Корабелка — стратегический вуз для судостроительной промышленности России

 

18 Мая 2016

Корабелка — стратегический вуз для судостроительной промышленности России

Интервью и. о. ректора Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Евгения Михайловича Апполонова.

— В одном из своих выступлений вы сказали: «Надо признать, что вуз на протяжении 25 лет существовал в режиме выживания». Что вам удалось сделать за два с половиной года руководства университетом?

— Приход новой руководящей команды в конце 2013 г. был связан с тем, что Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) имел множество проблем: ослабление связей с промышленностью, старение профессорско-преподавательского состава, плачевное состояние имущественного комплекса, отсутствие модернизации научной и учебно-лабораторной баз и т. д. Мы начали работу с провозглашения главного вектора развития, направленного на кардинальное укрепление связей с промышленностью, в первую очередь судостроительной, ведь наш университет — единственный в России, системообразующий вуз, готовящий инженеров-кораблестроителей по всем востребованным отраслью специальностям. Базисом для реализации наших планов являлся и является тот факт, что при всех перечисленных недостатках вуз обладает весьма широкими компетенциями во всех областях, связанных с научным обеспечением, проектированием и постройкой судов и ледоколов, надводных кораблей и подводных лодок, морской техники для освоения шельфа, в том числе арктической. В компетенции нашего университета входят все вопросы, связанные с судостроением, судовой энергетикой и автоматикой, морским приборостроением, экономикой и социологией судостроения, морским правом. Всё это объединено глубоким пониманием специфики судостроительной промышленности. Четкое понимание вектора и базиса развития и вселили в нас два с половиной года назад определенный оптимизм в отношении будущего СПбГМТУ, до 1990-го года называвшегося Ленинградским кораблестроительным институтом (ЛКИ) и во все времена именуемым многими поколениями судостроителей Корабелкой.

Подводя итоги более чем двухлетней работы, важно подчеркнуть, что с самого начала нашей деятельности перед СПбГМТУ были поставлены сложные задачи, сформулированные двумя совещаниями руководителей органов государственной власти по вопросу «О состоянии и проблемах обеспечения судостроительных и кораблестроительных предприятий, а также военно-морского флота России современными высококвалифицированными инженерными кадрами на примере Санкт-Петербургского государственного морского технического университета», проводившимися соответственно 4 апреля 2014 года и 24 апреля 2015 года под председательством Николая Платоновича Патрушева, секретаря Совета безопасности РФ, выпускника ЛКИ. По итогам совещаний университету были даны поручения, фактически имевшие статус поручений Президента РФ, и в течение последующих 2-х лет деятельность университета была направлена на их выполнение. За этот период в вузе:

-        создается эффективная современная система подготовки высококвалифицированных инженерных кадров для судостроительной промышленности, ОПК и ВМФ, включающая базовые кафедры, инновационные лаборатории, средства дистанционного обучения, последовательное обновление материально технической базы учебного процесса и учебных курсов;

-        основаны новые базовые кафедры, обеспечен реальный конкурс при поступлении в университет, увеличены контрольные цифры приема абитуриентов;

-        разработана и одобрена Наблюдательным советом Стратегия развития СПбГМТУ на 2016 - 2019 годы;

-        Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2016 г. основные специальности и направления подготовки высшего образования, реализуемые в СПбГМТУ, переведены в перечень специальностей и направлений подготовки, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики;

-        с 2015 - 2016 учебного года решением Минобрнауки России СПбГМТУ переведен в так называемую третью ценовую группу, что дает вузу двукратное увеличение получаемых бюджетных субсидий и отражает стратегическую роль университета в развитии нашей судостроительной промышленности.

-         начато планомерное переоснащение лабораторной базы, реализуется при поддержке Минобрнауки, Совета Безопасности РФ, Правительства Санкт-Петербурга, Представительства Президента по СЗФО проект создания единого кампуса СПбГМТУ;

-        существенно увеличены объемы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечен рост средних зарплат профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников;

-        заключены генеральные соглашения с АО «Объединенная судостроительная корпорация» и научными центрами и приборостроительными концернами судостроительной отрасли, Госкорпорацией «Росатом», ПАО «Газпром», АО «НК «Роснефть», направленные на развитие образовательного процесса, научной работы, поддержание и обновление имущественного комплекса.

