«Молодые фармацевты должны уметь мечтать и оригинально мыслить»

 

1 Марта 2018

«Молодые фармацевты должны уметь мечтать и оригинально мыслить»

Интервью с ректором Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета докто¬ром фармацевтических наук, профессором Игорем Анатольевичем Наркевичем.

— В соответствии с приказом министра здравоохранения Российской Федерации В. И. Скворцовой № 48 от 6 февраля 2018 г. федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная химико-фармацевтическая академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации переименована в федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный химико-фармацевтический университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации (СПХФУ). Что значит для вуза это переименование?

— Это переименование прежде всего означает для нас новый статус. На протяжении восьми последних лет мы планомерно развивались и подтверждали лидерство в отечественном фармацевтическом образовании. Так, в 2011 г. в состав академии вошел Санкт-Петербургский фармацевтический техникум, а в конце 2016 г. нам удалось завершить реализацию проекта масштабной реконструкции и технического перевооружения основного лабораторного корпуса вуза и открыть единственный в России современный симуляционный образовательный комплекс — GMP тренинг-центр. В этом году мы открываем набор студентов на два новых направления бакалавриата, осуществляющие подготовку специалистов в области медицинской химии и товароведения медицинских изделий. Все наши достижения свидетельствуют о том, что новый статус вполне закономерен.

— Как новый статус вуза отразится на образовательном процессе?

— Сегодня СПХФУ является научно-образовательным центром подготовки кадров, востребованных работодателями на различных этапах жизненного цикла лекарственных препаратов. После смены статуса мы продолжим решать задачи по подготовке высококвалифицированных кадров нового типа, отвечая на современные вызовы, которые ставят перед системой профессионального образования быстрая смена технологий, цифровизация экономики и появление новых видов фармацевтической и медицинской продукции, в том числе в рамках формирования новых рынков NeuroNet и HealthNet. Для этого мы продолжим внедрение новых решений, позволяющих своевременно актуализировать содержание и формат образовательных программ и обеспечивать их соответствие передовым отраслевым трендам. Залогом успешного решения поставленных задач видится ориентация университета на интеграционные процессы в области науки, образования и бизнеса, так как такой подход позволит подготовить кадры, обладающие междисциплинарными компетенциями и способные решать задачи на стыке различных областей знаний. Важной задачей также является подготовка кадров, способных осуществлять внедрение в практику результатов фундаментальных и прикладных научных исследований в области разработки лекарственных средств и технологического процесса.

— С 2018 г. университет открывает набор студентов на новые направления бакалавриата, готовящие специалистов в области медицинской химии и товароведения медицинских изделий. Высока ли востребованность этих специалистов на рынке труда?
— Наибольший спрос на рынке труда в области сопровождения медико-технологической отрасли и обращения медицинских изделий и фармацевтических товаров наблюдается в секторе оптовой и розничной торговли медицинскими и фармацевтическими товарами. Это подтверждают данные распределения вакантных рабочих мест в исследуемой области с преобладанием числа вакансий в сфере осуществления торгово-закупочной и организационно-управленческой деятельности. При этом сфера оценки соответствия и обеспечения качества медицинских изделий демонстрирует потребность в высококвалифицированных кадрах в области сопровождения медико-технологической отрасли и обращения медицинских изделий и фармацевтических товаров.

— Университет интегрирован в систему многоуровневой опережающей подготовки кадров для обеспечения перспективного развития фармацевтической отрасли Российской Федерации. Что значит в этом контексте «опережающая подготовка кадров»?

— Основная цель системы многоуровневой опережающей подготовки кадров для обеспечения перспективного развития фармацевтической отрасли (далее Система) — обеспечение фармацевтической отрасли высококвалифицированными кадрами нового типа, обладающими специфическими компетенциями и отвечающими современным требованиям, определяемым быстрой сменой технологий и появлением новых видов фармацевтической и медицинской продукции. Этого можно достичь только при взаимодействии всех участников данного процесса как со стороны рынка труда (субъекты национальной системы профессиональных квалификаций, региональные фармацевтические кластеры и др.), так и со стороны системы профессионального образования (ФУМО, образовательные организации и др.).
На базе СПХФУ в 2017 г. создан Отраслевой центр развития компетенций в области лекарственного обеспечения, в состав профильной сети которого вошел целый ряд вузов, ведущих подготовку фармацевтических кадров в различных регионах: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский университет дружбы народов», федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Курский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» и федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В. Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, и работодателей фармацевтической отрасли. Результатом совместной работы организаций центра стал проект примерной основной образовательной программы по специальности 33.05.01 Фармация в логике требований ФГОС, актуализированных в ¬соответствии с требованиями профессиональных стандартов.

— Выступая на партнеринг-форуме LIFE SCIENCES INVEST. PARTNERING RUSSIA, вы назвали весьма перспективной модель крафтового образования. Расскажите, пожалуйста, об этой модели более подробно. Внедрена ли она в образовательный процесс вашего университета?

