«Талантливые люди нуждаются в поддержке» - Информационный портал

«Талантливые люди нуждаются в поддержке»

 
Фото: СПбГУПТД

Фото: СПбГУПТД

29 Декабря 2020

«Талантливые люди нуждаются в поддержке»

Интервью с художником по костюмам, творческим директором Института дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) заслуженным художником России Ириной Николаевной Сафроновой.

— Ирина Николаевна, с чего началась ваша творческая деятельность?
— Рисую я с четырех лет: сначала был кружок рисования, потом Художественно-эстетическая гимназия № 190, затем Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (ЛВХПУ им. В. И. Мухиной, ныне — Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени В. И. Мухиной), специализация «Художник по моделированию костюма». С 1972 г. я участвую в российских и международных выставках.
В Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского (ныне Михайловский театр) меня пригласил в качестве художника по костюму балетмейстер-постановщик, народный артист России Николай Боярчиков, и первой моей работой стал спектакль «Разбойники»: я создала юбки-брюки для балерин, своего рода синтез современного и исторического костюмов. Также это был мой первый опыт работы с современным композитором Марком Минковым. 

— Недавно в главном здании СПбГУПТД проходила юбилейная выставка ваших творческих работ под названием «Декоративные композиции». Расскажите о ней поподробнее. 
— Меня часто спрашивают, почему я рисую цветы. Ведь все привыкли к тому, что обычно я выставляю эскизы костюмов. Я люблю живопись. Работы, представленные на выставке, — это декоративные композиции. Я выращиваю на даче растения, а затем наблюдаю, зарисовываю, фотографирую. Это помогает в работе над фантазийными образами, особенно при создании костюмов неодушевленных предметов. Например, для балета-буффонады «Женитьба» на музыку А. Журбина я делала костюмы не только для главных героев пьесы, но и для неодушевленных участников спектакля, среди которых были дверь, окно с занавеской и диван, на котором главный герой произведения проводил большую часть своего времени. 
На мой взгляд, фантазия — это умение из любого источника вдохновения создать костюм.

— В прошлом году вышла ваша книга, где представлено 250 эскизов. Расскажите о некоторых из них. 
— Далеко не все мои эскизы вошли в альбом. За годы профессиональной деятельности я создала многочисленные варианты эскизов, из которых были выбраны лучшие. Многие остались после премьеры спектакля в театре, часть находится в Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеке, в художественных галереях, в том числе и за рубежом.
Спектакль «Фауст» И. В. Гёте, поставленный Н. Боярчиковым, — о вечной теме борьбы добра со злом. Мне понадобилось много фантазии и изобретательности, чтобы создать костюмы фантастических существ, продумать многочисленные детали — маски, рога, когти и другие. Движения исполнителя должны выявлять художественные «возможности» костюма, а костюм должен помогать артисту убедительно выразить образ своего персонажа и не мешать сложной хореографии. «В балете артиста надо раздеть так, чтобы он казался одетым», как говорят художники по кос¬тюмам. Артисты сами вязали воинские кольчуги из тонкой льняной веревки. Я добавила в них блестящую поталь, чтобы издалека создавалось впечатление, что это настоящие доспехи. За работу над спектаклем я получила высшую ¬театральную премию Санкт-Петербурга — диплом «Золотой софит» в номинации «Лучшая работа художника». 
Для следующего балетного спектакля мне пришлось перечитать произведение несколько раз. Речь идет о романе «Тихий Дон» М. Шолохова. Надо сказать, это очень тяжелое произведение, повествующее о трагедии народа. Изначально хореограф попросил создать костюмы для героев из ситца, но, как оказалось, костюмы из этого материала не передают всего трагизма событий, описанных в романе. За короткий срок я сделала совершенно другие эскизы. Мной было придумано цветовое решение костюмов, которое соответствовало периоду мирной жизни героев и военному времени. В балетном спектакле из-за отсутствия слов исполнителей их костюм играет не последнюю роль, а цвет оказывает большое влияние на восприятие происходящих событий зрителем. 
Премьера балета состоялась в 1987 г. в Санкт-Петербургском государственном академическом театре оперы и балета имени М. П. Мусоргского. На премьере присутствовали родственники Михаила Шолохова. Они нас благодарили, что, безусловно, очень приятно. 
Несколько раз мне приходилось участвовать в постановке балета «Ромео и Джульетта». При создании костюмов для этого спектакля следовало придерживаться классических традиций. 
Я являюсь создателем эскизов костюмов к ба¬летам «Метель» (в Михайловском театре Санкт-Петербурга), «Вальпургиева ночь» (в театре «Астана Балет»), «Дон Кихот» (Самарский академический театр оперы и балета), драматическому мюзиклу «Анна Каренина» (Театр оперы и балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова), а также к «Бегущей по волнам» (Одесский академический русский драматический театр) и многим другим. В течение нескольких лет создавала костюмы для чемпиона мира, Европы и Олимпийских игр по фигурному катанию Е. Плющенко. 

— Ирина Николаевна, вы преподаете около 45 лет, верно? В чем разница в обучении художников-модельеров тогда и сейчас?
— Моя преподавательская деятельность началась в 1975 г. с должности преподавателя кафедры дизайна костюма ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. К сожалению, в то время было очень мало информации о моде, костюме, модных тенденциях. Зарубежные журналы мод были редкостью. В Ленинградском доме моделей одежды, где я работала художником-модельером, издания появлялись всего на несколько дней. 
С 1993 г. по настоящее время я являюсь профессором, заведующей кафедрой дизайна костюма, творческим директором Института дизайна костюма СПбГУПТД.
У современных студентов проблемы с информацией нет, модные показы российских и западноевропейских брендов, новинки fashion-индустрии можно без труда изучить в Интернете. Сложности, наоборот, связаны с тем, что среди всего многообразия сложно отделить разумное от нелепого, особенно студентам, которые не ¬имеют серьезного опыта. 
Меняются средства графической подачи эскизов. Многие студенты нашей кафедры переходят на графические планшеты. Однако я не устаю им повторять, что карандаш — это универсальный инструмент. 
Студентов нельзя воспитывать на каком-то одном направлении моды. Мы учим основам эстетики костюма и объясняем, как ориентироваться в современных тенденциях моды. За последнее время мы ввели ряд новых дисциплин: «Дизайн модных аксессуаров», «Модная графика», «Инновационный текстиль в дизайне костюма», «Авторский текстиль в дизайне», «Модные тенденции», «Художественная роспись в дизайне костюма» и другие. Это делает процесс обучения более глубоким и интересным.

— На ваш взгляд, творческим человеком рождаются или становятся?
— Талант может быть дан от Бога или от родителей, но все же очень многое зависит от самого человека. Мне нередко приходилось наблюдать, как талантливые люди уходили из профессии, потому что не были готовы бороться за успех, пробиваться. Чаще всего талантливые люди нуждаются в поддержке. 
Для достижения успеха необходимо совпадение нескольких факторов помимо таланта: это энергия, трудолюбие, упорство, целеустремленность, амбиции и немного везения. Наша профессия позволяет творческим людям максимально реализоваться. Профессия не только красивая, но и перспективная, она всегда держит в тонусе. 

Беседовала Марина ТАРАСОВА, 
Городской студенческий пресс-центр
Эскизы предоставлены И. Н. Сафроновой
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 11 (166) ДЕКАБРЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~SD2Dw