Творчество должно идти от сердца - Информационный портал

Творчество должно идти от сердца

 
Фото: Vladimir Mikhaylutsa

Фото: Vladimir Mikhaylutsa

2 Июня 2021

Творчество должно идти от сердца

В Доме ученых имени М. Горького РАН завершилась выставка картин Магомеда Сагидаева «Два мира». Мы побеседовали с художником о его творческом пути, художественных решениях, увлечениях и интересах и концепции выставки.

— Магомед, по первому образованию вы юрист. Как вы решились столь кардинально изменить профессию?
— Многим моим знакомым этот переход показался быстрым и решительным, но в действительности ему предшествовал период мучительных размышлений, переживания нереализованности моих творческих устремлений — и в процессе учебы, и дальнейшей работе юристом. Я считаю свою юридическую карьеру весьма успешной в силу моих личностных качеств: я всегда выполняю работу на самом высоком уровне. Однако я чувствовал себя нереализованным в творческом плане, и со временем это чувство завладело мной полностью. Дело в том, что рисовал я всегда, даже в период обучения и работы юристом. В какой-то момент я уволился и год или даже полтора не работал. Почти никуда не выходил, ни с кем не общался и занимался тем, что мне нравилось: лепил, рисовал, посвящал творчеству почти всё свое время. Это привело к ссоре с родителями, после которой я уехал из Махачкалы в Москву. Конечно, спустя какое-то время родители приняли мое решение, я вернулся в родной город и поступил в Дагестанское художественное училище имени М. А. Джемала. Я выбирал между двумя направлениями: «Живопись» и «Ювелирное дело», но все-таки остановился на живописи. Родители узнали о моем поступлении постфактум. Честно скажу, что никто из моих родственников, за исключением дяди, не поддержал меня. Хотя именно дядя возлагал особые надежды на мою юридическую карьеру. Я окончил факультет подготовки судей, и он видел во мне все качества, необходимые для успешной карьеры. В итоге я окончил художественное училище, но даже в процессе освоения учебной программы я искал свой стиль. Особенно меня вдохновляла работа с дошкольниками: с первого курса училища я преподавал в частном детском саду. Преподавателям училища не очень нравилось, что параллельно с учебной программой я занимался чем-то совершенно другим, выходящим за рамки академизма. Приходилось отстаивать свою позицию. В первый год после окончания училища у меня состоялась первая профессиональная выставка в галерее современного искусства «Первая галерея» в Каспийске (Республика Дагестан). Совсем недавно состоялась выставка в Театре поэзии в Махачкале. Однако в Санкт-Петербурге у меня выставок больше, чем в родном Дагестане. Сейчас завершается моя четвертая выставка «Два мира» — дополненная выставка из Театра поэзии, в экспозицию которой я добавил свои акварельные работы. Эта выставка — о сосуществовании духовного и материального в каждом человеке. Мир духовный для меня заключен в ребенке, мир материальный — во взрослом. Дом ученых предоставил выставке три зала. В центральном зале были представлены акварельные работы, символизирующие мир ребенка, где всё пропитано светом и покоем. В крайних залах были представлены графические работы — жесткая оболочка с более невесомым и мягким содержимым, пребывающим в постоянном движении.

— В семье кто-то у вас рисовал?
— Нет, однако мы выяснили, что известный дагестанский художник Магомед Дибиров — наш дальний родственник, и я познакомился с ним уже во взрослом возрасте. В ближайшем окружении художников нет, поэтому меня и не поняли, когда я бросил юриспруденцию и ушел в непонятную для родных сферу без четких ориентиров и карьерной лестницы. Мне тем более приятно, что в этой сфере я выработал свой стиль и добился определенных успехов. Есть огромные плюсы моего юридического образования. Согласитесь, что не любой художник сведущ в вопросах юриспруденции, с которыми мы сталкиваемся на каждом шагу. Любое хорошее образование является огромным подспорьем в жизни. Кстати, я очень рад, что поступил в художественное училище уже во взрослом возрасте. Молодого человека легко переучить и лишить собственного стиля.