— Под «крафтовым» (или «штучным», «эксклюзивным») образованием я понимаю подготовку кадров в соответствии с потребностями конкретных работодателей в специалистах с заданными квалификационными характеристиками. Такой подход требует формирования образовательных траекторий, позволяющих сопрячь квалифика¬ционные характеристики выпускников с квалификационными характеристиками специалистов, востребованных в рамках отраслевого кадрового заказа. СПХФУ ¬реализует такой подход в рамках тесного сотрудничества с ведущими работодателями отрасли как одного из важнейших условий обеспечения актуальности содержания образования. Так, в СПХФУ реализуются совместные образовательные проекты с компаниями Pfizer («Больше, чем образование»), Novartis, Veropharm Abbott, AbbVie и др.

— Недавно состоялось подписание соглашения о начале сотрудничества между Российской государственной акаде¬мией интеллектуальной собственности и Санкт-Петербургским государственным химико-фармацевтическим университетом. Расскажите, пожалуйста, что уже сделано в рамках сотрудничества и чего вы ожидаете от него в дальнейшем?
— Прежде всего мы договорились о сов¬местной разработке и реализации:
— практико-ориентированной образовательной программы MBA «Управление интеллектуальной собственностью фармацевтических компаний», направленной на формирование у слушателей компетенций, необходимых для внедрения в промышленное производство наукоемких технологий, и основанной на привлечении к образовательному процессу сотрудников высокотехнологичных компаний фармацевтической отрасли;
— образовательных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в области управления интеллектуальной собственностью на различных этапах обращения лекарственных средств (целевая аудитория: специалисты в сфере R&D (поиска и валидации мишеней, поиска и выбора активных молекул, фармацевтической разработки лекарственных форм), доклинических и клинических исследований, в сфере технологий производства активных фармацевтических субстанций и лекарственных средств и пр.);
— междисциплинарных массовых онлайн-курсов, направленных на формирование компетенций в области интеллектуальной собственности у специалистов, сфера деятельности которых связана с коммерциализацией результатов научной деятельности в сфере фармацевтики;
— сетевых магистерских программ подготовки кадров, обладающих компетенциями в области управления интеллектуальной собственностью в условиях создания производств полного цикла новых активных фармацевтических субстанций, лекарственных средств и медицинских изделий на территории Российской Федерации, а также в условиях формирования новых рынков НТИ «NeuroNet» и «HealthNet».
Кроме того, реализация совместных программ предполагается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий. Это позволит увеличить экспорт образовательных услуг по разработанным программам в государства — участники Евразийского экономического союза, что особенно актуально в условиях создания единого рынка лекарственных средств и медицинских изделий на территории ЕАЭС.

— Расскажите, пожалуйста, о базовых кафедрах университета, открытых на предприятиях.

— К настоящему моменту созданы 2 кафедры СПХФУ на базе предприятий — участников кластера (кафедра технологии рекомбинантных белков на базе BIOCAD, кафедра иммунобиотехнологии ФГУП СПбНИИВС ФМБА России). На кафедрах реализуются магистерские программы по направлению подготовки 19.04.01 Биотехнология, а также отдельные образовательные модули и дисциплины образовательных программ бакалавриата и аспирантуры. Базовые кафедры успешно интегрированы в образовательный процесс и являются непосредственными элементами подготовки кадров, способных работать на инновационном оборудовании и способных использовать в своей профессиональной деятельности новые технологии в области биотехнологий.
— В структуре университета — ¬Испытательная лаборатория (Центр контроля качества лекарственных средств). В чем заключается ее работа? Как вообще обстоят дела в нашем городе и стране с контролем качества лекарственных средств и борьбой с подделками?
— Испытательная лаборатория сущест¬вует в структуре университета с 1994 г. Это подразделение осуществляет практическую научно-аналитическую функцию и является независимой испытательной лабораторией, которая аккредитована в национальной системе.
ИЛ ЦККЛС оказывает услуги производителям и дистрибьюторам лекарственных средств по проведению испытаний на ¬соответствие качества продукции. Результаты деятельности ИЛ позволяют минимизировать риск попадания к потребителю продукции, потенциально опасной для его жизни и здоровья. Уровень оснащенности и кадровый потенциал дают возможность говорить о высоком уровне проводимых аналитических работ, что находит свое подтверждение в том числе в расширении линейки предоставляемых услуг. Так, недавно мы были аккредитованы на испытание качества парфюмерно-косметической продукции, были добавлены новые методы анализа — атомно-эмиссионная спектроскопия, которая дает возможность анализировать макро- и микроэлементный состав любого объекта.
Если говорить о современном состоянии рынка аналитических исследований, то могу сказать, что требования к контролю качества лекарственных средств и аккредитации испытательных лабораторий постоянно ужесточаются. В нашем городе функционирует 5 аналогичных независимых испытательных лабораторий. На данный момент этого достаточно, чтобы полностью удовлетворить спрос на аналитические виды работ со стороны производителей лекарств.
Оценку состояния рынка фальсифицированных, недоброкачественных и контрафактных лекарственных средств ежегодно дает Росздравнадзор. Исходя из представленной в открытом доступе отчетной документации говорить о «фальсификатах» не приходится, так как регистрируются единичные случаи. Лекарственные средства, которые не отвечают отдельным показателям качества нормативной документации, встречаются гораздо чаще и незамедлительно забраковываются еще на этапе независимой экспертизы, поэтому их дальнейшее попадание в аптечную сеть и, как следствие, к потребителю исклю¬чается.

