«Народное искусство — это национальное достояние России»

 

6 Апреля 2016

«Народное искусство — это национальное достояние России»

Интервью ректора Высшей школы народных искусств (института) Валентины Фёдоровны Максимович.

— Высшая школа народных искусств (институт) — наследница традиций и опыта двух учебных заведений: Школы народных ремесел (впоследствии Школы народного искусства), основанной императрицей Александрой Фёдоровной, и Московской школы художественных ремесел. Расскажите, пожалуйста, какие именно традиции и методики обучения остаются неизменными?

— Начну с того, что народное искусство — это национальное достояние России, и его будущее невозможно представить без знания культуры прошлых поколений.

Основой и сущностью каждого вида традиционного прикладного искусства является ручной труд высокообразованного художника. Непременными условиями его творческого успеха являются: умение сосредоточиться, внимательность, усидчивость, выдержка, увлеченность делом, постоянный поиск исторической и теоретической основ многовекового художественного наследия, а главное, непреходящее желание вновь и вновь заниматься только этим и ничем другим. Именно таких художников готовят в Высшей школе народных искусств.

Это — единственный профильный вуз России в области конкретных, кардинально отличающихся друг от друга видов традиционного прикладного искусства нашего народа, который ведет подготовку по восемнадцати направлениям. В ее основе — именно профессиональное образование в этой области, для чего, собственно, и была создана Школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны. В этой связи хотелось бы отметить и уникальность здания этой школы, построенного спе­циально для обучения будущих художников декоративно-прикладного направления. Именно в этом историческом здании располагается современная Высшая школа народных искусств (институт), основанная в 2002 году. Следует отметить, что традиционным является и распределение выпускников школы по всей России, практикующееся еще с начала XX века.

Московская школа художественных ремесел стала своеобразной методической базой. Здесь впервые было введено высшее образование в области традиционного прикладного искусства. Безусловно, это сыграло немаловажную роль на начальном этапе деятельности нашего вуза. Сегодня Московский филиал Высшей школы народных искусств — это наша экспериментальная площадка.

— Есть ли в образовательном процессе что-то, что является новшеством именно вашего вуза?

— Высшая школа народных искусств — не просто единственный профильный вуз в данной области, а инновационное высшее учебное заведение по конкретным видам традиционного прикладного искусства, где абсолютно все разработано и создано впервые именно здесь, аналогов не существует.

Направление обучения называется «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы». По первой части названия будущей специальности — «декоративно-прикладное искусство» — подготовка ведется более чем в 70 вузах страны. А что касается второй части названия — «народные промыслы», то нигде в стране, кроме нашего вуза, подобных художников не готовят. Это совершенно разные понятия и, следовательно, разное содержание обучения, что и определило особенности подготовки по каждому конкретному уникальному виду тради­ционного прикладного искусства: малочисленность студентов и индивидуальность их обучения (от 1 до 4 человек в учебной группе), создание собственных учебников и учебно-методических пособий, учебных программ и т. д.

В целом перед нами стоят две взаимозависимые задачи:

— создание и развитие системы непрерывного профессионального образования (СПО и ВО) непосредственно в исторических центрах народных художественных промыслов, соотнесенных с конкретным видом народного искусства, с набором студентов из числа местной молодежи;

— возрождение и развитие исторических видов традиционного прикладного искусства, что невозможно без высококвалифицированных художников, способных создавать шедевры лаковой миниатюрной живописи, художественного кружевоплетения и т. д.

— Существуют ли в других странах школы, подобные вашей: ориентированные на обучение традиционному прикладному искусству? Сотрудничаете ли вы с этими учебными заведениями?

— Аналогов Высшей школе народных искусств нет нигде, но стремление к созданию подобных вузов имеет место. Так, несколько лет назад по предложению сейма Финляндии и по приказу Минобрнауки России создан филиал Высшей школы народных искусств в городе Порвоо. Во всем мире ведется работа по возрождению национального народного искусства. Ежегодно только в Европе проводится до десятка конгрессов, конференций и выставок по различным конкретным видам традиционного прикладного искусства, в которых наша школа, естественно, принимает участие, в том числе как офи­циальный член Европейского ­союза художественного кружевоплетения.