— Раньше таких соглашений не было?

— С АО «ОСК», конечно, формальное соглашение было, с другими корпорациями — нет. Главное на настоящий момент, что каждое соглашение имеет свой план реализации, ни одно из них не повисает в воздухе.

АО «НК «Роснефть» в рамках спонсорской помощи опорному вузу профинансировала создание трех учебно-научных лабораторий в интересах компании. На 2016 г. намечено открытие еще трех лабораторий. Мы создаем брендовую зону для АО «НК «Роснефть», создаем положительный образ компании, чтобы наши выпускники были заинтересованы в работе на ее предприятиях. Это в первую очередь касается дальневосточных предприятий АО «НК «Роснефть»: судостроительного комплекса «Звезда» в бухте Большой Камень и Дальневосточного центра судостроения и судоремонта. С этими организациями мы активно взаимодействуем, наши студенты поедут на практику на Дальний Восток и будут готовиться работать в интересах АО «НК «Роснефть».

Мы активно взаимодействуем с ПАО «Газпром». В конце прошлого года мы получили статус опорного вуза ПАО «Газпром», и это для нас большая честь. В текущем году планируем создание учебно-научной лаборатории в интересах ПАО «Газпром», финансируемое за счет пожертвований компании. Представили наши предложения по научным разработкам, в том числе в области импортозамещения, а также в части реализации образовательных программ.

В рамках соглашения с Госкорпорацией «Росатом» закончен процесс согласования технических заданий по трем НИОКР, связанным с совершенствованием атомных энергетических установок с учетом их судостроительной специфики, и ближайшее время, надеюсь, мы начнем научные разработки.

Таким образом, в направлении укрепления связей с промышленностью и судостроительными предприятиями мы работаем очень активно.  

Второе направление, которым мы занимаемся, — развитие образовательной системы, интегрированной с промышленностью. Здесь у нас есть достижения, которыми мы можем гордиться. За прошедший двухлетний период были образованы 10 базовых кафедр на ведущих предприятиях судостроительной промышленности, и этот процесс продолжается. У нас есть уже 4 базовые кафедры во ФГУП «Крыловский государственный научный центр» по самым наукоемким направлениям, связанным с гидродинамикой, прочностью, судовой акустикой, электромагнитными полями. Продолжает успешно работать базовая кафедра в АО «ЦМКБ «Алмаз». С АО «СПМБМ «Малахит» у нас начала действовать комплексная базовая кафедра, которая работает по трем нашим главным направлениям подготовки — кораблестроению, судовой энергетике и морскому приборостроению. С последним направлением связано открытие базовых кафедр в АО «ЦКБ МТ «Рубин», ОАО «Концерн «Океанприбор». С ОАО «Концерн морское подводное оружие – Гидроприбор» образована совместная лаборатория, которая будет способствовать развитию наших компетенций — как научных, так и образовательных. А еще мы создали Отраслевой центр подготовки и переподготовки кадров в интересах судостроительной промышленности и очень надеемся на активное взаимодействие прежде всего с АО «ОСК». Мы будем развивать наши компетенции в области дополнительного профессионального образования, переподготовки и повышения квалификации, использовать возможности дистанционного образования. Нами создан Центр компетенций в области технологий судостроения и судового оборудования. Технологии — это то, что определяет мировой прогресс. Надо отметить, что этот центр создан под эгидой существующего в нашем университете Института морской техники и технологии, который возглавляет профессор нашего университета, Герой России и почетный гражданин Санкт-Петербурга Владимир Леонидович Александров, более двух десятилетий руководивший АО «Адмиралтейские верфи». Центр компетенций, в свою очередь, возглавил известный специалист в области технологий Владимир Дмитриевич Горбач, являющийся в настоящее время главным сварщиком во ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей». Естественно, мы привлекаем к работе высококвалифицированные кадры из промышленности и по другим дисциплинам, чтобы образовательный процесс развивался более динамично.

