«Всё осуществимо, если есть желание и воля» - Информационный портал

«Всё осуществимо, если есть желание и воля»

 
Фото: фотобанк пресс-центра НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Фото: фотобанк пресс-центра НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

1 Декабря 2020

«Всё осуществимо, если есть желание и воля»

В Национальном государственном университете физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) прошел международный научный конгресс «Двадцатипятилетний путь развития адаптивной физической культуры».

НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петер¬бург стал инициатором развития адаптивной физической культуры (АФК) в нашей стране: именно здесь появилась первая в стране кафедра теории и методики адаптивной физической культуры, которая в эти дни отмечает свое 25-летие. Появление АФК вначале как самостоятельной научной дисциплины, и позже как направления подготовки кадров стало прорывом в истории отечественной спортивной науки. «Благодаря учебным методическим пособиям и специализированным программам, разработанным кафедрой, тысячи граждан с ограничениями по здоровью могут заниматься адаптивной физической культурой и спортом, вести активную социальную жизнь», — такие приветственные слова прозвучали в адрес участников конгресса от имени министра спорта Российской Федерации О. В. Матыцина. Ректор НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург С. Е. Бакулев отметил актуальность и особое значение адаптивного физического воспитания, адаптивного спорта и других видов адаптивной физической культуры для населения России в современных условиях. В непростой период пандемии потребность в проведении эффективной работы по реабилитации и абилитации людей с ограниченными возможностями только возрастает — это было отмечено всеми участниками конгресса. Генеральный директор Специального Олимпийского комитета Санкт-Петербурга, президент Спортивной федерации спорта инвалидов Санкт-Петербурга С. В. Гутников акцентировал внимание на том, что за 25 лет существования кафедры, во многом благодаря работе ее уникального коллектива, совершился очень непростой переход от понимания того, что такое человек с инвалидностью, которое существовало в СССР, до современного представления о человеке с ограниченными возможностями здоровья, а также об образе его жизни. Участники конференции многократно подчеркивали в своих выступлениях, что забота общества о людях с ограниченными возможностями здоровья, их социализация, а также успехи спортсменов с ограничениями по здоровью составляют престиж и облик страны. По словам С. В. Гутникова, в мире чрезвычайно мало стран, которые имеют такой уровень государственной поддержки адаптивной физической культуры, как в нашей стране. «Наблюдая за их успехами, мы видим только конечный результат. Успехи спортсменов — это в первую очередь показатель уровня научно-методического обеспечения тренировочного процесса и уровня подготовки профессиональных кадров», — отметил ректор Государственного университета физической культуры и спорта Узбекистана Махмуджон Болтабоев. Паралимпийский комитет нашей страны уже много лет сотрудничает с кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта по важнейшим вопросам развития и укрепления паралимпийского движения России. Его президент В. П. Лукин и первый вице-президент П. А. Рожков отметили, что особая важность и значимость конгресса заключаются в том, что в ходе его работы определяется «система мер спортивно-¬оздоровительного характера, направленных на комплексную реабилитацию и адаптацию в социальной среде лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, преодоление ими психологических барьеров, осознание необходимости своего личного вклада в развитие нашего общества». 
Образование в сфере АФК сегодня чрезвычайно востребовано, и подавляющее большинство выпускников работают по специальности, заявила директор Института АФК О. Э. Евсеева. Передовым в своей области назвал образование и заместитель председателя Комитета по физической культуре и спорту правительства Санкт-Петербурга Н. В. Растворцев, особо отметив, что новации, которые рождаются на кафедре, получают признание в России и за рубежом. 
В завершение пленарного заседания прозвучал доклад вице-президента Паралимпийского комитета России, президента Всероссийской федерации спорта лиц с интеллектуальными нарушениями, члена-корреспондента Российской академии образования, заведующего кафедрой теории и методики адаптивной физической культуры НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург доктора педагогических наук, профессора С. П. Евсеева «История и перспективы развития адаптивной физической культуры в Российской Федерации». Мы поговорили с Сергеем Петровичем после завершения конгресса. 

