Инженерное образование — великое наследие России - Информационный портал

Инженерное образование — великое наследие России

 
© ПГУПС

© ПГУПС

28 Декабря 2021

Инженерное образование — великое наследие России

Интервью с ректором Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) Александром Юрьевичем Панычевым.

— Александр Юрьевич, как первый транспортный вуз живет, работает, развивается в непростых условиях пандемии?
— Последние два года были временем серьезных испытаний. ПГУПС, как и многие вузы, проделал громадную работу, начиная с проведения онлайн-занятий и онлайн-защиты выпускных квалификационных работ до изменения формата взаимодействия с потенциальными абитуриентами и проведения приемной кампании.
Прием 2020 и 2021 годов прошел эффективно, контрольные цифры выполнены в срок, по иностранцам отмечаем значительное увеличение. Успеваемость студентов не только не снизилась, но и повысилась, что само по себе является предметом дополнительного анализа.
Да и все мы получили новые навыки, благодаря которым пересмотрены вопросы о целесообразности, содержании и эффективности совещаний, командировок и т. д.

— Президент страны В. В. Путин наградил коллектив ПГУПС памятной медалью «За строительство Крымского моста». Почему это такой важный проект для вуза?
— Многие проекты мостов, тоннелей, крупных гидротехнических сооружений, транспортных объектов, осуществленных на протяжении двух столетий, были и остаются визитной карточкой наших ученых, инженеров и выпускников. Этот процесс зародился в период создания вуза и связан с деятельностью первого ректора и организатора Августина Бетанкура.
Если говорить о последнем десятилетии, то плоды творчества наших выпускников — это Западный скоростной диаметр, мост, носящий имя первого ректора, новые станции метрополитена...
Не стал исключением и Крымский мост, к проекту которого были привлечены силы лучших мостовиков России. Свой вклад в его реализацию внесли и ученые ПГУПС. При их непосредственном участии был разработан проект эксплуатации железнодорожной части мостового перехода через Керченский пролив. Генеральный проектировщик на протяжении нескольких лет работал в постоянном контакте с нашими профессорами и научными сотрудниками.
Приведу один пример. Наши ученые разработали методику оценки несущей способности так называемых «трубчатых свай с открытым нижним концом», предназначенных для очень сложных геологических условий Керченского пролива. Эта методика подтверждена, строительство успешно завершено, прошедший период эксплуатации свидетельствует о правильности принятых технических решений.
Помимо инженерно-научного, есть еще и воспитательный компонент участия университета в этом проекте. В составе студенческих строительных отрядов на протяжении трех лет на сооружении мостового перехода работали десятки наших воспитанников. Будущие транспортные строители проводили геодезическую съемку, вели работы по соединению узлов моста с их герметизацией, очищали пескоструйными установками металлические конструкции перед окраской, вязали арматуру и делали многое, многое другое. Все это чрезвычайно важно для приобретения практических навыков, приобщения к рабочим профессиям, но трудно переоценить сам факт участия в подобном проекте на старте профессиональной карьеры. Думаю, каждый из них через всю жизнь пронесет память об участии в этой великой стройке.

— В прошедшем году ПГУПС завершил разработку специальных технических условий (СТУ) проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростной железнодорожной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург и согласовал их с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. Расскажите об этом поподробнее.
— Разработка и согласование СТУ уполномоченным органом заложили основу ¬отечественной нормативной базы и открыли дорогу для проектно-изыскательских работ по созданию первой российской ВСМ.
В начале XIX века разработчики проекта первой российской Петербурго-Московской магистрали, опираясь на мировой и отечественный опыт, заложили столь высокие, передовые для того времени параметры, что и сегодня, более полутора веков спустя, линия Санкт-Петербург — Москва остается скоростным полигоном России.
Разрабатывая СТУ для ВСМ, наши ученые провели анализ всего лучшего, что есть в России и мире, нашли оптимальные технические решения. Они предложили свои идеи, проектируя магистраль на максимальную скорость 400 км/ч. Основу научной группы составляют ученые нашего вуза. В команде проекта также представлены специалисты других организаций и иностранные эксперты. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, согласовав СТУ, высоко оценило эту работу. Зеленый свет проекту должно дать правительство страны.