В соответствии с пожеланиями работодателей Университетом разработаны стандарты, позволяющие обеспечить подготовку специалистов-инженеров для оборонно-промышленного комплекса по кораблестроению, судовой энергетике и автоматике, корабельному вооружению. В 2015 году СПбГМТУ получил лицензию на ведение образовательной деятельности по вышеуказанным образовательным стандартам. В 2016 году запланирован прием на бюджетную форму обучения по этим стандартам 90 человек, из которых 60 человек – заказ Министерства Обороны РФ. В 2015 году существенно увеличился прием на обучение по программам магистратуры, открыты 7 образовательных программ магистратуры, дополнительно разработаны и планируются к реализации при приеме на обучение в 2016 году 6 программ специалитета (из них три в интересах Министерства Обороны РФ) и 2 программы бакалавриата.

Переходя к третьему направлению – развитию научной работы, приведу сначала несколько цифр. В течение 2014 – 2015 г.г. научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) выполнялись по 226 проектам с общим объёмом финансирования 1533,2 млн. руб., в том числе: по ФЦП Минпромторга «Развитие гражданской морской техники на 2009 – 2016 г.г.» и «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы», по заказу Минобороны, по договорам с отечественными предприятиями 533,8 млн.руб. В 2014 г. обеспечен рост: полного объема НИОКР в 1,35 раза; объемов НИОКР по заказу Минпромторга и Минобороны в 3,1 и 2,0 раза; фонда заработной платы по НИОКР в 1,30 раза. В 2015 г. по отношению к 2014 г. обеспечен рост: заработной платы молодых преподавателей (ассистентов, преподавателей, старших преподавателей) в 1,23 раза; заработной платы научных сотрудников в 1,34 раза; доли заработной платы ППС за научную работу в общем объеме заработной платы ППС в 1,15 раза.

Как видно из представленной количественной информации, по росту объемов научной работы, заработной платы преподавательского состава, вовлечению молодежи в научную работу, увеличению количества молодых преподавателей за счет мотивации к научной работе мы имеем положительную динамику. В отношении качественной стороны отмечу, что у нас активно ведутся разработки в области реального сектора экономики: мы осуществляем поставки оборудования в интересах Министерства обороны РФ и Госкорпорации «Росатом», работаем по федеральным целевым программам, имеем заказы от конкретных предприятий. По объемам научных разработок мы занимаем ведущее место в Санкт-Петербурге, несмотря на то что Корабелка — относительно небольшой и по количеству студентов, и по численности профессорско-преподавательского состава вуз. В «Рейтинге востребованности вузов в РФ – 2015. Инженерные вузы» СПбГМТУ занимает 2-е место по показателю «Доля средств от коммерциализации интеллектуальных продуктов», уступая только Московскому государственному технологическому университету «СТАНКИН». Фактически это активность в области научных разработок.

Для поддержания и развития достигнутого уровня в области научных разработок в университете создаются специализированные инжиниринговые центры и лаборатории, в частности в 2015 году начали функционировать образованная в ОАО «Концерн морское подводное оружие – Гидроприбор» научно-исследовательская лаборатория программно-аппаратных систем контроля морской техники (НИЛ ПАСК МТ) и инновационно-инжиниринговый центр «Подводный добычной комплекс». В целях стимулирования инновационной деятельности студентов, молодых ученых и ППС создан бизнес-инкубатор «Бюро интеллектуального сервиса».

В области имущественного комплекса мы активно работаем над модернизацией существующей учебно-лабораторной базы, кроме того, у нас большие планы, связанные с поддержанием имущественного комплекса. За 25 лет выживания многие здания, лаборатории, аудитории пришли в не самое лучшее состояние. Мы рассчитываем на поддержку со стороны Министерства образования, госкорпораций и промышленных предприятий. Кроме того, нами разработан проект создания единого кампуса, достойного статуса морской столицы России. Кампус планируется создать на нашей территории на юге города по адресу Ленинский пр., д. 101. Мы получили поддержку со стороны Министерства образования, правительства Санкт-Петербурга, представительства Президента РФ по СЗФО.