Высшая школа народных искусств, имея все профессиональные награды в России по художественному кружевоплетению, в 2015 году принята (единственная от нашей страны) в Союз кружева Европы, бази­рующийся в Германии, что дает нам право на бесплатные выставки в странах ЕС в этой области народного искусства.

Для участия в выставке Музея лаковой живописи в Мюнстере (Германия) было выбрано всего три вуза мира: Парижский, Токийский и наш.

В 2016 году мы приглашены к участию в выставках, которые будут проводиться в Словении, Германии и Голландии.

— Можно ли сказать, что прикладное искусство в каждой стране — явление абсолютно самобытное? Или же ваши преподаватели и студенты могут почерпнуть что-то из традиций прикладного искусства разных стран и использовать это в своем творчестве?

— Знание искусства других стран и народов всегда идет на пользу, и не только художнику. Однако весь смысл народных художественных промыслов России сводится к таким постулатам, как:

— сохранение многовековых регионально-исторических и художественно-технологических традиций и коллективного художественного опыта каждого вида традиционного прикладного искусства и

— передача этого наследия последующим поколениям с целью развития традиционного прикладного искусства, что и лежит в концептуальной основе нашего вуза.

— Отправляете ли вы ваших студентов на практику в регионы? Есть ли еще в деревнях мастера и мастерицы, у которых есть чему поучиться? Или это явление далекого прошлого?

— Понятие о «мастерицах в деревнях» потеряло смысл более ста лет назад, когда начали создаваться профессиональные школы в этой области в различных регионах тогда еще царской России.

Что касается нашего вуза, то мы ведем подготовку художников не по примитивным видам народного искусства, а по направлениям, которые требуют высшего образования и не существовали до 2002 года.

Известные меценаты облюбовали в основном московские и петербургские вузы, где сейчас ведется подготовка дизайнеров разных профилей, а не художников традиционного прикладного искусства.

И как показывает практика, не всегда в вузах имеется связь между брендом и качеством образования — бренд должен подтверждаться не престижностью названия вуза, а качеством обучения.

В отдаленные села и поселки России — уникальные центры народных промыслов — бизнес как в прежние времена, так и сегодня не доходит. Но есть один вдохновляющий пример: академик Санкт-Петербургской Академии художеств Н. Н. Харламов, известный в первую очередь тем, что именно он расписывал главный купол собора Воскресения Христова в Петербурге (храма Спаса на Крови), уехав в конце XIX века на свою родину, в село Холуй Южского района Ивановской области, возглавил там профессиональную школу холуйской лаковой миниатюрной живописи и руководил ею в течение 7 лет — теперь это Холуйский филиал имени Н. Н. Харламова Высшей школы народных искусств. И подобных филиалов у нас восемь — во всех основных центрах народных искусств. Учитывая, что Высшая школа народных искусств — единственный вуз, где ведется подготовка художников в области игрушки, в 2015 году к нам был присоединен Сергиево-Посадский Художественно-педагогический музей игрушки, в коллекцию которого входят подлинные игрушки нескольких поколений царских детей.

Далеко не все понимают значение русского традиционного прикладного искусства. Однако тем отраднее, что именно в Санкт-Петербурге зародились знаменитые в XIX веке на весь мир Мариинская кружевная школа под покровительством Марии Фёдоровны, а позднее и Школа народного искусства императрицы Александры Фёдоровны.

Высшая школа народных искусств ре­шает задачу государственной важности: использовать культурное наследие как ­неотъемлемую часть воспитания подрас­тающего поколения, да и взрослого населения тоже, будучи единственным профильным вузом подобного профиля, деятельность которого направлена на сохранение нашей национальной культуры.

