«С большой теплотой вспоминаю моих учителей…»

 
Фото: rzd.ru

Фото: rzd.ru

24 Декабря 2019

«С большой теплотой вспоминаю моих учителей…»

Интервью с первым заместителем генерального директора Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») Анатолием Анисимовичем Краснощёком.

— Анатолий Анисимович, в преддверии большого юбилея — 210-летия вашей alma mater — могли бы вы как выпускник Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта (ныне Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I) поделиться с нашими читателями самым ярким воспоминанием о студенческих годах?
— В 1988 г. мне вручили диплом инженера путей сообщения. К этому времени за моими плечами был уже солидный опыт работы на железной дороге после окончания Петрозаводского техникума железнодорожного транспорта, служба в Вооруженных Силах. Но всё равно защита дипломного проекта и получение диплома из рук легендарного ректора института профессора Е. Я. Красковского врезались в мою память на всю жизнь. Тогда трудно было предположить, что мой путь по российским железным дорогам приведет меня из Петрозаводска сначала в Санкт-Петербург, потом в Иркутск, а затем в Москву. 

— Многие молодые люди в наше время сомневаются в необходимости высшего образования. Согласны ли вы как специа¬лист и руководитель с этим мнением?
— Сейчас, имея возможность в полном объеме представлять этот огромный и сложный механизм, каковым является ОАО «РЖД», испытывая настоящую гордость за наш железнодорожный транспорт, с большой теплотой вспоминаю моих учителей как в Петрозаводском техникуме, так и в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта имени академика В. Н. Образцова. Среди них Э. М. Меладзе, А. В. Кейдо, А. В. Макарова, В. И. Бадах, В. А. Кудрявцев, Ю. И. Ефименко. Некоторых из них уже нет с нами, но мы их помним. Не могу сказать, что учиться было легко, но так и должно быть. Мы понимали, что нет звания выше и почетнее, чем инженер путей сообщения. Нам приходилось сидеть ночами, делать курсовые проекты, которые иногда казались излишне сложными, а преподаватели — слишком придирчивыми и требовательными. Но по прошествии многих лет с уверенностью могу заявить, что пригодилось всё. Ведь на железной дороге на каждой должности приходится сталкиваться с различными проблемами. И в сложные моменты вспоминалось то, чему учили преподаватели в вузе. А теперь, когда приходится заниматься вопросами развития Восточного полигона, подходов к портам Азово-Черноморского бассейна и Северо-Запада РФ, Северного Широтного хода, модернизации Московского и Санкт-Петербургского железнодорожных узлов, уже мы, в свою очередь, стараемся помочь нашему родному университету — информируем об инновациях, привлекаем его ученых к решению насущных проблем ОАО «РЖД».

— Расскажите, пожалуйста, подробнее, как именно вы помогаете университету, какие программы и проекты стали наиболее значимыми для вас лично.
— Многие выпускники ЛИИЖТа-ПГУПС,¬ несмотря на достаточно плотный рабочий график, поддерживают связь с родным университетом и своими кафедрами. В том числе руководят работой и консультируют дипломников, стараясь, чтобы их выпускные квалификационные работы были актуальными, востребованными, чтобы студенческая молодежь окунулась в реальные дела компании. Ведь сегодня почти половина выпускников университета, а это все железнодорожные специальности, идут в основном на работу в структурные подразделения ОАО «РЖД». Например, особо памятна комплексная защита дипломных проектов по станции Лужская. В 2012 г. она уже практически приобрела тот вид, какой имеет сегодня. И вот родилась идея направить ребят — выпускников факультета «Управление процессами перевозок» туда на работу. Молодых инженеров — на «молодую» станцию. В то время деканом факультета «Управление процессами перевозок» был П. К. Рыбин, вместе с ним, с О. С. Валинским, в то время НЗ-1 Октябрьской железной дороги, и С. А. Дорофеевским, в то время начальником Октябрьской дирекции управления движением, мы в 2013 г. сформировали сначала студенческий отряд, который отработал на станции Лужской приемосдатчиками. Потом эти ребята поехали на следующий год на производственную практику уже в качестве дежурных по паркам, а логичным завершением этого процесса стала защита ими дипломных проектов, посвященных перспективам развития и совершенствованию технологии станции Лужской. Специально приехал на их защиту и, наверное, волновался не меньше их. Было ощущение, что сам опять защищаю дипломный проект.

— Анатолий Анисимович, какой политики придерживается ОАО «РЖД» в подборе кадров? Проводится ли профориентационная работа, и если да, то какая именно? Каковы основные задачи программ подготовки и переподготовки специалистов?
— Сегодня в ОАО «РЖД» сформирован взвешенный и нацеленный на перспективу подход к подбору и обучению кадров. В его основе — серьезная профориентационная работа с представителями молодого поколения разного возраста, когда наравне с азами профессиональных знаний формируется осознание единства с компанией. Это дает возможность снижать риск потери контингента из-за недостаточной мотивированности работника. Но, несмотря на постоянно совершенствующиеся формы поддержания корпоративных ценностей, ключевой задачей остается профессиональная подготовка, которая в современных условиях требует не только стабильных технических знаний и технологических навыков, но и постоянного повышения квалификации, понимания и активного участия железнодорожников в ¬реализации задачи цифровой трансформации железнодорожного транспорта.
Наша компания постоянно развивается, приходится бывать в разных концах нашей огромной страны, но всегда стараюсь планировать поездки в Санкт-Петербург, на Октябрьскую железную дорогу, в мой родной университет. Недавно, в конце октября, мы проводили в стенах ПГУПС III Международную научно-практическую конференцию «Развитие инфраструктуры и логистических технологий на транспорте», посвященную 210-летию университета, основной темой которой было развитие Санкт-Петербургского железнодорожного узла до 2030 г. Выступая на конференции, не удержался и сказал ее участникам, что чувствую себя счастливым, когда иду по знакомым коридорам родного вуза. Наверное, правильно говорят: дома и стены помогают. От имени выпускников ¬ЛИИЖТа-ПГУПС хочу сказать, что мы несем ответственность за то, чтобы наш вуз продолжал развиваться и растил кадры, которые в будущем станут нашей достойной сменой.

Беседовала М. К. Ксенофонтова
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 11 (154) ДЕКАБРЬ 2019. СПЕЦВЫПУСК

Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~iPPfB