Приобретенный в течение 2015 – 2016 годов опыт реализации проектов развития послужил хорошей основой для разработки Стратегии развития СПбГМТУ на 2016 – 2019 г.г. Выполнению данной работы в значительной степени способствовали и рекомендации Наблюдательного совета СПбГМТУ, который функционирует с конца 2014 г. под председательством Президента АО «ОСК» Алексея Львовича Рахманова и включает представителей судостроительных предприятий, научных центров, приборостроительных концернов, «Росатома», «Роснефти», «Газпрома», правительства нашего города и Совета безопасности РФ. Главные цели стратегии — повышение качества образовательного процесса и удовлетворение потребностей промышленности в наших выпускниках, инженерах-кораблестроителях. В процессе реализации Стратегии мы рассчитываем получать дополнительные финансовые вливания за счет развития образовательного процесса, дополнительного профессионального образования, увеличения объемов научной работы и в течение четырех лет выйти на профицитные результаты финансовой деятельности. Успешное выполнение Стратегии позволит поставить амбициозные долгосрочные задачи, связанные с вхождением Корабелки в число вузов РФ с высоким рейтингом, и занять то место, которое Корабелка всегда занимала в системе высшего образования Советского Союза.

— Вы охарактеризовали СПбГМТУ как единственный в России, системообразующий в области судостроения и, при этом, как относительно небольшой по количеству обучающихся вуз. Какой Вам видится дальнейшая судьба университета в свете наблюдаемой в настоящее время в российской высшей школе политики укрупнения?

— Да, в отношении факторов единственности и системообразования это действительно так. Во времена СССР параллельно с ЛКИ существовал еще Николаевский кораблестроительный институт. Сейчас в учебно-методическое объединение по кораблестроению и океанотехнике входит около 20-ти вузов, имеющих отдельные элементы кораблестроительного образования. Но комплексными современными технологиями уникального кораблестроительного образования обладает только наш Морской технический университет.

При этом необходимо понимать, что в целом в российской высшей школе в последние годы по инициативе Минобрнауки России реализуется тенденция, направленная на консолидацию и укрупнение вузов путем их объединения. В рамках этого процесса создана сеть федеральных университетов, играющих роль ключевых центров образования в регионах. Начато создание опорных региональных вузов на основе объединительных процедур. Процесс формирования опорных вузов не коснулся двух образовательных столиц - Москвы и Санкт-Петербурга, но объединение вокруг вузов – лидеров, к которым, прежде всего, относятся авторитетные национальные исследовательские университеты, в обоих городах реально происходит и также поддерживается Минобрнауки. В целом целесообразность объединительной политики, направленной, как правило, на присоединение малоэффективных вузов к вузам-лидерам, понятна и не является предметом подробного обсуждения в настоящей беседе.

Важно другое. Исходя из общей тенденции, казалось бы, напрашивается схема соединения Корабелки на нынешнем этапе ее деятельности с одним из крупных петербургских университетов, специализирующихся в области политехнического образования. Однако, при детальном рассмотрении, целесообразность этой схемы оказывается не столь очевидной.

Для начала обратимся к истории. СПбГМТУ/ЛКИ был образован в 1930 году на базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института. Данное решение, учитывающее уникальную специфику кораблестроительного образования, было обоснованно известными учеными во главе с академиком А.Н.Крыловом. Руководство СССР на очень непростом этапе развития страны, в сложной внешне и внутриполитической обстановке прислушалось к авторитетному мнению ученых и учредило самостоятельный кораблестроительный вуз. Польза такой меры проявилась уже в годы войны. А в послевоенные годы при самом активном участии ЛКИ был создан уникальный военно-морской и гражданский флот, решавший для страны серьезные стратегические задачи. В 50-80 годах ХХ века настал поистине «золотой век» отечественного судостроения, когда именно преподаватели кораблестроительного института обеспечили подготовку абсолютного большинства руководящих кадров судостроительной отрасли, главных конструкторов, ученых, проектантов, технологов. Именно в СССР был создан военно-морской флот, обеспечивший паритет со всем флотом НАТО, решен комплекс научных, технологических проектных задач в области кораблестроительной и судостроительной тематики. Во все это немалую лепту внесла Корабелка. И сейчас приходит понимание, что система высшего образования в СССР в целом и принятые в ее рамках частные решения по кораблестроительному образованию заслуживали весьма высокого уважения.