— Уважаемый Сергей Петрович, расскажите, пожалуйста, об истории адаптивной физической культуры в нашей стране. Кто был пионером этого движения?
— Адаптивная физическая культура или физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, как это звучит по федеральному государственному образовательному стандарту, известна еще со времен Петра Францевича Лесгафта, основоположника системы физического воспитания, который работал в том числе и с детьми с теми или иными отклонениями в развитии. И именно в университете, носящем его имя, впервые стали готовить специалистов для такого рода деятельности. Когда мы 25 лет назад начали изучать, как преподавались различные дисциплины в специальных коррекционных школах, то поняли, что преподавателей по всем предметам готовили на факультетах дефектологии в педагогических вузах, и единственный урок — урок физической культуры — вели обычные учителя, которые не имели специальной подготовки. Конечно, это было неправильно, ведь физическое воспитание для людей с ограниченными возможностями здоровья едва ли не самый важный предмет. Когда началась перестройка, вдруг выяснилось, что в нашей стране примерно такое же количество инвалидов, как и везде, а ведь социалистическая идеология и услужливая статистика убеждали нас, что в нашей стране таких людей просто не может быть, а вот в странах загнивающего капитализма с присущей им эксплуатацией человека человеком и такими пороками, как наркомания и алкоголизм, люди зачастую рождаются с инвалидностью. Отголосок этого подхода мы до сих пор чувствуем и в нашей сфере. Самое главное, что мы сделали за время работы кафедры, — разработали сначала государственный образовательный стандарт, который позже стал называться федеральным государственным образовательным стандартом, а затем и профессиональный стандарт. Термин «адаптивный» мы ввели, чтобы сблизиться с международной практикой, где используются термины Adapted Physical Education и Adapted Sport. АФК сегодня — это три области знаний: физическая культура, медицина и коррекционная педагогика или дефектология. Второе наше достижение — снятие медицинских противопоказаний для поступления в физкультурные вузы лиц с инвалидностью, которые ранее исключали их поступление. АФК убрала это ограничение, и у нас с самого первого набора начали обучаться люди с инвалидностью, которых сейчас у нас около пятидесяти человек. Приходится констатировать, что у нас очень сложно обучаться ребятам с нарушениями мобильности, поскольку здание вуза является историческим и здесь запрещены любые модернизации, которые сделали бы возможным передвижение людей на инвалидных колясках. 

— Кафедра адаптивной физической культуры создавалась в один из самых непростых исторических периодов нашей страны…
— Это было действительно очень непростое время, система образования нуждалась в реформировании, все вузы страны были в тяжелейшем положении, и наш не был исключением. В то время я был проректором по учебной работе и, конечно, использовал все свои административные возможности, чтобы кафедра была открыта. В первую очередь нас поддержал ректор Владимир Ульянович Агеевец, трагическую весть об уходе из жизни которого мы получили накануне открытия конгресса. Могу сказать, что это был уникальный человек, и именно его поддержка сыграла ключевую роль в открытии кафедры. С самого начала мы развивали АФК не как продолжение лечебной физкультуры (замечу в скобках, что и сегодня этим грешат многие вузы), а именно как педагогическое направление. Наша главная задача не нарастить мышцы, а изменить отношение человека с инвалидностью к самому себе и показать, что очень многое в его руках. Мы обучаем не только реабилитации, но, что особенно важно, абилитации людей с инвалидностью. К сожалению, система здравоохранения нас не очень принимает, и те наши выпускники, которые хотят работать инструкторами-методистами лечебной физкультуры, вынуждены получать среднее профессиональное образование в области медицины. И это несмотря на то, что Президент Российской Федерации В. В. Путин обратил внимание на несправедливость этой ситуации и поручил в свое время проработать вопрос о возможности приема на работу в систему здравоохранения наших выпускников без всяких дополнительных условий. Но, увы, этот вопрос до настоящего времени не решен. 