— Вуз стал участником «Приоритета 2030». Расскажите, пожалуйста, о программе развития.
— Основу программы составляют четыре стратегических проекта, каждый из них имеет свою историю, возник и вырос из научных школ и подтвердил свою состоятельность в реальных разработках в России и за рубежом.
Генеральная цель реализации пула стратегических проектов ПГУПС — обеспечение безопасного и устойчивого развития экосистемы железнодорожного транспорта с учетом всех стоящих перед ним вызовов.
Первый стратегический проект носит название «Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения и магнитолевитационных технологий». На базе ПГУПС функционирует официально утвержденная Министерством науки и высшего образования РФ федеральная инновационная площадка опережающей подготовки кадров для ВСМ. ПГУПС представляет Россию в международном управляющем комитете по магнитной левитации.
Стратегический проект «Безопасная транспортная экосистема магистральной инфраструктуры» направлен на научно-методологическое обеспечение безопасной и устойчивой работы железнодорожного транспорта.
Третий стратегический проект — «Развитие объектов транспортной инфраструктуры в арктической зоне». ПГУПС — технический эксперт строительства Северного широтного хода и единственный из всех транспортных вузов страны участник международного проекта «Коларктик» (Kolarctic), объединяющего усилия стран Арктического региона, в частности, России, Норвегии, Швеции и Финляндии.
Проект «Цифровая экосистема интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики» сфокусирован на цифровой трансформации транспортно-логистического бизнеса.
Все проекты тесно связаны с решением конкретных задач не только отрасли, но и региона. Нам отрадно, что нас поддерживает администрация города, в частности, вице-губернаторы Санкт-Петербурга В. Н. Княгинин и М. Ю. Соколов.
Наш вуз не подавал заявку на специальный грант, ограничившись в этом году базовой частью. Дело в том, что все вышеперечисленные проекты, особенно по созданию ВСМ и Северного широтного хода, завязаны на решения самого высокого уровня, что одновременно является преимуществом и в то же время несет в себе риски, связанные со сроками и финансированием.
Сейчас есть возможность скорректировать предложение, обсудить его с попечительским советом вуза и затем заявиться на конкурс.

— Какие задачи стоят перед транспортной отраслью и какой вклад в ее развитие вносит ПГУПС?
— Сегодня перед транспортом стоит задача достичь «цифровой зрелости» бизнес-решений как одной из ключевых сфер в экономике РФ.
Обсуждается выход ОАО «РЖД» на мировой уровень логистического провайдинга 4-5 PL в статусе логистического агрегатора и развитие транспортно-логистического бизнеса «со скоростью клика», повышение клиентоориентированности и комплексности предоставляемых услуг с их онлайн-продажей, мониторингом и оценкой работы по отдельным полигонам. ПГУПС ориентирован на этот проект в формате «продуктовой полки», то есть готов предлагать продукты и сервисы широкого спектра с использованием искусственного интеллекта, технологий блокчейна и других.
В рамках стратегического проекта планируется создание эффективной системы управления, позволяющей обеспечить наилучшие показатели эксплуатации и безопасности, в том числе для последующего применения на участках, где исчерпан ресурс по освоению грузопотоков. Наша задача — создать более эффективную, чем существующие, систему управления, соответствующую самым высоким стандартам безопасности.
Добавлю несколько слов о таком важном направлении нашей научной деятельности, как освоение Севера и арктической зоны, развитие там транспортной инфраструктуры. Наряду с развитием Северного морского пути речь идет о создании в ближней перспективе наземного дублера Северного морского пути — Великой арктической железной дороги. В подготовительных проектных работах участвуют наши ученые. Началась реализация концессионного соглашения по финансированию, проектированию, строительству и эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования линии «Обская — Салехард — Надым», по сути, первого этапа ее создания.

— Проектные работы университет осуществляет на основе новейших цифровых технологий…
— Без обязательных теперь BIM-технологий (англ. Building Information Model — информационная модель зданий и сооружений) невозможно осуществлять проектирование и реализацию крупных инфраструктурных проектов, хотя и они уже не относятся к передовым. К примеру, университет выиграл конкурс на проектирование комплекса работ по модернизации существующей в черте Севастополя железной дороги, по которой намечена организация пассажирских экспресс-перевозок. Речь идет об усилении путей, модернизации средств управления движением, открытии остановочных пунктов. Реконструкция должна качественно улучшить пассажирское обслуживание значительной части жителей города морской славы России. Будут запущены современные комфортабельные скоростные рельсовые автобусы.