Обобщая представленные исторические данные, отметим, что успешное сотрудничество специализированного кораблестроительного вуза ЛКИ/СПбГМТУ и судостроительной промышленности объясняется, в первую очередь, уникальными интегрирующими свойствами последней. Объекты, создаваемые в кораблестроении, представляют собой сложнейшие инженерные сооружения, а наиболее сложное техническое сооружение, созданное человечеством – это не баллистическая ракета и не атомная электростанция, а атомная подводная лодка, несущая на своем борту и ракетное вооружение, и атомную энергетическую установку.

Сложность объектов определяет вторую особенность судостроения – его уникальную интегрирующую роль. Известный еще из советских времен статистический факт свидетельствует о том, что одно рабочее место в судостроительной отрасли влечет за собой открытие шести-семи рабочих мест в других отраслях, связанных с машиностроением, химией, металлообработкой, энергетикой и т.д. Адаптация этой техники на морские объекты требует специфических навыков, причем не только у главных конструкторов и главных инженеров, но и у специалистов по гидродинамике, прочности, технологии, судовой энергетике, морскому приборостроению и т.д. Подобная интегрирующая роль – принципиальна для специалистов-судостроителей. Подготовку специалистов-судостроителей обеспечивает сложившаяся в ЛКИ/СПбГМТУ уникальная технология кораблестроительного образования. Вуз готовит именно такого рода «штучных» специалистов: инженеров-кораблестроителей, инженеров, занимающихся судовой энергетикой – весьма специфичной по сравнению с другими областями, инженеров-экономистов, понимающих специфику создания морских объектов, что важно для наших верфей и проектных организаций. Вуз оснащает знаниями специалистов по морскому праву и, конечно же, готовит инженеров по морскому оружию, которое является в настоящий момент в стратегическом смысле важнейшим направлением. В СПбГМТУ сохранена и продолжает развиваться научная и учебно-педагогическая Школа Кораблестроения, созданная усилиями выдающихся российских и советских ученых. Понятие «научная школа» тут особенно важно. По сути, это означает наличие научных традиций, воплощенных в современную технологию подготовки инженеров-кораблестроителей. В процессе обучения в СПбГМТУ студентам даются не только знания, связанные с непосредственной спецификой изучаемой специальности, но и все необходимые смежные курсы, дающие полноценное представление о процессе проектирования и постройки кораблей и подводных лодок, судов и морских сооружений. Когда мы говорим о формировании качественного инженерного образования, принципиальным фактором представляется то, что ключевые позиции в вузе находятся именно у специалистов и преподавателей, целиком понимающих всю тонкую специфику кораблестроительного образования. Если мы в рамках объединительных и укрупнительных тенденций присоединяем наш университет к одному из крупных политехнических вузов, то обозначенная специфика невольно может быть утеряна. Может быть утрачена технология создания единого целого. Оно разобьется на отдельные позиции, которые будут даваться в отрыве от единой комплексной технологии. Очень сомнительным представляется сохранение эффективности работы данного уникального направления подготовки специализированных кадров в случае, когда оно утратит свою автономность, став одним из многих направлений в структуре укрупненного вуза.

Новые времена ставят перед страной и перед системой образования новые вызовы. Вопрос о сохранении автономности морского технического университета следует рассматривать в рамках проблемы обеспечения национальной безопасности в условиях санкционированного давления, потери связей с ближним зарубежьем, наличия внешних угроз. В настоящий момент чрезвычайно актуальным представляется развитие именно научно-технического потенциала судостроительной отрасли. Одной из главных задач здесь является создание адекватной современной, многоуровневой, гибкой инновационной системы подготовки высококвалифицированных кадров, в том числе, для организаций оборонно-промышленного комплекса, военно-морского флота и в целом для судостроительной отрасли.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о взаимодействии вуза с Объединенной судостроительной корпорацией.