Сегодня очень важно воспитывать подрастающее поколение на основе художественных традиций нашего народа. Поскольку невозможно воспитать культурного человека на антикультуре, эстетический вкус — вне эстетики, патриота нашей страны — на грубом и глупом извращении истории России. Возможно ли воспитать толерантность, интерес к культуре другого народа, если о своей собственной имеешь весьма смутное представление?!

— В 2011 году Указом Министерства образования и науки РФ была проведена реорганизация нескольких региональных художественных училищ. Они были присоединены к институту в качестве обособленных структурных подразделений (филиалов). Расскажите о них подробнее.

— Традиционные художественные промыслы сохраняют и развивают преемственность местных видов искусства и ­соответствующих художественных школ как исторически сложившихся направлений. Роль их и всего народного искусства велика как во внутренней, так и во внешней политике — ни одна международная выставка не обходится без произведений народных художественных промыслов. Все присоединенные к ВШНИ училища расположены в исторических центрах народных художественных промыслов, таких как ранее названное село Холуй (холуйская лаковая миниатюрная живопись), поселок Мстёра Вязниковского района Владимирской области (мстёрская лаковая миниатюрная живопись, художественная вышивка, декоративная мстёрская роспись и иконопись), в Московской области — село Федоскино (лаковая миниатюрная живопись), Сер­гиев Посад (народная игрушка и уже названный Художественно-педагогический музей игрушки), поселок Богородское (богородская резьба по дереву). Кроме этого, есть еще филиалы Высшей школы народных искусств в Рязани, Москве, Омске и, как уже упоминалось, в Финляндии. Каждое из них уникально по профилю. Сегодня это наши филиалы. Министерство выделило приличные средства на ремонт зданий, в которых они расположены. Часть из них уже прекрасно отремонтирована, остальные будут приведены в порядок в этом году.

Если учесть, что это села и поселки, то для местной молодежи это прекрасная возможность получить высшее образование в области конкретного вида традиционного прикладного искусства практически рядом с домом. Филиалы — это место не только учебы, но и проведения досуга, здесь есть спортивные залы, фитнес-классы, столовые, кафе, комнаты в общежитии на двух человек со всеми удобствами, то есть все то, что определяет социальную сторону жизни молодежи и что в конечном итоге порождает желание учиться и работать на своей малой родине.

Поскольку лаковая миниатюрная живопись, например, Холуя, Мстёры и Палеха — абсолютно разные виды искусства, исторически отличающиеся художественно-выразительными средствами, колористическими и стилистическими особенностями, каждое из них требует своего преподавателя, вла­деющего именно этим искусством, а не другим, особых учебников и методических пособий и т. д. По большинству видов традиционного прикладного искусства в наших филиалах получают высшее образование студенты из числа местного населения, что способствует закреплению выпускников в этих «селах-академиях», подчас находящихся весьма далеко и от областных центров. Не только выпускники московских или питерских вузов не поедут в эти места, а даже выпускники Владимира или Иваново.

— У вас есть профессиональные курсы для взрослых по рисунку, живописи, скульптуре и многим видам декоративно-прикладного искусства. Пользуются ли они спросом у населения?

— Да, действительно, в ВШНИ осуществляются программы по дополнительному образованию взрослых и школьников. Особым спросом пользуются курсы ювелирного искусства, поскольку мы ведущий вуз в этой области — исторически подготовка этих специалистов осуществлялась в нашем Московском филиале, но сейчас мы планируем открыть это направление и во Мстёре Владимирской области, где находится ювелирный завод, производящий уникальную серебряную посудную группу. Кроме того, для взрослых представляют интерес курсы художественного кружевоплетения, декоративной росписи, художественной вышивки. В ВШНИ существует также детская арт-школа, также пользующаяся большой популярностью.

— Есть ли какие-то особенности в организации учебного процесса в Высшей школе народных искусств?