— Вы сказали, что в период обучения искали свой стиль. Вы ставите себя в какие-то определенные рамки?
— Я не пытаюсь дать какое-то четкое обозначение своему творчеству, оставляя это профессионалам, которые могут взвешенно и аргументированно его описать. Я творю, рисую, получаю от этого удовольствие и самореализуюсь. Мне пока не удалось сформировать четкого отношения к своему творчеству, да и во многом к творчеству окружающих, поэтому стараюсь по большей части молчать и ничего не комментировать, когда посещаю выставки своих коллег. Любой труд достоин уважения и внимания, а восприятие творчества весьма субъективно. Вообще, если говорить о персональных выставках, то у них довольно интересный эффект. Не знаю, как другие художники, но я с каждым днем работы выставки чувствую себя всё более и более эмоционально истощенным.

— Вы говорите о том, что ваша жизнь связана с тремя городами: Махачкалой, Москвой и Петербургом…
— Махачкала — это мой родной город, в котором я родился и живу до сих пор. В Москве я учился в Академии правосудия, а в Санкт-Петербург я приехал первый раз летом перед вручением диплома. Потом как-то получилось так, что здесь прошла моя выставка, я довольно легко завожу друзей, и теперь у меня их больше в Северной столице, чем в Махачкале.

— Какие были еще выставки и чему они были посвящены?
— Первые две выставки состоялись, когда я еще был довольно молодым художником и, честно говоря, даже не представлял, что у выставки должна быть концепция. Я всё делаю спонтанно и, как правило, без эскизов. Поэтому мне сложно обозначить какую-то концепцию. Первые выставки представляли собой просто работы, которые я хотел показать зрителю. Мне кажется, что творчество должно идти от сердца, и художник редко может предсказать, что он «вытащит» из себя в тот или иной момент и воплотит на холсте или бумаге.

— Вы хотели бы продолжить свое художественное образование?
— Я хочу заняться масляной живописью, которой не уделялось достаточно внимания в училище, и поэтому я неуверенно себя чувствую в этой сфере. Акварелью мы писали только на первом курсе, мое акварельное творчество — это то, чему я научился самостоятельно. Пока увереннее всего я чувствую себя в графике, и мой основной инструмент — шариковая ручка. У каждого художника свой любимый инструмент. Я очень не люблю карандаш, поэтому уроки рисунка для меня были мучительными. Мне нравится лепка, я всем советую ее даже в качестве своеобразной арт-терапии. Как я сказал ранее, мне интересно и ювелирное творчество, я хотел бы реализовать ювелирный проект в сотрудничестве с профессиональными ювелирами. Мне интересно узнавать и учиться чему-то новому, ведь художник умирает тогда, когда решает, что достиг совершенства.

— Может быть, есть какие-то художники, работы которых вам близки?
— Есть такие художники, но я стараюсь быть ни на кого не похожим. Можно ориентироваться на чье-то творчество, но не подражать ему. Многие говорят, что мои работы напоминают им творчество Альбрехта Дюрера. Даже во время авторской экскурсии по выставке мне задавали такие вопросы. Мне близки также Густав Климт, Эгон Шиле и многие другие.

— Когда вы рисуете, что появляется в первую очередь — форма или содержание?
— Содержание появляется потом. Если говорить применительно к графике, начинается всё довольно бессознательно: какие-то линии, из которых выстраивается рисунок, образ, который ты начинаешь дополнять. Смысл появляется позже, и это не надуманный смысл. Ты действительно в какой-то момент начинаешь его осознавать. Творческий процесс сложно описать.

— Выставка «Два мира» — это уже не первая ваша выставка в петербургском Доме ученых. Наверное, это особенное для вас место?
— Меня совершенно окрылил успех первой выставки. Для меня было важным то, что выставка понравилась сотрудникам Дома ученых, ведь им приходилось видеть ее каждый день. Я был признателен, когда меня пригласили выставиться в этих залах еще раз. Для меня это честь и огромная радость. Я надеюсь, что привожу что-то стоящее, потому что в этих интерьерах, в этом великолепии очень сложно чувствовать себя достойным этого места. Хочется развиваться и двигаться вперед, чтобы соответствовать этому потрясающему дворцу.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (172) МАЙ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~Ivj3S