Важен разумный баланс между учёбой и практикой - Информационный портал

Важен разумный баланс между учёбой и практикой

 
© ПРЕСС-СЛУЖБА СПбГМТУ

© ПРЕСС-СЛУЖБА СПбГМТУ

26 Апреля 2022

Важен разумный баланс между учёбой и практикой

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет (СПбГМТУ) становится лидером в подготовке кадров для своей отрасли. Импульсом стала победа в программе «Приоритет 2030». О том, какие преимущества это дает вузу, о подготовке будущих студентов и карьерных перспективах нынешних, о взаимодействии с индустриальными партнерами рассказывает проректор по образовательной деятельности СПбГМТУ Елена Ростиславовна Счисляева.

— Елена Ростиславовна, Корабелка вошла в число финалистов программы «Приоритет 2030». Что конкретно это дает вузу? Уже можно о чем-то говорить?
— Победа СПбГМТУ в конкурсном отборе вузов-участников программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» дала новый импульс развитию Корабелки по целому ряду направлений деятельности, и, несмотря на то, что программа только началась, ее позитивные результаты уже замечают наши студенты и преподаватели.
Внедрена и развивается инновационная концепция организации образовательного процесса — реализация образовательных программ в сетевой форме. Например, сетевая образовательная программа «Конструкторско-технологическое обеспечение судового машиностроения», осуществляемая с нашим уважаемым партнером — Дальневосточным федеральным университетом.
Активно развивается материально-техническая база университета. Парк лабораторной техники вуза пополнен значимыми для научного и образовательного процесса установками: станками с ЧПУ, стендами для исследования теплообменных процессов в судовых машинах и стендами для изучения аспектов экологической безопасности изделий судового машиностроения. Существенно расширен и обновлен парк компьютерной техники.
Делаются уверенные шаги в реализации новых подходов к формированию профессиональных исследовательских умений и карьеры студентов. Расширяется сообщество наших индустриальных партнеров, что позволяет развивать студенческие научные исследования и успешно ориентировать выпускников Корабелки на рынке труда.

— В последнее время много внимания уделяется инженерному образованию. Корабелка активно развивает проект для школьников «Инженерные классы». Как строится обучение в этих классах? Каждый может поступить?
— Сначала педагоги школ проходят обучение в СПбГМТУ по программам повышения квалификации, а затем обучают школьников по программам: «Морская робототехника и судомоделизм», «Оптика лазеров», «Компьютерное моделирование и проектирование», «Технологическое предпринимательство».
Для обучения в инженерном классе девятикласснику необходимо предоставить в школу портфолио, содержащее мотивационное письмо о желании поступить в инженерный класс; сведения о высоких показателях успеваемости по учебным предметам «Математика», «Физика», «Информатика» (хорошие и отличные годовые результаты); информацию об успешном прохождении программы курса внеурочной деятельности «Инженерное дело»; результаты участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, в мероприятиях, предусмотренных планом внеучебной деятельности, иных мероприятиях по инженерным направлениям (копии дипломов, грамот, благодарностей и других). Отбор учащихся в инженерный класс осуществляется на основании конкурса, проводимого школой.
Выпускники инженерных классов при поступлении в СПбГМТУ получают дополнительно 10 баллов.

— В задачах Корабелки обучить в инженерных классах более 1500 человек к 2030 году. Это всё будут ваши будущие студенты?
— Надеемся. Университет проводит большую работу со школьниками в рамках внеучебной деятельности, а также участвует в реализации дополнительных профессиональных программ.

— После учебы начинающим инженерам нужно место работы. Как выстраиваются отношения СПбГМТУ с профильными предприятиями?
— Университет тесно взаимодействует с индустриальными партнерами. Студенты проходят практику на предприятиях, планируются стажировки. Процент трудоустройства выпускников по специальности больше 98 %.
Учитывая важность вовлечения представителей реального сектора экономики в образовательный процесс, необходимо находить и удерживать рациональный баланс между учебой и практикой. Формирование разумного баланса позволяет решить главный спор меду физиками и лириками, теоретиками и практиками.
Основная тенденция в университете, направленная на реализацию названного принципа, — полное погружение в работу со второго курса, пусть даже в области, близкой к будущей специальности. Организации, заинтересованные во взаимовыгодном сотрудничестве с университетом, реализуют академические и стажерские программы, в рамках которых читают лекции и ведут занятия. Преподаватели же получают возможность использовать технологии компаний в учебном процессе, делая совместные научно-исследовательские работы и образовательные проекты.
Всё больше работодателей обращают внимание на возможность заключения договора о целевом обучении на старших курсах. Как правило, работодатель принимает такое решение после прохождения студентом первичной практики в период летних каникул или реже в период обучения. Видя заинтересованность студентов во вхождении в профессию, компания предлагает выплачивать обучающимся стипендии за период с момента заключения целевого договора.
Имеются здесь и вопросы, которые мы решаем совместно с предприятиями: по нашему мнению, необходимо расширять поле практик, а также инициировать у работодателей работу со студентами старших курсов, вводя их в профессию на «земле». Медленно, но неуклонно изменяется отношение работодателя к студенту: теперь они не ожидают прибытие «звездочки» с красным дипломом, а выбирают и развивают студента до выпуска.

