«Военмех — лидер в области целевой подготовки среди российских вузов»

 
Фото: БГТУ «ВОЕНМЕХ»

Фото: БГТУ «ВОЕНМЕХ»

3 Февраля 2020

«Военмех — лидер в области целевой подготовки среди российских вузов»

Интервью первого проректора — проректора по образовательной деятельности Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова доктора технических наук, профессора Вячеслава Александровича Бородавкина.

— Уважаемый Вячеслав Александрович, мы беседовали с вами уже достаточно давно, поэтому хотелось бы от вас услышать, что представляет собой ¬Военмех сегодня и какие важные события произошли здесь в последнее время?
— Военмех с момента его создания всегда занимался и занимается вопросами комплексной безопасности. А сегодня основными направлениями здесь являются энергетика, цифровые технологии, материалы с новыми физическими свойствами, обеспечение обороноспособности страны. С этой точки зрения и следует рассматривать всю деятельность нашего университета.
Традиционно более 80 % реализуемых в Военмехе образовательных программ востребованы «оборонкой». География трудоустройства наших выпускников — от Калининграда до Благовещенска. Это специалисты в области проектирования, производства и эксплуатации ракетно-космических комплексов, систем вооружения и военной техники, лазерных и радиолокационных информационных систем. В университете ведется обучение по всем уровням высшего образования, причем из них доля специалитета составляет 40 %. И это основная часть нашего целевого приема и гособоронзаказа.
Переход на цифровую экономику, новые образовательные и профессиональные стандарты определяют требования к современному выпускнику Военмеха. Это традиционно высокая фундаментальная подготовка, знание жизненного цикла изделия от строительной оси до утилизации, владение технологиями комплексного системного моделирования, знание новых материалов и технологий. И, конечно, преданность своему делу и патриотизм.
В 2019 г. у нас случились два важных события: выборы ректора и государственная аккредитация. Выборы ректора подтвердили верность нашим традициям и правильность выбранного курса развития вуза. Мы также успешно прошли процедуру аккредитации всех реализуемых образовательных программ. 
Наверное, стоит еще сказать и о том, что в 2019 г. мы завершили очередной этап цифровизации университетской библиотеки. Нам удалось обеспечить возможность получения всех услуг библиотеки удаленными пользователями наравне с теми, кто работает непосредственно в ее залах. Оцифрован большой массив документов и книжных изданий. Создан депозитарий электронных документов и репозитарий — цифровой сервис свободного доступа к полнотекстовым изданиям.

— Вы говорите о большой доле целевого обучения в Военмехе…
— Особенность нашего времени — необходимость учитывать все основные тенденции, свойственные развитию отечественной промышленности. Военмех — лидер в области целевой подготовки среди российских вузов. Мы тесно взаимодействуем с предприятиями оборонно-промышленного комплекса и учреждениями Министерства обороны. В этом смысле наш университет ориентирован на расширение и совершенствование своего участия в выполнении задач, поставленных перед предприятиями ОПК.
Именно поэтому мы должны принимать во внимание проходящую сегодня диверсификацию предприятий оборонно-промышленного комплекса страны. Трудности, с которыми сталкиваются предприятия при переходе на производство гражданской продукции, связаны с тем, что доля оборонной продукции на них обычно составляет порядка 70–90 % от общего объема, что затрудняет проведение необходимых экономических и технологических изменений для развития гражданского направления. Существует и проблема нехватки соответствующих специалистов, а это требует подготовки и переквалификации и рабочих, и инженерно-технических работников. Мы стараемся проводить подготовку таким образом, чтобы у выпускника были бы достаточные знания и компетенции, позволяющие ему работать как в «оборонке», так и в области гражданского производства. 

