Герценовский университет готовится к 220-летию

 

4 Июля 2016

Герценовский университет готовится к 220-летию

Интервью исполняющего обязанности ректора Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, лауреата премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего образования и среднего профессионального образования за 2016 год, доктора философских наук, профессора Василия Антоновича Рабоша.

— Уважаемый Василий Антонович, какие цели и задачи вы ставите перед собой, будучи и. о. ректора РГПУ им. А. И. Герцена?
— Прежде всего хочу поблагодарить Министерство образования и науки за доверие к Герценовскому университету, к его коллективу и научно-образовательному потен­циалу, к тому курсу, которым идет наш вуз на протяжении последних лет. Главной целью считаю обеспечение преемственности направлений нашей дея­тельности, идей и проектов ученых-герценовцев. Если говорить о задачах, то в целом они не новы. С РГПУ им. А. И. Герцена я связан уже более 30 лет, возглавлял факультет, в последние годы был проректором по учебной работе, многие вопросы имел возможность изучить досконально, изнутри. В конечном счете все задачи сводятся к одной — обеспечить подготовку высококлассных конкурентоспособных педагогических кадров. Излишне говорить, насколько это актуально и стратегически важно не только для российской системы образования, но и для культуры и экономики Санкт-Петербурга, Ленинградской области и соседних регионов.
Наконец, совсем скоро, меньше чем через год, РГПУ им. А. И. Герцена будет отмечать юбилейную дату — 220 лет со дня основания. И задача задач — достойная встреча этого юбилея, для чего, конечно, потребуются усилия не только руководителя, но и всей управленческой команды, всего коллектива преподавателей и студен­тов.

— Приняты ли вами какие-то ключевые решения?
— Все решения, как ключевые, стратегические, так и текущие, оперативные, направлены на обеспечение высокого качества подготовки профессионалов для системы образования и социальной сферы. И здесь важна взвешенность. В соответствии с рекомендациями министра образования и науки РФ Д. В. Ливанова с июня в Герценовском университете претерпела некоторые изменения система управления. Уменьшено число проректоров с 9 до 7, скорректированы их функциональные обязанности. Вопросы учебной деятельности теперь курирует один проректор по учебной работе. В частности, новая структура управления позволяет перенацелить ресурсы по другим направлениям работы, помогает более гибкому и оперативному решению вопросов деятельности факультетов и институтов. Также произведена реорганизация ряда учебных и управленческих подразделений, разработана программа развития вуза на ближайшие пять лет. И это не последние ключевые решения.

— РГПУ им. А. И. Герцена назван лучшим педагогическим вузом по версии «Эксперт РА» и заметно улучшил позиции в рейтинге «Интерфакс». Насколько престижными вам видятся эти рей­тинги?
— Ежегодный рейтинг RAEX («Эксперт РА») и рейтинг «Интерфакс» можно отнести к наиболее авторитетным российским рейтингам вузов. Мне представляется, что слово «престижный» не совсем точно отражает суть рейтингования. Позиции в рейтингах отражают прежде всего эффективность вузов, позволяют получить ак­туальную картину функционирования отечественного высшего образования. В отличие от зарубежных отечественные рейтинги используют более верифицируемые, приближенные к практике критерии и показатели. По версии «Эксперт РА», Герценовский университет признан ведущим педагогическим вузом, входит в число 40 лучших вузов страны. В Национальном рейтинге университетов России, подготовленном группой «Интерфакс», РГПУ им. А. И. Герцена в 2016 году занял 28–29-е место, улучшив прошлогодний результат более чем на десять позиций и став первым в категории «Педагогические, гуманитарные и лингвистические вузы». Высокий уровень деятельности вуза отметил губернатор Санкт-Петербурга Г. С. Полтавченко во время вручения премий правительства города. Он сказал о том, что профессиональное образование и деятельность вузов позволяют Санкт-Петербургу оставаться городом передовой науки, каким и задумывал его основатель Пётр I. Думаю, в этот статус делает свой немалый вклад Герценовский университет.

