«Главная задача консерватории — научиться идти в ногу со временем»

 

2 Июля 2018

«Главная задача консерватории — научиться идти в ногу со временем»

Интервью с ректором Санкт-Пе¬тер¬бургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова профессором Алексеем Николаевичем Васильевым.

— Классическое музыкальное образование подразумевает непрерывность обучения: школа, училище, вуз. И понятно, что ни одно звено в этой триаде не должно быть слабым. Удается ли в нашей стране поддерживать достойный уровень начального и среднего музыкального образования?
— Наша страна большая, поэтому надо, наверное, говорить отдельно о музыкальном образовании в крупных культурных центрах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Казань (перечень можно продолжать), и в стране в целом. Если говорить об этих городах — то да, уровень среднего музыкального образования весьма высок. Выпускники училищ и колледжей уже готовы к профессиональной деятельности, большинство непременно продолжат обучение в высших учебных заведениях соответствующего профиля.
Хочу внести ясность — то, что вы называете начальным образованием, в России на самом деле является дополнительным образованием детей. И школы, которые находятся в крупных городах, как правило, весьма качественно ¬реализуют эти программы. В то же время надо помнить, что у нас есть регионы, где таких школ не найдешь и в радиусе сотен километров... Поэтому молодые люди, которые решили связать себя с академической музыкой, вынуждены ехать учиться в большие города.

— Впереди приемная кампания. Какие специальности, будучи более чем востребованы в профессиональной музыкальной сфере, тем не менее не пользуются популярностью у абитуриентов, а на какие традиционно подается наибольшее количество заявлений?
— Профессиональные музыкальные коллективы часто сетуют на нехватку духовиков. Честно говоря, в нашей консерватории на эти специальности всегда есть конкурс — около трех человек на место. Конечно, профессора нередко отмечают недостаточно высокий уровень подготовки по некоторым инструментам. Особенно это касается абитуриентов, приехавших из глубинки. Но талантливых людей мы все равно стараемся принять, надеемся на их энтузиазм и увлеченность, благодаря которым они смогут наверстать упущенное во время обучения в вузе.
Вообще, конкурс у нас есть практически на все места. Самым скромным спросом пользуются музыковедение и режиссура оперного театра, самым высоким — художественное руководство симфоническим оркестром/дирижирование оперно-симфоническим оркестром и искусство оперного пения. На последнюю из перечисленных специальностей конкурс нередко составляет десять человек на место.

— Раньше существовала практика поиска по разным регионам страны молодых талантливых абитуриентов. ¬Существует ли сейчас что-то подобное?

— Подобной специальной программы сейчас нет, но ее отсутствие компенсируется частыми выездами наших профессоров в ре¬гионы с мастер-классами, а также для участия в жюри различных музыкальных конкурсов. Обычно в процессе этих мероприятий поиск талантов осуществляется естественным путем. Но следует помнить, что найти талант — полдела, а вот чтобы он смог приехать в большой город и учиться там... Сегодня все это стоит больших денег. Нет, образование у нас бесплатное, точнее за счет бюджета Российской Федерации, но вот все сопутствующие проживанию расходы в современных мегаполисах значительно выше, чем на периферии. У нашей консерватории есть большое преимущество — два студенческих общежития, где наши ребята могут разместиться с минимальными затратами.

— Фестиваль «Международная неделя консерваторий», учрежденный Санкт-Петербургской консерваторией имени Н. А. Римского-Корсакова в 2001 г., не имеет аналогов в мировом музыкальном пространстве. Расскажите о нем, пожалуйста, поподробнее. Чего нам ждать от очередного фестиваля?
— Очередной фестиваль будет, как всегда, насыщен яркими и интересными событиями. Откроется он в Большом зале филармонии выступлением Симфонического оркестра консерватории под руководством народного артиста СССР Владимира Федосеева, там же ему будет вручена мантия почетного профессора Санкт-Петербургской консерватории. А дальше — как всегда, калейдоскоп различных концертных программ в исполнении представителей ведущих зарубежных музыкальных вузов, который завершится в концертном зале Мариинского театра премьерой произведения патриарха петербургской композиторской школы Сергея Михайловича Слонимского, и уже в этот вечер руководить Симфоническим оркестром Санкт-Петербургской консерватории доведется вашему покорному слуге. В программе есть и некоторые сюрпризы, но не хочется испортить удовольствие от них, рассказав что-то заранее. Следите за афишей фестиваля!