— АО «ОСК» для Морского технического университета является ключевым партнером, а университет для АО «ОСК» - опорным вузом. В АО «ОСК» сосредоточены ведущие судостроительные предприятия, и значительная часть руководителей предприятий – выпускники Корабелки. О ряде важнейших для СПбГМТУ аспектов взаимодействия с корпорацией я уже упоминал ранее, поэтому здесь остановлюсь на одном вопросе, имеющем для нас, возможно, первостепенное значение.

В рамках взаимодействия и укрепления связей с судостроительной промышленностью разработан и утвержден «Порядок привлечения СПбГМТУ в качестве опорного вуза судостроительной промышленности к выполнению инновационно-ориентированных НИОКР по заказу АО «ОСК». Что здесь имеется в виду? Я уже говорил о значении научной работы, научно-образовательного процесса. Если в вузе нет науки, то преподаватели оказываются не в курсе новых веяний и соответственно студенты получают знания, изолированные от промышленности. С другой стороны, нужно понимать, что университетский преподаватель имеет не так много времени для занятий наукой в отличие от адекватной его квалификации сотрудника отраслевого центра или ведущего инженера проектного бюро, которые посвящают научным и проектным разработкам весь рабочий день. Но при этом промышленность заинтересована в том, чтобы профессорско-преподавательский состав вузов участвовал в научных разработках. Поэтому и был подготовлен порядок привлечения, которым обеспечивается определенный благоприятный университету режим при заключении договоров на конкретные научные и проектные разработки. Он утвержден президентом, председателем Наблюдательного совета СПбГМТУ А. Л. Рахмановым, и сейчас мы начинаем внедрять его в жизнь. От успешного воплощения в жизнь заложенных в «Порядке» механизмов привлечения университета к практической работе с предприятиями существенно зависит дальнейшее развитие в университете и научной работы, и образовательного процесса.

— Как мотивировать студентов к выполнению научно-исследовательской работы?

— Мы уделяем много внимания этому моменту. Как я уже отмечал, в университете создан бизнес-инкубатор, для того чтобы помогать студентам, аспирантам, молодым преподавателям заниматься научной работой, формулировать соответствующие предложения на разработки в интересах промышленности. Сейчас в рамках работы бизнес-инкубатора идет согласование первой большой работы, так называемого Экобота для Санкт-Петербурга — комплексного проекта экологически чистого судна с высокотехнологичной инфраструктурой, насыщенной инновационными компонентами, для рек и каналов. Реализация проекта «ЭкоБот» будет осуществляться на основе соглашения между АО «ОСК» и СПбГМТУ с участием промышленных партнеров: АО «Средне-Невский судостроительный завод», ФГУП «Крыловский ГНЦ», ФГУП «ЦНИИ «Курс». Технологическими партнерами являются ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»; Dassault Systemes; SAP; отечественные разработчики ПО. В университете существует несколько инициативных молодежных групп, которые занимаются научными разработками. Одна из них делает лодку на солнечных батареях из композиционных материалов. Другая — водный велосипед на мускульной тяге. Они участвуют в соревнованиях, регатах. Мы сейчас реанимируем работу студенческого конструкторского бюро, работу которого будет поддерживать известный в судостроении главный конструктор Вадим Александрович Мацкевич, автор уникальных проектов, многим из которых до сих пор нет аналогов.

— Какие глобальные задачи стоят перед университетом в рамках обеспечения национальной безопасности нашей страны?

— Внимание Совета безопасности РФ и Президента РФ к нашему университету возникло не на пустом месте. Без морской составляющей обеспечить стратегическую безопасность нашей страны достаточно сложно. Судостроительная промышленность в соответствии с Гособоронзаказом производит в необходимом количестве современные подводные лодки и надводные корабли. Наш университет является стратегическим в образовательной системе РФ и оказывает промышленности необходимую образовательную и научно-техническую поддержку. Современные события в мире показывают, сколь необходимы и значимы для страны современные морские объекты, создаваемые в интересах Министерства обороны. Мы наблюдаем, что могут делать такие объекты, обладая и соответствующими морскими качествами, и соответствующим морским оружием. Они создаются нашими выпускниками.