— Руководство министерства неоднократно заявляло об исключительной важности внедрения эффективных форм взаимодействия вузов и предприятий. В частности, речь шла и о создании базовых кафедр, которые осуществляют практическую подготовку студентов на базе предприятий. Что сегодня можно сказать о создании и функционировании таких кафедр в вашем университете?
— С первых дней существования вуза была видна главная отличительная черта организации нашего учебного процесса, черта, сохранившаяся и сегодня. Это четкая ориентация на реальные потребности нашей оборонной промышленности, чему всегда способствовали и способствуют крепкие связи с ведущими предприятиями отрасли. Поэтому мы всегда внимательно относились к предлагаемым нам новым формам взаимодействия с нашими заказчиками. Опыт работы базовых кафедр в нашем университете показывает, что интеграция усилий вуза и предприятия, совместное использование материальной базы, кадрового потенциала и финансовых ресурсов позволяют решать задачи выпуска именно тех специалистов, которые не просто конкурентоспособны и востребованы на рынке труда, но и в достаточной степени адаптированы к своему будущему месту работы. 
В настоящее время в Военмехе созданы и вполне успешно функционируют несколько базовых кафедр с ведущими предприятиями оборонно-промышленного комплекса: АО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”», Объединенной двигателестроительной корпорацией, Роскосмосом, Объединенной судостроительной корпорацией. На этих кафедрах реализуются образовательные программы в области ракетостроения, оружия и систем вооружения, информационных спутниковых систем, энергетических и робототехнических комплексов специального назначения.

— Какие еще современные формы подготовки кадров реализует сегодня Военмех? 
— Сегодня начали развиваться механизмы сетевого обучения с привлечением материальных и кадровых ресурсов профильных вузов и предприятий, что позволяет оперативно реагировать на новые требования к содержанию дисциплин, тесно связанных со спецификой направленности предприятия как по традиционным, так и по диверсификационным направлениям. Разработка таких образовательных программ осуществляется при тесном взаимодействии с преподавателями вузов и сотрудниками предприятий «оборонки», что позволяет достаточно быстро осуществлять изменения в спе¬цифике подготовки кадров для предприятий. Также при таком варианте сотрудничества преподаватели сами имеют возможность повысить свои компетенции, посещая соответствующие подразделения предприятий и впитывая культуру производства, современные технологии, и в дальнейшем передавать полученные знания будущим специалистам.
Стоит сказать еще об одной проблеме, возникшей в последнее время для предприятий ОПК, находящихся в регионах, где местные вузы не реализуют образовательные программы по вооружению и военной технике, ракетно-космическим технологиям. В условиях отсутствия системы распределения кадровый состав предприятий формировался в последние десятилетия из выпускников местных вузов. Такие работники обладают достаточно большим опытом практической работы, но не имеют базового профильного образования, необходимой системной подготовки, которых требуют профессиональные стандарты. 
К нам обратились за помощью предприятия АО «Концерн ВКО “Алмаз-Антей”» — ОАО «ВМП “Авитек”» (г. Киров) и АО «ОКБ “Новатор”» (г. Екатеринбург). Реализованные в результате образовательные проекты признаны успешными по мнению как руководства, так и обучающихся, большинство из которых на сегодняшний день составляют основу кадрового резерва руководителей подразделений этих предприятий.

— В одном из ваших выступлений вы говорили о большом значении контактов университета с российскими космодромами и полигонами. Как это сотрудничество развивается в последние годы?
— Да, это направление нашей работы действительно очень важно для университета, для студентов и, что немаловажно, для наших преподавателей. Так, сотрудничество нашего вуза с космодромом «Плесецк» продолжается уже почти четверть века. Представители Военмеха регулярно посещают школы города Мирного. Они встречаются с выпускниками и их родителями, проводят мастер-классы и тестирование школьников по профильным дисциплинам для поступления в наш университет. Важной формой профориентационной работы является и проведение совместных конференций, выступление в местных СМИ, организация на базе школ подготовительных курсов. Высокий рейтинг Военмеха подтверждается тем, что будущие абитуриенты охотно участвуют во всех предлагаемых нами мероприятиях. Поэтому неудивительно, что ежегодно порядка десяти выпускников школ Мирного поступают в Военмех. А ряд выпускников военного учебного центра Военмеха успешно проходят службу на космодроме.
Могу сказать, что без проведения практик студентов и стажировок преподавателей на космодромах и ведущих испытательных полигонах невозможна подготовка специалистов, отвечающих современным требованиям оборонно-промышленного комплекса. Поэтому важнейшее направление взаимодействия с космодромами — организация студенческих практик и стажировок преподавателей. Представители Военмеха побывали на всех космодромах нашей страны: и в Плесецке, и на Байконуре, добрались и до нового космодрома «Восточный». Университет со своей стороны оказывает помощь ведущим специалистам полигонов в решении задач освоения основных образовательных программ и защите диссертаций.

