Китайский высокоскоростной прорыв: техника, технология, кадры - Информационный портал

Китайский высокоскоростной прорыв: техника, технология, кадры

 

4 Июня 2014

Китайский высокоскоростной прорыв: техника, технология, кадры

За последнее десятилетие мощный рывок в области высоких скоростей на железных дорогах совершила Китайская Народная Республика. В этой стране сегодня эксплуатируется более 10 тыс. км вновь построенных специализированных высокоскоростных железнодорожных магистралей, примерно столько же, сколько во всех остальных странах мира вместе взятых. Совместная работа транспортных вузов КНР и России в области высокоскоростного железнодорожного транспорта может стать важным направлением научной, инженерной и академической деятельности.

Высокие скорости как фактор развития экономики
Создание высокоскоростного железнодорожного транспорта в Китае обусловлено стремительным развитием экономики, требую-
щей новых скоростей доставки грузов при значительном росте подвижности населения. В конце 70-х годов прошлого века задача реформ в КНР заключалась в том, чтобы решить первоочередные, в том числе и продовольственные, проблемы населения, в 90-е годы их целью стало развитие самых современных технологий, увеличение экспортной торговли и привлечение иностранных инвестиций, что потребовало значительного увеличения пассажирских и грузовых перевозок.
Как свидетельствует мировой опыт, в большинстве случаев железнодорожный транспорт играет роль мощного антикризисного инструмента, дающего мультипликативный эффект для экономики. В Европе развитие сети высокоскоростных магистралей (ВСМ) способствовало развитию единого культурно-экономического пространства. Практика строительства ВСМ показала, что даже одна такая линия, проходящая всего лишь через один регион страны, способна в корне изменить социально-экономический статус территории, повысить туристический потенциал и привлечь значительные инвестиции в смежные отрасли.
В середине 90-х годов в КНР было принято историческое решение о создании высокоскоростного железнодорожного транспорта, составлен план сети ВСМ, включающий линии Пекин — Шэньян — Харбин, Пекин — Шанхай, Пекин — Чжэнчжоу — Ухань — Чанша — Гуанчжоу, Хайчжоу — Чжэнчжоу — Сиань — Ланьчжоу и другие.
В октябре 2003 г. была введена в эксплуатацию первая пассажирская высокоскоростная магистраль Циньхуандао — Шэньян, которую принято считать экспериментальным полигоном последующих ВСМ. В январе 2004 г. Государственный совет КНР принял решение «О планировании сети железных дорог на средний и длительный период». Была принята схема из 4 меридиональных (с севера на юг) плюс 4 широтных (с востока на запад) высокоскоростных линий плюс четырех систем внутригородских скоростных пассажирских сообщений в крупнейших городах страны.
В апреле того же 2004 г. на своем очередном собрании Государственный совет установил общее требование к ускорению модернизации железнодорожного подвижного состава и оборудования ВСМ: импорт современных технологий, совместное проектирование и производство, а в конечном итоге — создание китайских оригинальных моделей всего технического обеспечения ВСМ. Сегодня можно констатировать: в основе исключительного успеха КНР в области высокоскоростного железнодорожного движения лежит использование мирового опыта, совмещенное с развитием собственной китайской научной и инженерной базы. За короткий период китайские ученые и инженеры смогли адаптировать к местным условиям продукцию ведущих мировых компаний в области железнодорожного транспорта: «Альстом», «Бомбардье», «Сименс» и других.
Уже в июле 2006 г. на китайском заводе «Наньчэ Сыфан» совместно с японской компанией «Кавасаки» был создан поезд «Гармония» CRH2A с конструкционной скоростью 250 км/ч. В основу проекта были положены технические решения японского высокоскоростного электропоезда «Синкансэн» серии E2. Позже перед китайскими специалистами была поставлена задача поднять конструкционную скорость до 300 км/ч. Необходимые инженерные решения были найдены за счет улучшения тягового привода поезда, снижения массы и повышения прочности кузовов вагонов, совершенствования их экипажной части. В апреле 2008 г. на заводе «Байхэ Таншан» был выпущен первый китайский
поезд собственного производства: CRH3 с конструкционной скоростью 350 км/ч, а уже в августе 2010 г. на заводе «Наньше Сифан» был создан высокоскоростной поезд «Гармония» CRH380A, который при конструкционной скорости 380 км/ч установил в декабре того же года рекорд скорости 486,1 км/ч. В настоящее время китайские специалисты работают над проектом самого быстрого поезда в мире с конструкционной скоростью 500 км/ч.
За десятилетие «китайского ускорения» не только изменилось качество магистралей и внешний облик поездов — стало иным отношение к ВСМ и пространственно-временным реалиям в обществе. В апреле 2012 г. в КНР был принят план научно-технологического развития железных дорог на 12-ю пятилетку, поставлена задача повышения скорости высокоскоростных поездов. Документ преду-сматривает, что в ближайшие два десятилетия ВСМ станут доступны для жителей всех городов с населением более полумиллиона человек. В рамках реализации этих планов в 2011–2012 гг. было открыто движение на самых протяженных ВСМ в мире: Пекин — Гуанжоу (2298 км) и Пекин — Шанхай (1318 км). Обе рассчитаны на максимальную скорость 350 км/ч.
К настоящему времени система ВСМ в Китае формируется как сеть широкого охвата, обеспечивающая доступ ко всем ведущим промышленным центрам страны. На карте отчетливо прослеживаются меридионально-параллельные пересечения, оплетающие главные индустриально-аграрные районы страны, как мощные артерии, обеспечивающие надежную современную связь и транспорт интеллектуальных и индустриальных ресурсов на внутреннем рынке и к крупнейшим морским портам Юго-Восточной Азии.