— Проводится ли на кафедре научная работа? 
— Да, конечно. Мы ведем научную работу по использованию средств и методов АФК по трем направлениям: 1) виды заболеваний (сенсорных систем, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, речи и др.); много работаем с сочетанными патологиями, комплексными дефектами; 2) виды адаптивной физической культуры (мы выделили шесть таких видов — адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт (паралимпийское и сурдлимпийское движения), адаптивная двигательная рекреация, физическая реабилитация и два совершенно новых — экстремальные, в которых главенствующую роль играет переживание страха, что очень положительно влияет на человека (конечно, ни о какой угрозе жизни речи быть не может), и ¬креативные, в которых используются разные виды искусства и которые особенно подходят при работе с людьми с психическими и интеллектуальными нарушениями и 3) возрастные периоды жизни человека. Мы всегда стремимся к тому, чтобы научные разработки совпадали с практической деятельностью. И надо сказать, что наши специалисты работают и с новорожденными, и с глубоко пожилыми людьми. Мы знаем, что для новорожденного главный способ познания мира — движение, и, если ребенок обездвижен, наша задача — создать ему такую среду, в которой он сможет двигаться: это могут быть и различные подвесные конструкции, и вода. Наши специалисты и их методики очень востребованы при реабилитации после инсультов. Большим спросом пользуются наши разработки для пожилых людей. 

— Много говорят о том, что физическая культура и спорт — великолепное средство реабилитации и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Основываясь на вашем опыте, можете ли вы сказать, что все инвалиды заинтересованы в такой ¬реабилитации? Приходится ли преодолевать какие-то психологические барьеры, нежелание, незаинтересованность? 
— В нашем обществе существует много стереотипов, вот некоторые из них: урок физкультуры — это два прихлопа, три притопа; спортсмен — человек интеллектуально неразвитый; инвалид чаще всего сам виноват в своей инвалидности. Такие стереотипы несправедливы и вредны. Недооценен колоссальный потенциал физкультуры, иногда медицина и фармакология не могут помочь так, как помогаем мы. Многие спортсмены всей своей жизнью опровергают утверждение об их недалекости. И наконец, более всего прочего я ненавижу всякую дискриминацию, и особенно — по отношению к людям с проблемами со здоровьем. Сегодня 90 % инвалидов не виноваты в том, что они получили то или иное увечье или родились с проблемами. Среди основных причин инвалидности — плохая экология, неправильное питание, стрессы в профессиональной и личной жизни, транспортные происшествия и военные конфликты. 
Конечно, все эти стереотипы влияют и на людей с инвалидностью. Им часто свойственна эгоцентричность: это и уверенность в том, что все и во всем должны им помогать, и обидчивость, и замкнутость. Наша позиция такова: государство и наше общество обязаны обеспечить им доступ ко всему тому, к чему есть доступ у здоровых, но как только это условие выполнено, все обязанности у людей с ограниченными возможностями становятся точно такими же, как и у здоровых людей. Никто не поставит им зачет или экзамен просто так, и некоторые наши студенты уходят именно по этой причине: они были уверены, что за них все будут делать. Вы правы в том, что это одна из центральных проблем в нашей работе. Мы разработали комплекс ГТО для людей с инвалидностью, чтобы они могли увидеть, что всё осуществимо, если есть желание и воля.

— Как вы относитесь к инклюзивному образованию?
— Для меня инклюзия — это не просто совместное пребывание здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в одном классе, а их участие в совместной деятельности. Урок физкультуры, на котором дети с ДЦП сидят в сторонке и наблюдают за ходом урока — это антиинклюзия. А бывает наоборот: всё внимание уделяется только детям с особенностями развития, и тогда происходит дискриминация здоровых. Инклюзия — это очень важная и правильная вещь, но многое зависит от того, как всё продумано и организовано, хуже всего, если это превращается в чистую формальность. Кстати, огромное положительное влияние на здоровых детей оказывает их совместное обучение с инвалидами. Я могу судить об этом по своим студентам, которые осознают, как часто ничтожно малы их проблемы по сравнению с теми проблемами, которые стоят перед человеком, который не может ходить или видеть. 

— Работа ваших выпускников — дело благородное и трудное. Какими качествами они должны обладать?
— Мы всегда проводим анкетирование студентов-первокурсников: откуда они узнали об АФК, почему хотят работать в этой сфере. Сострадание, эмпатия, умение поставить себя на место человека с той или иной проблемой со здоровьем — важнейшие качества, которые мы стараемся воспитать в процессе обучения. Мы придумали профессионально ориентированные виды деятельности: бег с завязанными глазами, чтобы здоровый человек понял, каково это — бежать в кромешной темноте, волейбол сидя и бег в инвалидных колясках. Среди дисциплин, которые мы преподаем, — этика общения. Но есть личностные качества, которые воспитать невозможно, и если их нет, то нужно уходить в другую профессию.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 9 (164) НОЯБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~vBYW6