— Говоря о взаимодействии с космодромом «Плесецк», вы затронули вопросы профориентационной работы. Какие новые формы деятельности в этой важной для образовательных учреждений области Военмех использует сегодня? 
— Помимо регулярной профориентационной работы, которую университет ведет всегда, сейчас созданы и функционируют — замечу, достаточно эффективно — профильные военно-инженерные классы. Один из них — в Коломне (базовое предприятие — КБ машиностроения), другой — в Кирове (базовое предприятие — ОАО «ВМП “Авитек”»). Выпускники этих классов в первую очередь ориентированы на поступление на специальности и направления ракетно-космического профиля в Военмехе. В работе этих профильных классов активно участвуют предприятия, которые оборудуют у нас общежития для компактного проживания своих студентов, а также специальные классы с образцами и макетами выпускаемой ими техники, используемые в образовательном процессе. Помимо упомянутых КБ машиностроения и ОАО «ВМП “Авитек”» свои именные аудитории, лаборатории и классы сформировал еще ряд предприятий ведущих корпораций ОПК.
Стоит подчеркнуть, что наша совместная работа с предприятиями отрасли существенно упрощается, поскольку контактировать приходится с выпускниками Военмеха. Все они прекрасно помнят годы своей учебы и всегда готовы оказать помощь родному вузу.
Нашим новым профориентационным проектом является «Лекториум» — это интерактивные лекции, проводимые преподавателями университета и специалистами ракетно-космической и оборонной отрасли не только в очной, но и в дистанционной форме. Желающие получить дополнительные баллы за индивидуальные достижения могут пройти итоговые тесты по каждой лекции и получить соответствующий сертификат. 
Нельзя не сказать об еще одном направлении профориентационной работы. Это участие наших студентов в организации и проведении конференций, профильных олимпиад, ориентированных в том числе на школьников — будущих абитуриентов. В 2019 г. прошли, например, Всероссийский конкурс «Орбита молодежи» (организован Военмехом в сотрудничестве с Роскосмосом), Всероссийский форум «Молодежные Циолковские чтения», проводимый каждые два года в Кирове (в последнее время — в Детском космическом центре, одном из крупнейших музейно-выставочных комплексов России), первый тур оборонно-технической олимпиады. 

— И в заключение нашей беседы вспомним, что в этом году мы отмечаем 75-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Как Военмех готовится встретить эту торжественную дату? 
— В годы войны более 150 студентов и сотрудников Военмеха — Ленинградского военно-механического института — ушли добровольцами на фронт, более 200 человек работали на Дороге жизни и в полку военизированной пожарной охраны. На полях сражений погибли и умерли от голода в стенах института 215 человек. 
В конце прошлого года мы завершили творческий конкурс на лучший проект памятника работникам оборонно-промышленного комплекса, и уже в этом году мы планируем установить этот памятник рядом со знаком, размещенным к 40-летию Победы во внутреннем дворе нашего университета. Этот монумент будет посвящен в том числе и студентам нашего вуза: в годы Великой Отечественной войны 500 студентов-военмеховцев были направлены для работы на оборонных предприятиях страны. Своим успешным трудом они создавали оружие Победы и подтвердили высокое качество подготовки инженеров в родном вузе.
Ну и кроме того, Военмех принимает активное участие в работе конкурсной комиссии, которая должна выбрать лучший проект памятника Д. Ф. Устинову, выпускнику нашего вуза. В годы войны Дмитрий Фёдорович являлся наркомом оборонной промышленности и внес немалый личный вклад в Победу. Этот проект — также ¬своеобразная дань памяти военмеховцам — участникам войны.
Военмех, вуз оборонный, с гордостью носит боевую награду — орден Красного Знамени и всегда будет помнить своих студентов и преподавателей, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Беседовал Александр Орловский
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (156) ЯНВАРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~bnJ46