— Расскажите об итогах III Бетанкуровского международного инженерного форума.
— Форум стал ключевым событием в жизни нашего университета. Мы по традиции открыли его 2 декабря, в день основания вуза. К очередному форуму, в качестве свое¬образных тезисов, мы выпустили книгу «Инженерное наследие Бетанкура в России». В ней постарались показать, как развивались на протяжении двух веков основные инженерные направления, заложенные организатором нашего вуза, как совершенствовалось инженерное образование, сформулировали несколько ключевых вопросов наших дней. Мы надеемся на продолжение дискуссии о будущем инженерного образования в самых широких кругах.
Важнейшим событием форума стало пленарное заседание «Инженерное образование в индустрии 4.0: тренды и перспективы», кото-рое открылось приветствием, направленным участникам форума министром транспорта РФ В. Г. Савельевым. В панельной дискуссии участвовали вице-губернатор Санкт-Петербурга В. Н. Княгинин, начальник Департамента технической политики ОАО «РЖД» В. Е. Андреев, ректор Национального университета архитектуры и строительства Армении Е. В. Варданян, начальник Петербургского метрополитена Е. Г. Козин и ряд руководителей российских промышленных компаний.
Сегодня очевидна необходимость трансформации вузов в условиях турбулентности образования. В индустрии 4.0 вуз — это не просто фронтир инноваций, интегратор прорывного бизнеса, архитектор уникального человеческого капитала, но и, конечно, этический камертон. Именно нравственные ориентиры, а точнее говоря, их отсутствие — ключевая проблема концепции релевантного образования.
Дискуссия была живой. Мы обсудили глобальные тренды, запросы на изменения, возникающие противоречия и проблемы инженерного образования.

— Приведите, пожалуйста, примеры противоречий и проблем в инженерном образовании.
— Рынок образования стремительно развивается и капитализируется. По прогнозам экспертов, к 2030 году он составит порядка 10 трлн долларов. Такие размеры сопоставимы с глобальным рынком здравоохранения. Неудивительно, что появляются новые игроки, новые предложения, форматы взаимодействия, и это не может не влиять на поведение всех его участников и заинтересованных лиц.
Быстрое устаревание знаний и потребности студентов сформировали запрос на релевантное образование. Студент желает, чтобы его обучали в русле потребностей будущей специальности и занимаемой должности, и стремится за короткое время максимизировать полезные навыки, а, следовательно, расширить портфолио с учетом запросов работодателя и обеспечить новые возможности социальной самореализации. Университет, в свою очередь, обещает вывести студента за счет полученного в его стенах образования на принципиально новую орбиту конкурентоспособности.
Ключевыми трендами образования являются: глобализация, непрерывность, массовизация, рост инвестиций, конкуренция за таланты и демократизация образования. Последнее все более проявляется в появлении гибких моделей управления образованием, адаптивности обучения, проектном обучении, интегральном подходе и изменении роли педагога.
Еще один набирающий популярность тренд — технологизация. Он включает в себя все современные технические возможности (открытые онлайн-курсы широкого спектра, построение учебных программ на базе тотальной цифровизации, геймификации, дополненной и виртуальной реальности, нейротехнологий и больших данных).
Чрезвычайно популярными в последнее время в профессиональном образовании становятся тренажеры для создания вир¬туальной и дополненной реальности. Увы, мы сталкиваемся с тем, что все эти высокотехнологичные средства становятся чуть ли не самоцелью. Между тем суровая правда жизни требует от инженера знаний и умений, моторики действий и стандартов поведения, которые не приобрести с помощью виртуальных систем, дополненной реальности.
Для развития практической составляющей подготовки совместно с Центральной дирекцией инфраструктуры ОАО «РЖД» мы создаем на собственной геобазе недалеко от станции Толмачево новый уникальный учебный железнодорожный полигон, представляющий собой участок железнодорожного пути длиной 880 м со стрелочными переводами (в том числе для ВСМ), элементами полномасштабной контактной сети электроснабжения, устройствами сигнализации и связи, переездом, искусственными сооружениями и др.
Мировой опыт крупных железнодорожных компаний свидетельствует о том, что в условиях роста скорости и интенсивности движения поездов на железных дорогах профессиональное обучение непосредственно на эксплуатируемых объектах всё больше сопряжено с проблемами эффективности, доступности и, главное, безопасности. Предусмотрено использование нашего полигона и для проведения занятий по повышению квалификации и переподготовке сотрудников ОАО «РЖД», конкурсов профмастерства и выполнения научно-исследовательских работ по ряду важных направлений.
Проект реализуется с 2019 года совместно с ОАО «РЖД», и к настоящему времени первый этап завершен полностью. Второй этап связан с обустройством двух выставочных площадок под открытым небом для теоретической подготовки и изучения конструкций основных элементов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава, а также с рекреационным развитием геобазы.
Аналогичные противоречия возникают в рамках практически всех трендов. Если кратко, то мы либо не поспеваем за ними, либо ограничены в полномочиях, либо они несут в себе высокие риски формирования ущербных компетенций.
Пример, актуальный для работодателей. Сегодня в отрасли сформировался пул крупных вагоностроительных и вагоноремонтных предприятий, в уставном капитале которых нет участия государства. А согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» они лишены права целевого обучения в рамках контрольных цифр приема (КЦП), по которым квоты устанавливает Правительство РФ. Эти предприятия находятся, как правило, в регионах. Где им брать специалистов? Бюджетники с большой долей целевиков уходят по своим заказчикам. Балл ЕГЭ у абитуриентов с линии, как правило, ниже. На оставшиеся за рамками квоты места они не проходят. Учить полностью за свой счет? Очень редкая практика для таких специальностей. Добавьте невозможность отправить студентов на эти предприятия на производственную практику, даже оплачиваемую, или сформировать студенческий отряд на летний период. С другой стороны, данные предприятия такие же налогоплательщики. Почему они должны быть лишены права на целевое обучение в рамках КЦП?