Кроме того, непосредственно в интересах Министерства обороны РФ мы выполняем достаточно большой объем научных разработок. У нас есть две научные лаборатории: лаборатория водолазных систем и гидроакустическая лаборатория. Они осуществляют разработку водолазного снаряжения для Министерства обороны. В вузе действует Учебный военный центр. За время своего существования он подготовил более ста пятидесяти офицеров для ВМФ. Будущих офицеров мы готовим по специальностям, в которых инженерно-технические компетенции дополняются военно-морскими знаниями.

— Как обстоят дела с гражданским судостроением?

— Сейчас реализуется Государственная программа «Развитие судостроения и техники для освоения шельфа на 2013–2030 г.г.». В ней определены две стратегические задачи, стоящие перед гражданским судостроением: освоение арктического шельфа и Северного морского пути, а также труднодоступных внутренних водных путей. Это большие задачи для судостроительной промышленности, которые трансформируются в соответствующие задачи по подготовке современных инженеров в области гражданского судостроения, требующие соответствующих усилий от нашего университета. Мы сейчас разрабатываем новые образовательные программы по подготовке специалистов в области проектирования, судовой энергетики, ориентированные на морские объекты для нефтегазовой промышленности, которые должны обеспечивать функционирование всей транспортной системы по Северному морскому пути. Подготовить для этих объектов специалистами и участвовать в научно-технической поддержке — одна из задач университета.

Рассматривая общую задачу развития гражданского судостроения, надо четко понимать, насколько это непростая задача. Гражданская составляющая отечественного судостроения сталкивается с серьезнейшей конкуренцией в области качества и стоимости продукции со стороны иностранных компаний, которая усугубляется имеющимися в нашей северной стране не самыми благоприятными климатическими условиями для развития судостроения. Поэтому выход на мировой рынок — это довольно сложная задача. Но у нас есть собственные потребности: платформы для арктического шельфа, ледоколы, арктические танкеры, газовозы, снабжецы и т.д. Значит, на судостроительные предприятия будут поступать госзаказы. К сожалению, доля судового оборудования, создаваемого на российских предприятиях, до обидного мала. Развитие импортозамещения потребует подготовки целого поколения образованных и мотивированных специалистов кораблестроения.

— Расскажите, пожалуйста, как проходит внеучебная жизнь ваших студентов?

— В Корабелке существует давняя традиция шлюпочных регат. В этом направлении мы являемся лидерами в Санкт-Петербурге. Университет участвует в традиционной шлюпочной регате в честь Дня Победы и фактически обеспечивает ее проведение. На Гребном канале нами проводится международная регата «Весла на воду». Мы взаимодействуем с Ассоциацией любителей гребного спорта и вместе с ней организуем на нашей базе межвузовский центр, чтобы нашими возможностями могли пользоваться студенты других учебных заведений.

С середины прошлого века в Корабелке проводится фестиваль «Весна на Лоцманской». Сейчас к нему добавились популярные КВН и игра «Что? Где? Когда?» В этом году мы провели мероприятие «Весна на Лоцманской. Звезды 80-х», где демонстрировались фрагменты из спектаклей тех лет и сцены из жизни студенческих строительных отрядов.

Под эгидой нашего вуза создан специализированный межвузовский центр по подготовке и реализации системы комплексной профилактики зависимого и аддиктивного поведения среди студентов вузов технического профиля. Работа центра предполагает вовлечение студентов в воспитательные и предупредительно-профилактические мероприятия. Мы, как и остальные петербургские вузы, заинтересованы в том, чтобы выпускать качественно подготовленных специалистов, стремящихся работать по специальности, для которых гражданственность, чувство долга, ответственность — не пустые слова, а норма жизни.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

 

Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~VAjzI