Кадровая основа китайского высокоскоростного прорыва
С началом разработки перспективного плана создания в КНР высокоскоростной железнодорожной сети соответствующими государственными органами, включая Министерство просвещения и Министерство железных дорог, самое пристальное внимание уделялось подготовке кадров. Сам за себя говорит тот факт, что в 1998 г. при принятии «Закона о высшем образовании» в число вузов, получивших беспрецедентную финансовую поддержку государства, были включены два крупнейших университета путей сообщения страны: Шанхайский и Сианьский. Отметим, что в КНР насчитывается около 2 тысяч высших учебных заведений, из которых «золотая сотня» — участники программы, призванной обеспечить Китаю лидирующее место в мире в области образования в XXI в. Государственная программа, принятая в 1995 г., предусматривает ускоренное развитие 109 так называемых флагманских университетов. Помимо Сианьского и Шанхайского транспортных университетов в этот перечень включены Пекинский и Юго-Западный университеты путей сообщения..
В КНР действуют строгая иерархия вузов и дифференцированный подход к определению статуса каждого учебного заведения. Вузы Китая классифицируются по форме учреждения на государственные, частные, частно-государственные.
По административному управлению вузы делятся на находящиеся непосредственно в подчинении Министерства просвещения или других центральных министерств, находящие-
ся в подчинении отделов областного правительства, находящиеся в подчинении правительств крупных городов.
По уровню образовательных программ: укрупненные, многопрофильные высшие учебные заведения, имеющие ряд факультетов, ведущих профильное обучение, которые могут быть очень крупными и тогда приравниваются к институтам — выпускают бакалавров, магистров, ведут обучение в аспирантуре. Обычные вузы, работающие по программе бакалавриата, и специализированные институты, осуществляющие подготовку кадров прикладной и технической направленности. Последние выпускают специалистов с высшим образованием (3 года обучения) без присвоения ученой степени бакалавра. Как правило, специализированные институты, особенно технические, созданы на базе техникумов. При этом выпускники специализированных институтов обладают правом поступления в магистратуру.
Полная модель в системе высшего образования выглядит следующим образом: 4 + 2 + 3 (бакалавриат + магистратура + докторантура), причем такая форма обучения реализуе-тся в университетах, которые имеют право присвоения степени бакалавра и выше.
В этой связи следует отметить, что прием в университеты и специализированные институты (то есть вузы) осуществляется по результатам единых экзаменов высшей средней школы (12 лет обучения), в то время как набор в техникумы осуществляется по результатам обучения в среднем звене средней школы (9 лет обучения). Выпускники школ могут быть зачислены в вуз определенной иерархической категории в зависимости от количества полученных на экзамене баллов. Сбор результатов сдачи единого экзамена централизован, они публикуются на официальном сайте в сети Интернет.
В настоящее время в Китайской Народной Республике насчитывается более 70 вузов, которые готовят специалистов для транспортной отрасли, 9 из них являются транспортными университетами. Из всех транспортных высших учебных заведений в 37 обучаются специалисты для железнодорожной отрасли.
В 2004 г. Министерство просвещения опубликовало новый список специальностей высшей школы, в котором впервые был представлен высокоскоростной транспорт: «Технологии высокоскоростных железных дорог». В 2007 г. в перечень были добавлены еще четыре специальности: «Управление работой высокоскоростных железных дорог», «Технологии обслуживания высокоскоростного подвижного состава», «Управление высокоскоростным подвижным составом», «Технологии строительства и обслуживания высокоскоростных железнодорожных магистралей».