— В стенах консерватории пройдет Всероссийская олимпиада по музыкальной информатике для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. А что это такое — «музыкальная информатика»?
— Музыкальная информатика в современных условиях — весьма актуальный и важный предмет. Как легко догадаться, она обеспечивает владение компьютерными технологиями в музыкальных профессиях. Здесь и изучение нотных редакторов, и звукозаписи... Не секрет, что современные композиторы не обходятся без компьютера ни дня. И даже самые консервативные из них, те, кто предпочитает писать музыку пером на бумаге, вынуждены потом переводить ее в цифровой формат, для того чтобы подготовить к изданию или распечатать партии для музыкантов. А владеть навыком набора нот в программе-редакторе сегодня должен уметь каждый, так же как и писать на пяти линейках. Я сам часто пользуюсь планшетом даже на концертах вместо традиционных бумажных нот — это облегчает проблему переворота страниц. Кроме того, вся моя нотная библиотека всегда при мне!

— Что представляет собой проект «Студенческая филармония»? На каких площадках выступают студенты и аспиранты, которые принимают в нем участие?

— «Студенческая филармония» — это проект, в котором может принять участие каждый, кто учится в консерватории. Главное условие — наличие интересных творческих идей и желание выступать. Наш концертный отдел как раз сейчас ведет прием заявок на участие, потом из них будут отобраны наиболее интересные, а далее уже из них будет сверстана программа сезона. Концерты чаще всего проходят в концертном зале консерватории на улице Глинки, 2 (пока идет ремонт основного здания), а также на других концертных площадках Петербурга, например в камерных залах Мариинского театра.

— Можно ли утверждать, что музыкальное образование по сути своей консервативно, или же оно в наше время претерпевает какие-то преобразования? Используются ли в образовательном процессе современные образовательные технологии, такие как дистанционное обучение и другие? И как вы вообще относитесь к внедрению новшеств в образовательный процесс?

— Как можно относиться к течению времени? Только философски... Представить себе, что что-то может остановиться и перестать развиваться, практически невозможно. Так и образование — развивается в соответствии с законами времени. Разу¬меется, современные технологии проникают повсюду, в том числе и в наш музыкальный мир. Мы только начинаем к ним адаптироваться. Не секрет, что музыканты — люди в большинстве своем консервативные, им трудно перестраиваться. Дистанционное обучение в музыкальном образовании кажется странным, но тем не менее наши зарубежные коллеги весьма активно используют его преимущества. Я знаю, что в некоторых музыкальных вузах уже давно практикуются дистанционные мастер-классы, семинары и конференции. Могут ли они заменить традиционные методы обучения музыке? Думаю, нет. Но поставим вопрос по-другому: наносят ли такие дистанционные методы вред? Конечно же, нет! А если сравнивать дистанционный урок с отсутствием урока, то преимущество первого становится неоспоримым... Мне кажется, что прогресс дает нам изрядные преимущества, которые мы пока используем далеко не в полной мере. Как только мы окончательно осознаем, что внедрение новшеств в процесс образования музыканта в значительной степени расширяет горизонт возможностей, думаю, мы будем применять их гораздо интенсивнее.

— Расскажите, пожалуйста, сложно ли поступить в среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова? Ребята получают специальное музыкальное и общее образование — не слишком ли велика такая нагрузка на неокрепший детский организм?

— Поступить в нашу школу и сложно, и просто одновременно. Сложно — потому, что проводится жесткий конкурсный отбор, а следовательно, далеко не каждый желающий будет принят в первый класс. Просто — потому, что обладающие музыкальными способностями ребята поступают в нее обязательно. Жизнь их с детства становится подчиненной музыкальной дисциплине — без ежедневных занятий научиться музыке нельзя. Конечно, нагрузка большая, но способные ребята справляются с ней без проблем.

— Как реорганизация Министерства образования и науки РФ отразится на деятельности школы, которая является структурным подразделением консерватории?
— Пока сложно говорить о том, как эта ¬реорганизация вообще отразится на российском образовании. На момент нашего с вами разговора пока еще даже не определено, каким образом будут разделены полномочия двух новых министерств. Поживем — увидим.

— Как сейчас складывается судьба концертных площадок консерватории?

— Как известно, концертные площадки консерватории располагаются в главном историческом здании, которое закрыто на реконструкцию. Деятельность на них не ведется. Знаменитый консерваторский орган заключен в саркофаг с целью обеспечения его сохранности. Вокруг идут ремонтные работы. Но в Зале имени Глазунова запланированы в основном отделочные работы, поскольку капитальный ремонт там проводился не так давно. В Большом же зале (Театр консерватории) полностью демонтированы балконы, планшет сцены — практически все будет возводиться заново. Мы надеемся в результате реконструкции получить современный театральный зал с качественной акустикой.