— Какие российские вузы являются ближайшими конкурентами согласно позициям этих рейтингов?
— Конечно, нам интересны достижения других вузов, и особенно педагогических. Например, в обоих упомянутых рейтингах высокие позиции занимает Московский педагогический государственный университет, но мы опережаем его по рейтинговым показателям. Я бы не назвал это конкуренцией, скорее речь идет о конкурентоспособности и узнаваемости бренда вуза. Первую сотню рейтингов составляют в основном классические и исследовательские университеты, и то, что наш педагогический вуз занимает столь высокие позиции (напомню, мы входим в ТОП-30), доказывает высокое качество высшего педагогического образования.

— Герценовский университет вошел в число 50 российских вузов, получивших право открывать диссертационные советы по любой группе специальностей. В чем значимость этого акта и как это отразится на дальнейшем развитии университета?

— Действительно, мы вошли в ТОП-50, в число вузов, которые имеют право открывать диссертационные советы по любым направлениям. Еще 122 вуза имеют право открывать советы по профилю своей деятельности, а 114 вузов такими правами не обладают. Таким образом, наше попадание в число пятидесяти вузов-лидеров значимо, так как фиксирует достижения Герценовского университета как флагманского педагогического вуза, как научного центра, как сосредоточения большого числа ­научных школ и известных ученых. Это значимо и для Санкт-Петербурга. Наш город всегда славился вузовской наукой. Председатель Комитета по науке и высшей школе А. С. Максимов часто подчеркивает, что без науки не может полноценно существовать современный вуз, а петербургский вуз без науки вообще немыслим. С этим нельзя не согласиться. Вне всякого сомнения, наука — первооснова вуза. Возможность учиться в аспирантуре и докторантуре, защитить диссертацию — мощнейший фактор мотивации молодежи, ее притока в вузы и дальнейшего построения карьеры. В настоящий момент в Герценовском университете действует 14 советов по защите докторских и кандидатских диссертаций по 34 научным специальностям. По этому показателю мы занимаем лидирующие позиции. Совсем недавно, в мае, в РГПУ им. А. И. Герцена открыто сразу несколько уникальных диссертационных советов — по медицинской психологии, истории и философии науки, истории ­науки и техники. Соответственно одно из направлений дальнейшего развития РГПУ им. А. И. Герцена связано с поддержкой научных школ, созданием условий для их грантовой и публикационной активности. Уверен, что в ближайшие годы в Герценовском университете сложатся и новые научные школы.

— Какому аспекту воспитательной работы уделяется наибольшее внимание в РГПУ им. А. И. Герцена? Участвуют ли во внеучебной жизни вашего университета студенты и преподаватели других вузов?

— РГПУ им. А. И. Герцена уже несколько лет подряд входит в число вузов — победителей конкурса по поддержке программ развития студенческих объединений. Реализуемая нами программа «Инициатива — действие — успех» включает мероприятия, способствующие и духовно-нравственному, в частности патриотическому, и физическому воспитанию, причем студентов не только Герценовского университета, но и других вузов Санкт-Петербурга, а также федеральных округов Российской Федерации. Таковы конкурс проектов и форум «Моя инициатива в образовании», спортивный праздник «Герценовское кольцо», целый ряд ежегодных мероприятий, посвященных Дню Победы, цикл инклюзивных спортивных мероприятий для студентов вузов и колледжей города. Если проанализировать итоги всех этих событий, то мы видим, что в них участвуют тысячи студентов из десятков вузов и как количественные, так и качественные показатели воспитательной работы постоянно возрастают. Мы ищем новые формы проведения мероприятий, расширяем географию участников. Особо отмечу еще одно мероприятие, ежегодно организуемое Герценовским университетом совместно с Комитетом по науке и высшей школе, — конкурс студенческих работ по проблематике гармонизации социальной среды в Санкт-Петербурге. Кстати, пользуясь возможностью, хочу пригласить все вузы к участию в Параде российского студенчества — параде первокурсников 10 сентября. В Петербурге как студенческой столице он пройдет впервые. Организатором этого знакового мероприятия выступает РГПУ им. А. И. Герцена при поддержке правительства города и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

