что наш вуз в нем находится на одном из первых мест. Мы рассчитываем, что и в 2016 году нам увеличат контрольные цифры приема. Объясняется это тем, что наш вуз — один из немногих, где сохраняется специалитет. Мировая практика показывает, что за период обучения в бакалавриате можно овладеть основными азами профессии, но если мы говорим о высшем образовании по техническим направлениям, то подготовить высококвалифицированного инженера за четыре года невозможно. Профессии, востребованные организациями, входящими в ОПК, нуждаются именно в специалистах и в выпускниках магистратуры — именно по этой причине мы сохраняем специалитет; набор в магистратуру на следующий учебный год нам тоже увеличили. При наличии такой образовательной практики наши специалисты остаются очень востребованными предприятиями Северо-Запада. Мы гордимся тем, что сохранили уникальный в мировой образовательной практике профиль — аэрокосмическое приборостроение. Наш вуз возглавляет Консорциум аэрокосмических вузов России. Мы отличаемся от других авиационных и космических вузов тем, что занимаемся не оболочкой летательных аппаратов, ракетоносителей, а их начинкой — разработкой всей радиоэлектроники, а также обучаем отслеживанию этих летательных аппаратов.

— Важно ли для ГУАП вести профориентационную работу? В вузе работает несколько учреждений для учащихся старших классов: юношеская аэрокосмическая школа высоких технологий «Авионика», школа инновационных технологий «Орион».

— Наш вуз на протяжении многих лет яв-ляется лидером по приему именно петербургских либо проживающих в Ленинградской области студентов. На протяжении последних трех лет процент приема иногородних на первый курс составляет 48 процентов. Это результат активной профориентационной работы. Школы «Авионика», «Орион» занимаются обучением детей с восьмого по одиннадцатый класс. Это своего рода аналог кружков юных техников, которые были в свое время практически ликвидированы. Мы же эту практику никогда не теряли. Учащиеся этих школ имеют возможность бывать на предприятиях, в наших лабораториях и технопарках и делать там что-то своими руками. Для подростков это очень важно — что-то смастерить и получить видимый результат.
В этих школах идет активная работа по повышению уровня преподавания физики и математики — это основные предметы, которые требуются для поступления в наш вуз. А в сегодняшней школе уровень преподавания физики довольно низкий, а что касается математики, то вузовская программа очень отличается от школьной. Поэтому интерес к этим предметам надо прививать еще в школе. «Авионика» работает на базе факультета аэрокосмических приборов и систем. Ее ученики знакомятся с азами авиации, ракетостроения, космонавтики, приборостроения, радиоэлектроники, прикладных информацион-ных технологий, а занятия проводятся в том числе и на аэродромах, тренажерах авиационной техники. Школа «Орион» учреждена на базе Института инноватики и базовой магистерской подготовки. Обучение там сопровождается разработкой собственного инновационного проекта под руководством наших преподавателей. Учащиеся выезжают в филиал Кировского завода в Тихвине и там знакомятся с производством. Каждый год на протяжении шести лет мы в течение нескольких недель реализуем программу «Ветер перемен» — это профориентация в чистом виде. Мы работаем примерно со ста двадцатью школами Петербурга и Ленобласти. Это своего рода выставка крупнейших предприятий. Старшеклассники получают там необходимую им для выбора профессии информацию, старшекурсники находят предприятия, где проходят практику, а впоследствии нередко остаются работать. Первокурсники тоже с удовольствием посещают это мероприятие. Для работников школ мы проводим там собрания. Так что в школах города о вузе знают, сотрудничают с нами в вопросах профориентации, отсюда и такой высокий процент жителей города и области среди первокурсников.

