«Создавать новое, не разрушая действующее»

 
Фото: СПбГУТ

Фото: СПбГУТ

30 Мая 2019

«Создавать новое, не разрушая действующее»

Для повышения эффективности подготовки магистров в Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ) приказом ректора создается новое структурное подразделение — институт магистратуры, который примет на себя координирующую роль в процессе обучения магистрантов всех направлений подготовки и профилей, будет осуществлять непосредственное взаимодействие с руководителями магистерских программ на выпускающих кафедрах университета и реализовывать механизмы повышения мотивации как их, так и руководителей магистрантов. Торжественное открытие института запланировано на 1 сентября нынешнего года.

Директором института магистратуры назначен к. т. н., доцент Александр Николаевич Бучатский (ранее — руководитель научно-образовательного центра «Медиацентр»), которого мы попросили рассказать об особенностях возглавляемого им подразделения и стоящих перед ним задачах.

— Александр Николаевич, что будет представлять собой новая структура и в чем, по вашему мнению, будет заключаться ее положительное влияние на университетскую жизнь?
— Положительным, я считаю, можно будет считать особый статус студентов магистратуры среди обучающихся в университете, появление единого сообщества магистрантов. Поскольку институт не связан с каким-то конкретным факультетом или кафедрой, он сможет гармонично развивать весь перечень образовательных магистерских программ.

— Чем вызвана необходимость создания института в СПбГУТ? Какая роль в развитии «Бонча» ему отводится?
— Авторитет нашего вуза в сфере телекоммуникаций очень высок. Необходимо, чтобы выпускников магистратуры также высоко оценивали их будущие работодатели. Очевидно, что создание единой структуры в области магистерского образования позволит консолидировать успешный опыт ряда программ, быстрее распространить его на другие кафедры, активнее использовать новые формы инновационной деятельности.

— Каковы основные задачи института?
— Выстраивание эффективного взаимодействия с предприятиями/компаниями — потенциальными работодателями таким образом, чтобы уже во время учебы в магистратуре большая часть студентов работала в них по специальности.
Формирование комфортной среды обучения студентов института магистратуры, эффективного взаимодействия с преподавателями, повышение уровня подготовки магистров.
Укрепление связей с зарубежными вузами — для обмена опытом, проведения совместных конференций, семинаров и стажировок.

— Какие поправки, по вашему мнению, необходимо внести в работу магистратуры?
— Более тесное взаимодействие с предприятиями должно привести к широкой апробации разработок магистрантов на предприятиях, конкретизации содержания профилей магистерских программ под нужды предприятий, а также активному привлечению базовых кафедр университета к подготовке магистров.
Безусловно, важным является внесение требования участия в конференциях и наличия публикаций научных трудов магистрантов за время обучения в журналах, индексируемых в РИНЦ. Желательно ввести особый режим внутренних отчислений для научно-исследовательских работ с участием магистрантов, что поможет увеличить число таких работ в университете. В случае отсутствия темы НИР на выпускающей кафедре магистранты могут быть закреплены за конкретными НИЛ, НОЦ, НТЦ или базовыми кафедрами для выполнения соответствующей темы НИР или университетского ¬проекта.
Для проведения индивидуальных практических занятий магистрантов по отдельным программам, как мне кажется, могут быть созданы специализированные магистерские лаборатории. Должен быть предложен системный подход к увеличению числа бюджетных мест на программах подготовки магистров в СПбГУТ.
Для дальнейшего перспективного развития института магистратуры должен быть конкретизирован комплекс предложений по созданию образовательных программ на конкурсной основе, конкурсному замещению преподавателей для участия в программе обучения магистрантов, привлечению внешних совместителей для преподавания дисциплин. Необходимо уточнить показатели эффективности магистерской подготовки и активно использовать их для мотивации руководителей магистерских программ, руководителей магистрантов, выпускающих кафедр.

— Каковы перспективы работы института магистратуры? Что СПбГУТ приобретает в результате его создания?
— Сегодня в новых условиях цифровой экономики для большинства предприятий главная проблема заключается не столько в ограниченности средств, сколько в недостатке подготовленных кадров, способных вывести предприятие на конкурентный уровень в заданный промежуток времени и поддерживать его, этот уровень, несмотря на стремительность бурных изменений современной жизни.
Уровень взаимосвязи между специалистами различных специальностей, участвующих в общем проекте, становится критичным для успешной реализации проекта в целом. К сожалению, время наработки надежных и работоспособных взаимосвязей между специалистами весьма длительно и подчас сопоставимо с периодом функционирования всего проекта.
В этой связи с целью сокращения времени адаптации молодых специалистов и повышения эффективности их работы на предприятии институт магистратуры планирует усилить подготовку магистрантов для совместной командной работы. Одной из ее форм может стать, например, подготовка группы магистрантов различных специальностей для совместной работы над общим проектом. Такую группу вполне возможно подготовить по запросу конкретного предприятия или региональной администрации. В состав команды могут быть включены магистранты, специализирующиеся на вопросах схемотехники, программирования, конструирования, отдельных видов технологий, экономики производства, дизайна, маркетинга и др.
Специально подготовленная, натренированная на конкретной работе группа магистрантов будет готова приступить к планированию и реализации нового ответственного проекта сразу же после поступления на работу. Ценность такой группы намного больше, чем просто сумма индивидуальностей. Именно такие научно-производственные либо исследовательские группы способны в кратчайшие сроки выполнить ответственную бизнес-задачу на современном уровне. Такой новый «продукт» нашего университета может быть очень востребован передовыми предприятиями, да и самими магистрантами — ведь это существенно повышает их ценность на рынке труда.

— А чем новым вы будете «завлекать» абитуриентов в приемной кампании — 2019?
— Интересной новинкой этого сезона станет возможность поступления в магистратуру по конкурсу портфолио. Заявку на него и все необходимые документы можно будет до середины июня загрузить через личный кабинет абитуриента на сайте СПбГУТ. Победители конкурса, например студенты последнего курса бакала¬вриата «Бонча», будут уверены в том, что поступили в магистратуру, еще до вручения им диплома об окончании университета. В то же время его участники, не ставшие победителями, смогут принять участие в общем конкурсе с учетом баллов за портфолио. Таким образом, молодые люди, поступающие в магистратуру СПбГУТ из других городов и стран, могут быть уверены в том, что они будут туда приняты, в том числе и на места по договорам об оказании платных образовательных услуг, и при этом не тратить время и деньги на дорогу. Разумеется, потом им всё равно придется подавать заявление в приемную комиссию и предъявлять оригиналы комплекта документов портфолио.

— Каким главным правилом вы будете руководствоваться в своей работе?
— Создавать новое, не разрушая действующее.

Беседовала Елена ГРУШИНА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QCqEq