«Образование и культура должны быть доступными» - Информационный портал

«Образование и культура должны быть доступными»

 
Фото: информагентство «Северная звезда»

Фото: информагентство «Северная звезда»

31 Мая 2021

«Образование и культура должны быть доступными»

В апреле Международный общественный Фонд культуры и образования отметил 25-летие. Мы побеседовали с президентом фонда Геннадием Николаевичем Поповым (Г. П.) и председателем наблюдательного совета фонда, шеф-редактором газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы», профессором Академического университета имени Ж. И. Алфёрова Дмитрием Ивановичем Кузнецовым (Д. К.) об истории создания фонда, направлениях его работы, сотрудничестве с петербургскими и российскими вузами, а также о культурных и просветительских проектах.

— Расскажите, пожалуйста, как создавался Фонд культуры и образования?
Г. П.: В 1996 году в нашей стране по объективным причинам назревал крах высшего образования. Вузы еще сохраняли все лучшие традиции советского высшего образования, наше инженерно-техническое образование было лучшим в мире, но учить стало просто некого. В России и постсоветских республиках резко упали доходы населения, предприятия закрылись, многие потеряли работу и занялись частным бизнесом. В Санкт-Петербурге в одночасье не стало абитуриентов из других городов. Перелеты стоили огромных денег для потерявших доход семей, и многие родители принимали решение не отпускать своих детей поступать в столичные вузы. Тогда и возник вопрос, как же организовать профориентационную работу в отдаленных регионах. Ответом на этот вопрос стало создание нашей общественной организации — тогда еще Санкт-Петербургского общественного Фонда культуры и образования. Мы организовывали выезд преподавателей вузов в отдаленные регионы России, включая Камчатку, и страны СНГ. Нашим основным парт¬нером стал Казахстан, в котором со времен СССР сохранялась хорошая школьная подготовка. Фонд способствовал выезду в другие города и страны комиссий самых крупных петербургских вузов, таких как Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В. И. Ульянова (Ленина). Представители вузов проводили профориентационную работу, давали рекомендации, как подготовиться к поступлению. Затем при поддержке фонда абитуриенты приезжали в наш город, поступали в вузы и оставались здесь учиться. Так вопрос с иногородними студентами был решен. За годы работы фонда благодаря нашему информационному сопровождению в петербургские вузы поступило более 20 тысяч абитуриентов со всей России и стран СНГ.
Д. К.: В наблюдательном совете фонда академик РАН, многолетний ректор, президент, а ныне научный руководитель Политеха Ю. С. Васильев, почетный доктор и иностранный член РАН А. А. Акаев, заслуженная артистка РФ М. С. Сафарьянц, главный редактор проекта «Россия — моя история» А. Л. Мясников и многие другие представители высшей школы, науки и культуры, авторитет которых неоспорим.

— Почему вы решили заниматься не только образованием, но и культурой?
Г. П.: В тот период мы начали сотрудничать с заслуженной артисткой России Марией Саркисовной Сафарьянц, которая за несколько лет до этого организовала международный музыкальный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» и тоже столкнулась с целым рядом сложностей. К нам приезжали выступать именитые артисты со всех стран мира, а публики вообще не было: петербуржцы перестали ходить на концерты. Приходилось выживать в тяжелых финансовых условиях, и культурные мероприятия стали роскошью, которую далеко не все могли себе позволить. Кризис коснулся не только образования, но и культуры. Именно поэтому наш фонд поставил перед собой задачу сделать качественное образование доступным и дать людям возможность вернуться к культурной жизни, которая всегда была неотъемлемой частью жизненного уклада любого ленинградца.

— Как дальше развивалась деятельность фонда?
Г. П.: Фонд стал работать за пределами страны, и тогда Министерство юстиции РФ зарегистрировало новое название организации — Международный общественный Фонд культуры и образования. Почти 20 лет назад мы начали сотрудничать с Испанией. Выбор пал именно на эту страну, потому что там интересная культура инженерного образования. Когда Дмитрий Иванович Кузнецов возглавил наблюдательный совет фонда, он обратил наше внимание на тот удивительный факт, что основоположником высшего инженерного образования в России стал именно испанец Августин де Бетанкур — первый ректор Института корпуса инженеров путей сообщения, ныне ПГУПС. Так мы начали открывать для себя высшее образование в Испании и сотрудничать с испанскими вузами, прежде всего с Мадридским политехническим университетом. Благодаря нашему посредничеству с ними стали работать и крупные петербургские вузы — СПбПУ и ПГУПС. Университеты начали создавать совместные образовательные программы, проводить научные конференции — и импульс этой деятельности дал именно наш фонд.
Д. К.: Августин де Бетанкур был незаслуженно забыт и в России, и в Испании. Я признателен фонду за поддержку в моих исследованиях и поисках, результатом которых стало написание книги «Бетанкур» об этом великом ученом, архитекторе и инженере, благодаря которому мы имеем инженерное образование. Эта книга позже была переведена на испанский язык и издана в Испании при содействии фонда «Александр Пушкин» и Мадридского политехнического университета. По сути, мы вновь познакомили испанцев с их великим гражданином. Член наблюдательного совета художник Ритта Грибанова создала серию картин, посвященных Петербургу Августина де Бетанкура, которые неоднократно экспонировались и в нашей стране, и в Испании.