— ГУАП осуществляет целевую подготовку специалистов оборонной направленности. Для каких предприятий он их готовит?
— Поскольку мы готовим кадры для ОПК, цифры целевого набора у нас традиционно высокие. В прошлом году мы набрали 600 студентов-целевиков при общем наборе в 1100 человек. Если говорить о Роскосмосе, то мы обеспечиваем кадрами его представителя в Петербурге — «Арсенал». Александр Павлович Ковалёв — исполняющий обязанности генерального директора ФГУП «КБ “Арсенал”», к тому же профессор и заведующий кафедрой нашего вуза. Что касается Росатома, то он заинтересован в выпускниках факультета радиотехники, электроники и связи. Мы напрямую контактируем с одним из закрытых городов Росатома — это Саров в Нижегородской области. Сотрудничаем с холдинговой компанией «Ленинец», президент которой Анатолий Александрович Турчак, как и его сын Андрей Анатольевич Турчак, губернатор Псковской области, — выпускник ГУАП. Концерн «Гранит-электрон», который занимается в первую очередь судостроением, тоже нуждается в наших специалистах, потому что и на воде нужно осуществлять связь с сушей и воздухом. Его генеральный директор Георгий Анатольевич Коржавин — тоже наш выпускник. В концерн воздушно-космической обороны «Алмаз-Антей» входит несколько крупных организаций, в Петербурге это Всероссийский научно-исследовательский институт радиоаппаратуры (ВНИИРА). Оттуда нам поступает большое количество заказов, и, как недавно сказал мне при личной встрече генеральный конструктор ВНИИРА Виктор Михайлович Король, они остро нуждаются в наших выпускниках. В связи с разговором о предприятиях, которым мы поставляем кадры, хочу сказать, что сейчас наша основная задача — организовать в вузе проектно-технологическую магистратуру. Готовить студентов надо на проектах, которые дает нам заказчик. И не повторять в магистратуре то, что уже было пройдено в бакалавриате. Нужно, чтобы магистратура проходила в основном на предприятии. Так человек уже в процессе обучения получает навыки работы на конкретном предприятии и приходит по окончании магистратуры на это же предприятие уже готовым хорошим специалистом, востребованным и понимающим предмет. Ведь по какой причине промышленность не любит брать выпускников? В вузе свои станки и лаборатории, у них — свои, наверняка более модернизированные. Мы с финансовой точки зрения не можем позволить себе обновлять наши лаборатории ежегодно. В результате наши выпускники, приходя на предприятие, что-то могут освоить не сразу. И предприятию приходится тратить средства и время, чтобы их обучить под себя. Надеемся, что с помощью внедрения проектно-технологической магистратуры мы будем выпускать высококвалифицированных специалистов с навыками работы на предприя-тиях, с умением принимать в том числе и управленческие решения.

— Одной из важнейших составляющих образовательного процесса в ГУАП является Институт военного образования. Пользуется ли он популярностью у абитуриентов?

— Наш Учебный военный центр готовит офицеров запаса, а также офицеров для военной службы по контракту в Вооруженных силах РФ по военно-учетным специальностям. Триста пятьдесят человек ежегодно становятся офицерами запаса. В сентябре прошлого года мы получили заказ от Министерства обороны РФ через Министерство образования РФ на подготовку сержантов и солдат. Наши будущие студенты подписывают контракт с Министерством обороны, получают дополнительную стипендию и по окончании обучения командируются для прохождения военной службы. Их распределяют на службу на год или два согласно контракту. Если в процессе обучения студент понимает, что не годится для военной службы, контракт может быть расторгнут при условии, что студентом будут возмещены потраченные на него средства. Обычно таких немного — примерно два человека со всего курса. Интерес к нашему Учебному военному центру есть, абитуриенты проходят конкурс. Связано это с тем, что учебных военных центров в Санкт-Петербурге всего четыре: у нас, в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича, в Балтийском государственном техническом университете «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова и в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете. Что касается заказа Министерства обороны — подготовка для него проходит по трем направлениям: метрология, ракетные войска стратегического назначения и противовоздушная оборона.