— Существуют ли особенные методики и формы организации работы с вашими студентами по вхождению их в педагогическую профессию?
— Последнее десятилетие успешно проходит Герценовская педагогическая олимпиада, в которой участвуют школьники, студенты, магистранты, аспиранты и молодые учителя. Это еще и хорошая школа для волонтеров и тьюторов. Мы проводим огромное число региональных, всероссийских и международных олимпиад. Кроме того, Герценовский университет подал заявку на проведение Международной математической олимпиады в 2020 году. Безусловно, наиболее эффективна педагогическая практика студентов в детских летних лагерях отдыха. Такой ­проект по обеспечению летней детской оздоровительной кампании мы реализуем совместно с Комитетом по образованию. Активное личное участие и кураторство этого проекта осуществляет председатель комитета Ж. В. Воробьёва. Уже три года основу вожатского корпуса составляют студенты Герценовского университета. В 2016 году этот проект получил продолжение, более 700 студентов Герценовского университета стали вожатыми. Не так давно состоялась торжественная церемония открытия сезона, по традиции она проходит на площади у Финляндского вокзала. Вожатых напутствовал вице-губернатор В. В. Кириллов. Сами студенты воспринимают работу в детских оздоровительных лагерях очень позитивно. С одной стороны, мы видим возобновление давней хорошей традиции, с другой — ее принципиальное видоизменение. Ведь вожатые проходят специальную подготовку, а значит, и работать с детьми могут продуктивнее, смогут на более высоком уровне осуществлять столь нужное воспитательное и образовательное воздействие на школьников.

— Нуждается ли, на ваш взгляд, педагогическое образование в нашей стране в модернизации? Участвует ли Герценовский университет в проектах, инициируемых Минобрнауки?
— Если под модернизацией педагогического образования понимать его обновление в соответствии с запросами и перспективами общего развития отечественного образования, то да, причем этот процесс непрерывен. Герценовский университет активно участвует в проектах модернизации образования. Например, мы входим в число победителей открытых конкурсов Министерства образования и науки РФ по проектам модернизации педагогического образования в 2016–2017 годах. Проект, над которым работает РГПУ им. А. И. Герцена, касается внедрения компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по укрупненной группе специальностей и направлений «Образование и педагогические науки» на уровне бакалавриата, магистратуры и аспирантуры по профилю «Педагог дошкольного образования». Кроме того, на базе РГПУ им. А. И. Герцена откры­вается центр поддержки педагогического образования под эгидой Министерства образования и науки РФ и совместно с Российской академией образования. Фактически это институционализация ­проектной деятельности по модернизации педагогического образования, в которую Герценовский университет был вовлечен на протяжении нескольких лет. Также это обобщение опыта взаимодействия вузов в рамках координируемого нами объединения «Педагогические кадры России», в него на настоящий момент входит свыше 60 классических и педагогических университетов. Создание центра поддержки педагогического образования позволит нам не только активно участвовать в различных важных научно-образовательных проектах, проводить экспертную работу, выстраивать коммуникации с педагогической общественностью и в конечном итоге влиять на стратегию развития педагогического образования.

— Какие из направлений подготовки в вашем вузе пользуются сейчас наибольшей популярностью среди абиту­риентов? К поступающим на какие специальности предъявляются самые высокие требования?

— Приемная кампания только началась, и результаты приема 2016 года можно будет окончательно подвести только к сентябрю. Что касается прошлого года, то в числе самых востребованных направлений подготовки на бюджетные места по программам бакалавриата вошли «Лингвистика», «Биология», «Хореографическое искусство» и «Юриспруденция». Традиционно высокий интерес абиту­риенты проявляют к направлению «Педагогическое образование», причем на всех факультетах и во всех институтах Герценовского университета. Сама жизнь, специфика деятельности современного педагога диктуют высокие требования к абитуриентам. И мы делаем все возможное, чтобы в педагогическую профессию приходило как можно больше талантливых, мотивированных на работу с детьми молодых людей.