— Как обстоят дела со студенческими отрядами в ПГУПС?
— Студенческие отряды занимали и занимают важное место в жизни ПГУПС. Наши студенты в летние месяцы участвовали в строительстве первой магистральной железной дороги России между Санкт-Петербургом и Москвой в далеких 1843–1851 годах, а до этого — в сооружении Исаакиевского собора.
Тысячи студентов вуза разных лет прошли трудовую школу на строительстве Байкало-Амурской магистрали. Полтора десятка лет назад стройотрядовское движение начало активно возрождаться. Работал строительный отряд на Ямале, затем — на сооружении объектов в олимпийском Сочи, строительстве Крымского моста.
Сегодня в нашем университете у студентов есть возможность выбрать для себя много интересных направлений для работы в строительных, производственных, педагогических, сервисных отрядах или отрядах проводников. Работа в отрядах, два из которых круглогодичные, обеспечивает обучающихся временной трудовой занятостью, способствует формированию как профессиональных компетенций, так и навыков коммуникации и командного взаимодействия. В этом году мы запустили как пилотный проект комплексный отряд «Лужский» — для отработки взаимодействия по смежным профессиям. Теперь заказчик планирует тиражировать его на всю сеть железных дорог. Многие руководители отрасли, которые сегодня занимают высокие должности, в студенческие годы были бойцами студенческих отрядов.

— Как развивается международная деятельность в ПГУПС?
— Международная коллаборация и укрепление бренда ПГУПС в глобальном пространстве входят в список ключевых треков развития вуза. На данный момент ПГУПС имеет 105 соглашений с международными образовательными и научными организациями. Иностранные студенты составляют более 13 % от контингента (из них свыше 90 % обучаются на коммерческой основе) и являются гражданами 50 стран.
В условиях мировой пандемии одним из приоритетных направлений деятельности университета стал концепт-проект по созданию цифрового центра высокоскоростных магистралей ОАО «РЖД» — сетевого университета ВСМ.
Летом этого года ПГУПС подписал соглашение о создании научно-внедренческого экспертного центра железнодорожного транспорта на базе Ташкентского государственного транспортного университета. Основными целями данного центра являются обеспечение эффективного развития железнодорожного транспорта Республики Узбекистан, проектирование и внедрение передовых железнодорожных технологий, реализация инновационных проектов на основе интеграции научно-образовательных потенциалов обеих организаций.
Активно развиваются программы международной академической мобильности, функционируют специализированные проектные офисы: для реализации международных программ, продвижения и экспорта образовательных программ ПГУПС.
Результативность данной деятельности находит отражение в стабильном присутствии ПГУПС в международных рейтингах, таких как QS EECA, Round University Ranking.
2022 год объявлен Президентом РФ В. В. Путиным Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов РФ. Инженерное образование — ярчайший образец такого наследия. Мы продолжим Международный культурно-просветительский проект «Наследие Бетанкура». Важно показать историческую общность и большое влияние российских инженерных школ на мировой процесс развития. Уверены, что в этой работе с нами заодно выступят инженерные вузы города, страны и зарубежные партнеры.

***
Мы с пандемии начали беседу, и, видимо, без нее и не закончить. А ведь именно она показала, как сильны российская наука, образование и культура. И нам пора перестать подстраиваться под навязанные правила. А главное — есть что сохранять и чем гордиться…
В Новом году желаю деятелям науки и высшей школы, обучающимся крепкого здоровья, успешного преодоления трудностей и красивых побед!

Беседовали Егор КОМАРОВ
и Елена СЕРЕБРЯКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 12 (178) ДЕКАБРЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vlGdM