— Расскажите, пожалуйста, об олимпиадной работе, которую проводит фонд.
Г. П.: Фонд проводит агитационную работу, чтобы школьники со всей страны имели возможность участвовать в различных всероссийских олимпиадах. Будущие абитуриенты не только знакомятся с теми требованиями, которые могут быть предъявлены на вступительных испытаниях, но и оценивают свои возможности для дальнейшего обучения в вузе.

— Появились ли за эти годы новые направления работы фонда?
Г. П.: Конечно. В свое время мы пришли к выводу, что работа фонда немыслима без официального издательского направления. Тогда мы приняли решение об учреждении газет «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» и «Санкт-Петербургский вестник высшей школы». Перед этими газетами стояла непростая задача — популяризация классической музыки и высшего образования. Первые годы нам было непросто, и поэтому, когда в дальнейшем мы получили предложение от информационного агентства «Северная звезда» взять на себя работу по созданию газеты, с удовольствием передали им право на издание этой газеты, оставаясь учредителем. Информагентство стало другом и многолетним партнером фонда. В этом году «Северной звезде» исполнилось десять лет, и мы поздравляем коллектив со знаковой датой. Фонд совместно с информагентством «Северная звезда» и вузами Санкт-Петербурга запустил замечательный книжный проект «Вузы Санкт-Петербурга в истории России». В рамках проекта уже вышли «Экзамен на стойкость. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», «Высшая школа мужества. Вузы Ленинграда в годы Великой Отечественной войны», «Вузы Петрограда в годы Первой мировой войны». Готовится к изданию книга, посвященная музеям вузов нашего города.
Со временем уровень газеты «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» вырос. Мы пришли к выводу, что неправильно, что эта газета остается корпоративным изданием Фонда культуры и образования, поэтому мы совместно с информагентством «Северная звезда» предложили председателю Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректору Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна А. В. Демидову сделать «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» официальным изданием Совета ректоров. Рады, что А. В. Демидов согласился, и теперь газета имеет новый статус и огромные перспективы для развития.
Д. К.: Наша главная задача — чтобы голос петербургских ученых был услышан в городе. Газета предоставляет эту возможность, но хотелось бы, чтобы этот голос звучал как можно громче, потому что Петербург — это культурная столица, а образование — составная часть культуры.
Г. П.: Газета имеет и воспитательную, профориентационную функцию. Ее читают старшеклассники. В настоящий период «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» издается ежемесячно тиражом 2000 экземпляров — этого количества газет едва хватает для распространения в вузовской среде, а общеобразовательные учреждения города остаются неохваченными. Надеюсь, что сейчас, когда газета стала официальным изданием Совета ректоров, администрация города поможет в распространении издания в школах города и области. «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» уникален.

— Насколько сейчас популярно высшее образование?
Г. П.: В последние годы сложилась такая тенденция: иногородние дети оказываются лучше подготовленными к ЕГЭ, чем петербургские, получают более высокие баллы и занимают большее количество бюджетных мест в вузах нашего города. Многие члены правительства Санкт-Петербурга предлагают местным ребятам поступать в колледжи. На мой взгляд, это неправильно. В советское время в вузы Ленинграда поступало 80 % ленинградских абитуриентов и 20 % иногородних, а в техникумы шли 80 % иногородних и 20 % выпускников наших школ. По моему мнению, для того чтобы учиться в петербургских вузах, нужны не только хорошие баллы ЕГЭ, но и понимание культуры петербургского образования, культуры города. Я сам иногородний и, обучаясь в Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта (ныне ПГУПС), поражался тому, насколько ленинградцы вовлечены в свою культуру, они для меня открывали город, музеи, выставки, интересные спектакли.
Как строился прием в Петербурге до эпохи ЕГЭ? Тогда почти каждая школа имела один, иногда несколько вузов, которые шефствовали над ней. Абитуриенты понимали, чего им ожидать на вступительных экзаменах, к чему готовиться. Система была отлажена. Я считаю, что если ЕГЭ не реформируют в ближайшее время, это будет глубочайшая трагедия в области образования для таких городов, как Москва и Санкт-Петербург.
Д. К.: Та система образования, которая сейчас выстраивается, приводит нас к выводу, что человек — это просто промежуточный этап между обезьяной и искусственным интеллектом. Мы делаем всё возможное для того, чтобы искусственный интеллект победил антропологический фактор. ЕГЭ — это один из этапов победы искусственного интеллекта над человеком. Сегодня можно не знать наизусть таблицу умножения, можно почти ничего не держать в памяти, потому что Интернет всегда под рукой. Однако мы должны, пока не поздно, сделать выводы, что мы не хотели бы жить в универсальном мире и мы не должны быть ни первыми, ни последними — мы должны быть уникальными. И прежде всего в нашей системе образования.

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (172) МАЙ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~pbwmo