— Чем вызвана необходимость создания новых институтов на базе факультетов? Какие образовательные возможности открывает новая структура?
— Прежде всего в этом проявляются общие тенденции развития вузов и естественной эволюции самих факультетов. В Герценовском университете накоплен продуктивный опыт функционирования института детства, института народов Севера и института музыки, театра и хореографии. Он показывает, что именно структура института позволяет интенсифицировать взаимодействие между кафедрами и лабораториями, более эффективно осуществлять междисциплинарные ­научные исследования, интегрировать науку и образование. Все это отвечает и задачам развития магистратуры. Структурные изменения — это очередной стимул для обновления Герценовского университета. И, быть может, самое главное, что в этих изменениях заинтересованы сами студенты. В настоящий момент в РГПУ им. А. И. Герцена в числе 23 учебных подразделений действуют институт экономики и управления, институт иностранных языков, институт компьютерных наук и технологического образования, институт физической культуры и спорта, институт философии человека. С сентября в Герценовском университете на базе факультета коррекционной педагогики создается институт дефектологического образования и реабилитации.

— Подводятся итоги программы развития РГПУ им. А. И. Герцена на 2011–2015 гг. Удалось ли достичь всего задуманного?
— Эта программа помогла нам добиться улучшения основных показателей, в том числе и в плане укрепления позиций в рейтингах, и в переходе на ФГОС 3 и 3+, и в совершенствовании научно-исследовательской базы. По многим другим направле­ниям деятельности коллективом университета также достигнут заметный успех. Однако мы прекрасно понимаем: есть еще над чем работать.

— Каковы основные задачи, определенные в новой программе «Герценовский университет — 2020»?

— Программа развития «Герценовский университет — 2020» интегрирует опыт вуза по реализации программ развития. С одной стороны, в ней нет ничего принципиально революционного, с другой — она содержит те идеи развития всех ключевых направлений деятельности, которые позволят РГПУ им. А. И. Герцена оставаться конкурентоспособным вузом в российском и мировом образовательном пространстве, последовательно улучшить показатели эффективности. Если говорить конкретно, то ведущая идея развития Герценовского университета — это создание среды открытого педагогического образования. При этом педагогическое образование — центральный вектор развития всей отечественной системы образования, а Герценовский университет — пространство равных возможностей для профес­сионального и личностного развития обучающихся. Мы ориентированы на талантливую молодежь, делающую успехи в разных областях науки и практической ­деятельности, но одновременно обеспечиваем комфортную инклюзивную среду. Кроме того, программа предусматривает активизацию роли студентов в развитии вуза, ориентацию на формирование нового опыта социально активной и общественно значимой деятельности молодежи. В программе отмечено и содействие социально-экономическому развитию субъектов Российской Федерации, и прежде всего Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также других регионов, включая регионы Севера, Сибири и Дальнего Востока. Особо хочу подчеркнуть, что для этих регионов Герценовский университет является уникальным и единственным в стране местом подготовки кадров. Текст программы содержит вполне конкретные показатели оценки эффективности ее реализации. Он был размещен на официальном сайте университета, любой желающий мог принять участие в его обсуждении, прислать свои замечания или дополнения.

— Ранее существовала своего рода аксиома «Учитель всегда прав». Сегодня родители все чаще склоняются к мнению, что прав их ребенок. В чем залог успешного сотрудничества и ­взаимодействия педагога, учащегося и родителей?
— Вопрос очень непростой. Думаю, что залог успеха состоит в преодолении стереотипов. Современный учитель, такой как выпускник Герценовского университета, — это молодой успешный человек, разносторонне развитый, не только хорошо владеющий своим предметом и умеющий работать с детьми, но и продуктивно осуществляющий коммуникацию с родителями. Благодаря этой коммуникации родители могут убедиться, что с их ребенком работает профессионал, которому можно доверять. В этом случае авторитетом для ребенка будут как родители, так и учитель. Если вся эта система заработает, то обозначенная дилемма исчезнет сама собой.

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~m8xa5