— Несмотря на то что в современном мире посещаемость учебных занятий в вузах не является основополагающей, в ВШНИ традиционно, ввиду специфики художественно-технологического процесса, присутствие студентов на занятиях является обязательным, а разработка проекта, связанного с конкретным видом традиционного прикладного искусства, и последующая длительная его материализация зависят от желания студента Высшей школы народных искусств заниматься именно этим видом искусства и отношения к этому искусству.

Я уже говорила о взаимозависимости традиционного прикладного искусства и высшего образования в этой области.

За десятилетие был сформирован профессорско-преподавательский состав вуза из числа его выпускников, впервые защитивших диссертации в области традиционного прикладного искусства, к нему относятся в т. ч. и преподаватели наших филиалов в селе Холуй и поселке Мстёра. Результат таков: дипломные работы — это высокохудожественные произведения искусства, именно так много лет подряд характеризует их Государственная аттестационная комиссия во главе с заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, академиком Российской академии художеств Марией Александровной Некрасовой. На выставке в Сорбонне в 2010 году эти работы получили название «предметы роскоши». К сожалению, у нас в стране пока не развит менеджмент в сфере традиционного прикладного искусства, но мы планируем готовить специалистов этого профиля — они нам необходимы.

— Художественные вышивка, кружевоплетение, резьба по кости, роспись по металлу и папье-маше, роспись ткани, ювелирное искусство, лаковая миниатюрная живопись и др. — всем этим видам прикладного искусства обучают в Высшей школе народных искусств. Востребованы ли они сегодня? Где работают ваши выпускники?

— Традиционное прикладное искусство — это базовая часть национальной культуры, ее духовная сущность, это художественная история нашей страны, наше культурное наследие, без чего немыслимо существование России. И недопустимо, чтобы образовательная и художественно-творческая деятельность такого уникального вуза, как и многовековое искусство нашего народа, измерялась цифрами или по критериям промышленности и общих требований образовательных стандартов.

Плачевное состояние предприятий народных художественных промыслов, большинство из которых уже развалилось, не должно разочаровывать обучаемых в выбранной профессии.

Высшая школа народных искусств способствует развитию креативности и трудолюбия у студентов с первых дней обучения через выставочную деятельность и практику, которую они проходят во всех музеях Санкт-Петербурга и профильных музеях в регионах, стараясь доказать каждому обу­чающемуся его уникальность и важность его деятельности. И результат налицо — например, все выпускники Мстёрского филиа­ла остались работать в этом уникальном центре. Выпускники ВШНИ не испытывают трудностей с трудоустройством. По последним данным, 87 % наших выпускников трудоустроены по профильным специальностям. Это прежде всего преподавание в художественных учебных заведениях, предпринимательская деятельность. Особенно востребованы ювелиры, иконописцы, многие выпускники работают на предприятиях, в храмах, но большая часть — непосредственно в центрах народных художественных промыслов. Лучшими преподавателями на сегодняшний день можно назвать наших выпускниц Полину Вадимовну Гусеву, бывшую сначала заведующей кафедрой лаковой миниатюрной живописи ВШНИ, ныне директора Мстёрского филиала ВШНИ, а также Екатерину Александровну Лапшину, заведующую кафедрой художественного кружевоплетения ВШНИ. Обе выпускницы нашего вуза, обе защитили кандидатские диссертации в области профессионального образования в традиционном прикладном искусстве.

Д. С. Лихачёв писал: «От отношения всех к народному искусству зависит его судьба». Я считаю, что судьба выпускников в области традиционного прикладного искусства в первую очередь зависит от потребности нашего государства в необходимости развития национальной культуры нашего народа. Народное искусство в немалой степени способствует формированию высоконравственной личности, прекрасно знающей историю и культуру нашей страны, осознающей свою ответственность за ее судьбу. В Указе Президента РФ «Основы государственной культурной политики» именно это отражено.

Студенты Высшей школы народных искусств имеют все условия для получения прекрасного образования и реализации своего таланта, что позволит им заниматься любимым делом всю жизнь.

Беседовала
Елена СЕРЕБРЯКОВА

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~379QF