— В чем заключаются основные сложности организации научно-исследовательской работы в аэрокосмических вузах? Как эти проблемы решает ГУАП?
— Об одной из основных проблем я уже сказала — это несоответствие материальной базы вуза тем условиям, в которых придется работать выпускнику. Следующая проблема касается базовых кафедр и базового факультета. У нас один такой факультет и 11 кафедр. Суть такой кафедры — ее базирование на предприятии. Тогда это снимает ряд проблем. На сегодняшний день все базовые кафедры находятся у нас в вузе, и сотрудники предприятий приходят к нам на работу, но они зачастую не имеют ученой степени. А в штатном расписании базовой кафедры существуют такие должности, как доцент, старший преподаватель, ассистент. Каждая из них требует определенных регалий. Если у человека нет степени, то мы можем взять его только старшим преподавателем, а вы сами понимаете, что это предполагает не самую высокую зарплату. При этом на предприятии он занимает высокий пост. Отсюда несоответствие. Уверена, что подобные кафедры должны обязательно базироваться на предприя-тии. Сейчас мы прорабатываем этот момент. У нас есть базовые кафедры с «Гранит-электроном», ВНИИРА и еще рядом предприятий. Причем многие из них готовы выделить свободные площади, модернизировать их для обучения студентов, но, разумеется, должно быть какое-то финансирование.

— Расскажите, пожалуйста, о реорганизации технических институтов ГУАП. С чем связана необходимость ее проведения и насколько безболезненно она проходила?

— Реорганизация была проведена в то время, когда я еще была проректором, а вуз возглавлял нынешний его президент Анатолий Аркадьевич Оводенко. Мы ушли от такого понятия, как «факультет» в пользу определения «институт». Сделано это было в том числе и для того, чтобы облегчить контакты с промышленностью, работу базовых кафедр. Факультет может включать в себя в качестве организационных структур только кафедры. Институт же имеет свой административно-управленческий аппарат и может включать в себя ряд других структур, на работу в которых можно принимать сотрудников без ученой степени. Некоторые кафедры были реорганизованы и частично объединены. Большие изменения произошли на гуманитарном факультете. Кстати, если все технические факультеты приобрели статус институтов, то гуманитарный, экономический и юридический остались факультетами. Если говорить о безболезненности реорганизации — было по-разному. Судов у нас не было. Мы уверены, что любая смена позиции одухотворяет человека и дает стимул к совершенствованию. Надо встряхнуться и разобраться, почему твою кафедру начали реформировать. В прошлом году мы по требованию Министерства образования перешли на эффективный контракт и определили критерии эффективности. Любой организм будет жить и развиваться, если каждый его элемент будет успешен и будет стремиться к личному развитию. Коллектив у нас сплоченный. Мы не уволили ни одного человека, нашли точки соприкосновения, перераспределили, ушли со ставок в большей степени на почасовую оплату труда, предварительно повысив ее.

— Как вы считаете, нужно ли техническому вузу сохранять и развивать гуманитарную составляющую?
— Я считаю, что гуманитарии очень нужны университету как многопрофильному учреждению. Сейчас Министерство образования пытается убрать из вузов непрофильные предметы и направления подготовки. Я категорически против этого. Разве в Росатоме, Роскосмосе не нужны юристы, экономисты? Мы читаем у себя космическое право, учим рассчитывать стоимость запуска ракеты и т. д., то есть выпускаем специалистов-гуманитариев, соответствующих нашему профилю. Зачем готовить абстрактного экономиста, скажем, в Экономическом университете, а затем переучивать его в ГУАП на факультете дополнительного образования? Разумеется, гуманитариев в технических вузах не должно быть много, но все-таки они должны быть. Сейчас по экономике и юриспруденции у нас есть небольшие контрольные цифры приема, включая заочное обучение. По остальным гуманитарным направлениям бюджетного набора нет, но у нас большой процент контрактников: примерно 100–150 человек. Я очень горжусь нашим гуманитарным факультетом. Его уже года три возглавляет молодой декан, доктор экономических наук Константин Викторович Лосев, теперь и проректор по международным связям. И за время своей работы он очень много сделал для факультета. Выпускается журнал «Иная», где печатаются и зарубежные авторы. В редакционно-издательский совет входит, к примеру, Лев Лурье. За последние два года наши гуманитарии выиграли конкурсы Министерства образования по философии, социологии, истории, культурологии и другим дисциплинам на общую сумму почти в шесть миллионов. Для меня это было просто удивительно — обычно деньги вузу приносят технари, которые заключают те или иные контракты. А тут гуманитарии! Они доказывают, что нужны вузу.