— Какие надежды вы возлагаете на реконструкцию консерватории? Есть ли вероятность, что в следующем году консерватория вновь займет свое историческое здание?
— Главное — после реконструкции здание консерватории наконец-то будет соответствовать современным техническим нормам. Фасады и интерьеры тоже давно нуждались в ремонте. Начинать его было просто необходимо. Однако с его завершением, как это, к сожалению, слишком часто бывает в нашей стране, дела обстоят далеко не так просто, как хотелось бы... Надо пояснить, что организацией и проведением реконструкции занимается Северо-Западная дирекция по строительству Министерства культуры РФ. Это специальная структура, которой доверено проводить все масштабные ремонты в Северо-Западном федеральном округе. Поэтому информацией в полном объеме владеет только она, нам остается довольствоваться очевидным — к декабрю 2018 г. работы точно не завершатся. Из устных комментариев сотрудников Северо-Западной дирекции известно, что проект требует доработки и дополнительного согласования с КГИОП. На сколько это отодвинет сроки окончания — официальной информации у нас нет.

— Как вам удается справляться и совмещать три вида деятельности: ректорскую, преподавательскую и творческую? Удалось ли найти баланс между ними?
— Баланс был найден еще тогда, когда я работал директором Музыкального ¬училища имени Н. А. Римского-Корсакова. На самом деле эти три вида деятельности идеально дополняют друг друга. С одной стороны, они мобилизуют и мотивируют меня, с другой — не дают впасть в рутину. Ведь любой вид деятельности рано или поздно может стать привычным и неинтересным... Но только не тогда, когда надо сочетать сразу три!

— Можете ли вы сейчас подвести промежуточные итоги своей работы на посту ректора Санкт-Петербургской консерватории? Что удалось сделать и какие задачи вы сейчас ставите перед собой в качестве руководителя консерватории?

— Не хочется допустить некорректных высказываний, комментируя ситуацию, в которой находился наш вуз в тот момент, когда мне пришлось его возглавить. Проблемы, которые были актуальны в тот момент, сейчас уже решены. В консерватории появилась финансовая дисциплина. Во многом благодаря ей нам удалось с 2015 г. значительно повысить заработную плату профессорско-преподавательскому составу и научным сотрудникам. Я вижу укрепление качества образования — не в том смысле, который вкладывают в это словосочетание чиновники, а по сути — выпускные экзамены этого года идут с неизменным успехом, председатели государственных комиссий отзываются о нашей работе в самых лестных выражениях. Нам удалось завязать много контактов с нашими зарубежными коллегами, мы регулярно обмениваемся с ними опытом, с некоторыми вузами работают обменные программы для студентов. Главная задача консерватории сегодня — научиться идти в ногу со временем, двигаться вперед, не успокаиваться на достигнутом. Только так мы сможем неизменно поддерживать престиж нашего вуза на традиционно высоком уровне.

— Руководить большим коллективом всегда сложно, но особенно тяжело руководить коллективом, состоящим из людей творческих профессий. Что в работе ректора Санкт-Петербургской консерватории приносит вам наибольшую радость, а что дается сложнее всего?
— Наибольшую радость доставляют те моменты, когда понимаешь, что некая поставленная задача выполнена. А сложнее всего дается осознание того, что в этот же момент возникает множество новых задач, требующих неотложного решения, и все их не решить. И процесс этот бесконечен. Но останавливаться нельзя. Только вперед!

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о своей преподавательской работе, а также работе в разных музыкальных коллективах. Особенно удивительным и необычным кажется ваше участие в творческом объединении «Меломаны»…
— Подробно о преподавательской работе рассказать, конечно, можно, но, боюсь, формат этого интервью не сможет вместить все… Поэтому ограничусь общими сведениями. Я преподаю виолончель в нашей средней специальной музыкальной школе, в Санкт-Петербургском музыкальном училище имени Н. А. Римского-Корсакова и в консерватории, а также веду студенческий оркестр. Студенты часто ра¬дуют меня своими успехами — некоторые из них уже настолько профессиональны, что могут принимать участие в серьезных конкурсах. Сейчас мы готовимся к Всероссийскому музыкальному конкурсу, который будет проводиться осенью.
Что же касается «Меломанов», то ничего необычного в них нет. Думаю, каждый второй подросток в возрасте семнадцати лет играл на гитаре в школьной группе. ¬Необычным, наверное, можно признать тот факт, что это детское увлечение не осталось в тех временах, как это случается с подавляющим большинством школьных групп, а выросло вместе с нами. Пополнилось профессионально записанными дисками, к нам присоединились классные музыканты. В декабре прошлого года на Новой сцене Александринского театра мы отметили 30-летие нашего коллектива. А 17 июля мы выступим на самой красивой и романтичной площадке нашего города — крыше Hi-Hat. Эти концерты очень помогают нам время от времени, что называется, выпустить пар, а ведь после этого и работа спорится.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9jXg9