— Вы занимаетесь также и обучением профессионалов. Что дает вузу участие в проекте «Фабрика процессов»?
— «Фабрика процессов» — совместный проект с АО «Объединенная судостроительная корпорация» («ОСК») по обучению бережливому производству сотрудников верфей и конструкторских бюро «ОСК». Обучение прошли уже около 2 000 человек. Сейчас подобная программа разработана для школьников. Проект должен стартовать со следующего учебного года. Его реализация будет осуществлена под непосредственным контролем Комитета по образованию Санкт-Петербурга.

— А как строится кадровая политика в самом вузе?
— В кадровой политике в СПбГМТУ следующие направления: создание системы кадрового резерва, мотивационной системы, социальная поддержка коллектива. Мы привлекаем в университет лучших представителей науки и практики; занимаемся научно-исследовательской деятельностью в области оценки кадровых потребностей судостроительной отрасли и смежных отраслей; реализуем систему наставничества и преемственности поколений; готовим профессорско-преподавательский состав в области работы с молодежью.
Если говорить о мотивационной системе, то тут, с одной стороны, действует материальное стимулирование, с другой стороны — широкий спектр нематериальных «бонусов», того, что делает жизнь в университете насыщенной и интересной: возрождение и развитие творческих коллективов, спортивных команд, интеллектуальных объединений, научно-технических секций, создание Фаблаба (открытой лаборатории-мастерской) и Ассоциации выпускников Корабелки и Эндаумент фонда (фонда целевого капитала).
Кроме этого, система развития кадрового потенциала университета предусматривает реализацию программ академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки; повышение языковой компетенции персонала всех уровней; меры по привлечению в вуз и поддержке молодых научно-педагогических работников, имеющих опыт работы в научно-исследовательской и образовательной сферах в ведущих университетах и научных организациях.
Большое внимание уделяется и социальной поддержке коллектива, это и добровольное медицинское страхование профессорско-преподавательского состава и сотрудников, частичная оплата медицинских услуг, санаторно-курортного лечения, пансионатов и домов отдыха, оздоровительных учреждений для детей, оплата ежегодных медицинских осмотров с предоставлением выходного дня для их прохождения, оказание материальной помощи.

— Стремительно развивающиеся наука и технологии требуют вовлечения молодежи в образовательный процесс. Молодые преподаватели и ученые идут к вам?
— Привлечение молодых научно-педагогических работников носит системный и управляемый характер на уровне факультета, решения принимаются и реализуются заведующими кафедрами. Есть четко обозначенные и обоснованно достижимые показатели, не реже одного раза в год нужно отчитываться о реализации кадрового резерва. Для закрепления ассистентов формируется система комплексного материального обеспечения посредством привлечения в иные виды деятельности, наряду с преподавательской. Еще один вариант решения названной проблемы — формирование института наставников из профессоров-научных консультантов.
Привлечение молодых научно-педагогических кадров позволит гармонично совместить традиции классической школы кораблестроения и инновационные методы разработок и внедрения.

— Близится лето и время приема в вузы. Как вы оцениваете на сегодня: конкурс растет? Какие направления и специальности более популярны у абитуриентов Корабелки?
— Лауреат Нобелевской премии по физике Нильс Бор однажды пошутил: «Очень трудно сделать точный прогноз, особенно о будущем». Последние два-три года заметно увеличение числа желающих поступать на технические (инженерные) направления подготовки — кораблестроение, машиностроение, энергетическое машиностроение, то есть профильные направления для нашего университета. Увеличению конкурса (количеству поданных заявлений) способствуют также изменившиеся правила приема в российские вузы. С 2021 года вузы могут самостоятельно определять количество направлений (специальностей), на которые абитуриент может подать документы и участвовать в конкурсе (от 2 до 10), а до 2021 года было ограничение — не более трех. В наш университет поступающий может подать документы на пять направлений.
Наиболее популярные направления подготовки — связанные с информационными технологиями. Как уже было сказано, увеличивается количество абитуриентов, желающих получить техническую специальность. Последние годы растет число тех, кто хочет поступить на специалитет, в нашем университете количество бюджетных мест на специалитете ежегодно увеличивается. Ну и традиционно высоким спросом пользуются экономические и гуманитарные направления подготовки.

— Есть какие-то новшества для абитуриентов этого года?
— Кардинальных изменений в правилах приема в 2022 году не произошло. Мы надеемся на то, что в этом году сможем принимать документы и общаться с абитуриентами очно, в 2020 и 2021 годах очное взаимодействие с абитуриентами из-за пандемии было запрещено. В 2022 году установлены особенности приема для российских граждан, проживавших до 2022 года в Луганской и Донецкой Народных Республиках, а также на Украине.

— Кого вы хотели бы видеть среди своих будущих студентов?
— Безусловно, для получения высшего образования нужна хорошая подготовка в школе, а, следовательно, мы ожидаем абитуриентов с высокими баллами. Однако не менее важно желание получать знания. Если есть такое желание, то наши преподаватели смогут передать свои знания и опыт студентам.
Беседовал Михаил КОЛЬЦОВ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 4 (182) АПРЕЛЬ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ZsLcS