— За последние полгода были открыты 19 новых направлений подготовки. С чем связана необходимость кардинального расширения направлений подготовки? Пришлось ли закрыть какие-то устаревшие направления?

— Когда я стала ректором, то первоочередной своей задачей определила приведение в порядок наших лицензий. Когда в эту должность шестнадцать лет назад вступил А. А. Оводенко, в вузе было всего 15 направлений подготовки. А к моменту его ухода их стало 280. Надо сразу пояснить, что Минобрнауки каждые два года вводило новые образовательные стандарты, по которым надо учить и по которым нужно иметь лицензии и выдавать аккредитованные дипломы. Сейчас все вузы переходят на ФГОС 3 плюс — переходный к четвертому образовательный стандарт. Когда я стала заниматься лицензиями, то обнаружила, что на протяжении трех последних лет деканы тогда еще факультетов оставляли в нашей учебной части заявки на оформление лицензий по новым направлениям подготовки — их за это время накопилось 19. Необходимость их введения была напрямую связана с потребностями рынка труда, которым мы всегда стремимся соответствовать. Когда я стала смотреть наши лицензии, то оказалось, что есть направления подготовки, которые соответствуют еще первым государственным образовательным стандартам. Мы уже не ведем по ним подготовку, такие специалисты не нужны. Я обратилась с этой проблемой в Рособрнадзор, и нам удалось ее успешно решить. Мы за полгода до 10 февраля получили новые лицензии по 19 направлениям подготовки, убрали порядка 50 старых направлений, а также те, по которым у нас был недобор. Когда приходит проверка Рособрнадзора, то не важно, есть ли у вас набор. Если есть лицензия на ту или иную программу, то должны быть обновленная лабораторная база и новые учебники (они обновляются каждые пять лет). По некоторым направлениям не было контрольных цифр приема, то есть заказа министерства, но тем не менее было набрано человек пять контрактников, на которых тратились часы преподавателей, опять же написание учебников и т. д. Это абсолютно нерентабельно, пять человек не окупали затрат. Такие направления мы тоже закрыли. Получилось так, что для того чтобы понимать свое хозяйство, я как женщина вымела все старое и ненужное. Потом мы привели в порядок все, связанное с ФГОС 3 плюс, были одним из первых вузов, обратившихся в Рособрнадзор за новой лицензией, связанной с переходом с ФГОС 3 на ФГОС 3 плюс. Единственная оставшаяся проблема касается трех направлений подготовки, которые осуществляются в Учебном военном центре. По ним нет переходного ФГОС, то есть Министерство обороны пока не договорилось с Министерством образования на переходный ФГОС 3 плюс, поэтому на сегодняшний день непонятно, что с этими направлениями делать. Мы можем вести подготовку, но не можем осуществить набор на новый учебный год, потому что нет новой лицензии. Наш вуз одним из первых обратил внимание Министерства образования и Рособрнадзора на эту проблему. К слову, из 19 новых направлений подготовки есть две рабочие специальности. У нас существует очень успешный факультет среднего профессионального образования, откуда процентов 70 обучающихся переходит потом к нам на бакалавриат. Факультет имеет собственное отдельное здание на Московском, 149. Каждый год мы набираем туда порядка 120 человек, которые получают рабочие специальности. И вот на этот факультет мы по требованию города ввели две новые специальности, пользующиеся спросом на рынке труда. Надо отметить, что Министерство образования поддерживает развитие среднего профессионального образования.