Система подготовки специалистов железнодорожного транспорта в связи со стремительным развитием ВСМ, совершенствованием подвижного состава и другого технического оборудования становится все более актуальной. Совсем неудивительно, что в перечень специальностей высшего образования включено «Управление высокоскоростным подвижным составом» (машинист высокоскоростного электропоезда). Эксплуатация высокоскоростного поезда с современным компьютерным управлением может быть доступна только высококвалифицированному инженеру.
В ряде специализированных институтов введены специальности из вышеназванного перечня. В транспортных университетах, где готовят специалистов для железнодорожного транспорта, в программах есть разделы и темы, посвященные как проектированию, строительству ВСМ, так и высокоскоростному подвижному составу нового поколения.
Например, в Уханьском профессионально-техническом железнодорожном институте введены 4 специальности, в том числе «Управление высокоскоростным подвижным составом», в ряде других институтов учебные планы пополнились одной специальностью, но в широкой трактовке: «Технологии высокоскоростных железных дорог».
Следует отметить, что некоторые вузы выбрали особую форму подготовки специалистов для высокоскоростного железнодорожного транспорта, а именно при них для лиц, уже имеющих инженерное образование, были организованы центры и курсы повышения квалификации или дополнительного образования. Они изучают особенности проектирования и строительства ВСМ, обслуживания и ремонта подвижного состава высокоскоростного транспорта и т. п. Развивается и необходимое учебно-методическое и информационное обеспечение. В СМИ сообщалось, что в Пекинском университете транспорта, одном из ведущих технических университетов Китая, уже в 2006 г. была сформирована электронная библиотека, содержащая значительный фонд материалов о развитии высокоскоростного транспорта в мире. Центр при Пекинском университете ведет обучение по целому ряду направлений высокоскоростного движения: подвижной состав, сигнализация и связь, управление и планирование и др. Источники свидетельствуют, что за один учебный год (2006–2007) в центре прошли переподготовку 3073 железнодорожника — как специалисты технического профиля, так и управленцы. Другим примером внедрения дополнительного образования служит открытый в 2007 г. при Юго-Западном университете путей сообщения центр переподготовки специалистов с высшим образованием для работы на высокоскоростном транспорте.
Становится очевидным, что сеть ВСМ в Китае, общая протяженность которой состав-ляет на сегодня 11 028 км (данные информационного агентства Синьхуа от 06.03.2014 г.), а также увеличивающийся рабочий парк подвижного состава высокоскоростного транспорта (свыше 1200 поездов), строительство и обслуживание станций нового типа обусловили повышенную ответственность всех уровней управления к подбору и подготовке высококвалифицированных кадров нового поколения.
Безусловно, опыт КНР, ставшей за десятилетие мировым лидером в области высокоскоростного железнодорожного движения, заслуживает в России самого пристального внимания как в отношении вопросов адаптации и развития новой техники и технологий, так и в области подготовки кадров.
И. КИСЕЛЁВ,
инженер путей сообщения,
доктор исторических наук, профессор ПГУПС;
А. КИТУНИН,
инженер путей сообщения,
аспирант ПГУПС

Источник:  http://www.nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~85krw