— Вы являетесь специалистом в области организации фармацевтической помощи в крупных многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях. Существуют ли сейчас какие-то проблемы и сложности в снабжении таких учреждений лекарственными препаратами?

— Для современной клиники в части организации фармацевтической помощи сегодня важно в первую очередь иметь ассортимент лекарственных препаратов, позволяющий обеспечить требуемый уровень эффективности терапии пациента. Особенно острой эта проблема представляется для детских стационаров. Несмотря на то что в настоящее время лекарственные формы выпуска препаратов для педиатрии достаточно разнообразны, на практике провести рациональную фармакотерапию довольно сложно. Насыщенность фармацевтического рынка препаратами с детскими дозировками и удобными для применения в педиатрии формами выпуска явно недостаточна. Стоит также отметить, что менее 50 % препаратов имеют установленную эффективность и безопасность у детей, что, в свою очередь, ¬обусловливает нерациональные назначения и обеспечивает довольно высокие показатели (до 10 %) госпитализации в результате медикаментозных осложнений. Наш университет сегодня реализует ряд совместных проектов с ведущими клиниками Санкт-Петербурга по оптимизации лекарственного обеспечения педиатрических пациентов с социально значимыми для региона нозологиями, т. к. научно обоснованный подход к оптимизации закупок медицинскими организациями способен обеспечить значительное повышение эффективности системы здравоохранения в условиях ограниченного финансирования.

— Ваш университет является одним из организаторов межрегионального творческого конкурса для старшеклассников «Российская школа фармацевтов». Поделитесь, пожалуйста, своими мне-нием и впечатлениями от этого конкурса. Начали ли свое обучение в университете победители прошлых лет?
— Межрегиональный творческий конкурс для старшеклассников «Российская школа фармацевтов» — это серия негосударственных интеллектуальных состязаний и профориентационных мероприятий для учащихся 10-х классов общеобразовательных школ и студентов 1-го курса среднеспециальных учебных заведений, которые не только знакомят школьников с профессией, но и способствуют выявлению и развитию у молодежи творческих способностей и интереса к научной деятельности. На сегодняшний день конкурс позволяет привлечь в отрасль талантливую молодежь, инициировать и ¬поощрить интерес к расширенному изучению химии со школьной скамьи. На наш взгляд, будущие российские фармацевты должны не только хорошо разбираться в основной программе обучения, но и постоянно расширять горизонт собственных знаний. Им должны быть присущи трудолюбие и умение добиваться поставленных целей. Молодые фармацевты должны уметь мечтать и оригинально мыслить, а также быть искренне заинтересованными в работе по специальности.
Первоначально проект конкурса был инициирован Медико-биологическим научно-производственным комплексом «Цитомед» как продолжение политики корпоративной социальной ответственности компании. 17 августа 2015 г. проект получил официальную поддержку Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время перед нами стоит задача развития конкурса. С одной стороны, мы готовимся к формированию заявки на включение «Российской школы фармацевтов» в перечень олимпиад Министерства образования и науки Российской Федерации, а с другой — ведется работа по расширению количества соорганизаторов путем привлечения образовательных организаций, осуществляющих подготовку специалистов с фармацевтическим образованием, и крупных фармацевтических компаний. Это позволит сделать конкурс действительно отраслевым.
В прошлом году в СПХФУ впервые подали документы в приемную комиссию 13 победителей и призеров конкурса 2015/2016 г., из них 4 зачислены на места, финансируемые за счет федерального бюджета, на обучение по программам высшего образования, реализуемым как на фармацевтическом, так и на факультете промышленной технологии лекарств.

— В последнее время стали все чаще говорить не просто об импортозамещении, но об импортоопережении. Стоит ли такая задача перед фармацевтической отраслью?

— Фармацевтическая промышленность сегодня относится к ряду наиболее динамично развивающихся отраслей российской экономики. На стратегии опережения базируется Государственная программа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности на 2013–2020 годы», целью которой является создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня. Пятый год подряд доля российских препаратов в общем -объеме фармацевтического рынка демонстрирует монотонную и стойкую тенденцию к увеличению. Стоит также отметить, что по состоянию на 1 января 2018 г. доля ¬отечественных препаратов по номенклатуре перечня ЖНВЛП увеличилась до 84 %. ¬Объем экспорта российской фармацевтической продукции в ценовом выражении увеличился более чем на 30 % по сравнению с аналогичным периодом 2016 г. В рамках программ поддержки трансфера высоких технологий и модернизации производства в настоящее время заключаются специнвестконтракты с крупными мировыми и отечественными производителями, открываются новые производственные площадки. На мощностях российских производителей продукцию активно локализуют иностранные компании. Поэтому данная задача в фармацевтической отрасли не только обозначена, но и реализуется в полной мере.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~JfEQp