— Через год вуз отметит 75-летие со дня основания. Как проходит подготовка к юбилею?
— Готовиться начинаем уже сейчас, издан соот-ветствующий приказ. День рождения вуза — 21 января. Однако мы как аэрокосмический вуз всегда отмечали юбилеи в День космонавтики, 12 апреля, и арендовали для этого Ледовый дворец на 10 тысяч мест. Приходит, как правило, 7–8 тысяч человек, людям удобно там общаться друг с другом. В следующем году юбилей мы будем отмечать 25 марта. Связано это с тем, что в апреле будет проходить чемпионат мира по хоккею, и Ледовый дворец в эти дни невозможен для аренды. Хотелось бы получить награды и благодарности, получить оценку властей города и Министерства образования, Роскосмоса, Росатома и всех предприятий, с которыми мы давно и продуктивно сотрудничаем. У нас запланированы встречи с космонавтами. Разумеется, будут встречи выпускников разных лет. Кстати, 3 марта мы отмечали 70-летие факультета радиотехники, электроники и связи — одного из основных и старейших факультетов вуза. Я сама его заканчивала. Мы гордимся нашими выпускниками. Многие из них вполне успешны в профессиональной деятельности, некоторых я уже упоминала. Наш вуз заканчивал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Сергеевич Полтавченко — он является также председателем наблюдательного совета ГУАП, чем мы безмерно гордимся. Некоторые наши выпускники реализуют себя в творчестве —
это и художественный руководитель БДТ имени Г. А. Товстоногова режиссер Андрей Могучий, и писатель Сергей Носов, и телевизионный ведущий Дмитрий Хрусталёв, и многие другие. Надеем-
ся, что все они примут участие в юбилее своей альма-матер.

— В нашей образовательной практике ситуация, когда ректором крупного технического вуза становится женщина, встречается нечасто…
— Да, вы правы. Чисто по-женски могу сказать: быть ректором — это хлопотно. Я часто отвечаю на этот вопрос и всегда говорю: я закончила любимый вуз, защитила здесь кандидатскую диссертацию, прошла путь от ведущего экономиста до начальника отдела, начальника управления, проректора по экономике, первого проректора, а теперь стала ректором.
Я досконально знаю и структуру вуза, и его проблемы. Представляю все достоинства и недостатки не только вуза, но и всей высшей школы и ее реформы. У нас были тайные выборы, как это и положено по уставу. На выборах присутствовало и голосовало 183 человека. Я набрала 80 процентов голосов. Это свидетельство того, что люди доверяют мне, и я им очень благодарна за это. Бывает очень нелегко. Мне как женщине хочется навести
идеальный порядок в своем хозяйстве. Успех коллектива всегда зависит от личного успеха каждого его члена — это мой девиз. Если каждый профессор, преподаватель, ассистент и, конечно, каждый студент будет успешен, самодостаточен, увлечен и обеспечен, то и работать, учиться, развиваться все они будут с огромным желанием. И тогда мы вырвемся на орбиту.
Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА

Уважаемые коллеги, сотрудники редакции газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»!

От имени коллектива Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения и от себя лично поздравляю вас с 10-летием вашего издания!

На протяжении долгих лет вы являетесь уникальным источником объективной и полной информации о самых актуальных проблемах высшей школы в Санкт-Петербурге. Грамотное и профессиональное освещение данной тематики — один из самых злободневных вопросов настоящего времени, с которым вы успешно справляетесь.
Предоставляя страницы своего издания для обсуждения животрепещущих вопросов в области высшего образования, вы оказываете неоценимую услугу всем участникам процесса — от представителей учебных заведений до абитуриентов, от руководства регулирующих органов до представителей бизнес-структур.
Руководители высших учебных заведений высоко ценят возможность выступить с прямой речью на страницах вашей газеты и всегда с удовольствием готовы воспользоваться предоставленной вами дискуссионной площадкой.
От всей души желаю вашему изданию благополучия, процветания и творческой энергии!

Ю. А. Антохина,
ректор Санкт-Петербургского
государственного университета
аэрокосмического приборостроения
 
Источник:  http://www.nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~nU15n