Наука нас объединяет - Информационный портал

Наука нас объединяет

 
© ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПС

© ПРЕСС-СЛУЖБА ПГУПС

27 Октября 2022

Наука нас объединяет

Агрегатором независимой оценки высшего образования опубликован Глобальный рейтинг 2023, по результатам которого ¬Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I (ПГУПС) вошел в топ-10% лучших университетов мира — единственный транспортный вуз в России, получивший столь высокую оценку в этом рейтинге. Об основных задачах научно-исследовательской политики университета рассказывает первый проректор — проректор по научной работе ПГУПС доктор технических наук, профессор Тамила Семёновна Титова.

— Тамила Семёновна, вы работаете в вузе с 1987 года. Почему вы выбрали именно ПГУПС и на протяжении стольких лет верны ему?
— Университет — это вся моя жизнь. По образованию я инженер-электромеханик. В ПГУПС, а тогда он назывался Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта, я начинала работать в должности старшего инженера, затем была кафедра, на которой я прошла все ступени от преподавателя до профессора и которую я возглавляю с 2006 года по настоящее время. В должности проректора по научной работе я с 2010 года, и всегда испытываю гордость, рассказывая об университете.
Чем привлекает ПГУПС? Своими достижениями, историческим, неизменно высоким уровнем образования и прорывными научными исследованиями. Наш вуз был и остается в авангарде инженерной мысли со времен основания в 1809 г. императором Александром I. Университет — это динамичная экосистема. Совершенствование основных процессов требует компетентности, оперативных управленческих решений. Привлекает активная позиция университета и в отраслевой политике, и в стратегическом академическом лидерстве. Команда моих коллег-проректоров была сформирована ректором ПГУПС Александром Юрьевичем Панычевым около 10 лет назад. Неизменным в нашей работе остается следование традициям лучшего отечественного образования. Результативность нашей слаженной работы находит отражение в стабильном присутствии ПГУПС в международных рейтингах: QS EECA 2021 — 301–350 место из 400, ARES-2020 — 149-е из 278, Webometrics 2021 — 4931-е из 11991, Round University Ranking (RUR-2021) — 809-е из 867.

— Расскажите, пожалуйста, о ваших научных интересах.
— Мои интересы связаны с техносферной безопасностью, экологией, «зелеными» инновациями, инновационным подвижным составом и декарбонизацией транспорта. Поскольку вуз отраслевой, невозможно заниматься каким-то локализованным научным направлением, все вопросы связаны.

— Какие задачи вы ставите перед собой как проректор по научной работе?
— Главная задача — бережное сохранение лучших традиций транспортной науки, а также аккумуляция и реализация новых практик, прорывных разработок, актуальных для развития железнодорожного транспорта инноваций.
В условиях обеспечения технологического суверенитета Российской Федерации важно подготовить исследователей новой формации, способных управлять любыми высокотехнологичными предприятиями Индустрии 4.0. Согласно реализуемой ПГУПС программе развития на 2021–2030 годы (по базовой части гранта программы «Приоритет 2030») ключевым результатом реализации научно-исследовательской политики должно стать увеличение в 2030 году по сравнению с 2020 годом: объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) на одного научно-педагогического работника более чем в два раза; объема затрат на научные разработки из собственных средств на одного научно-педагогического работника в 19 раз; количества публикаций, индексируемых в наукометрических базах, более чем в два раза.

— Что уже удалось сделать в рамках проекта «Приоритет 2030»?
— ПГУПС — единственный вуз Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) среди 106 российских университетов, который был удостоен базовой части гранта. Мы ведем работу по четырем стратегическим проектам: «Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения и магнитолевитационных технологий», «Безопасная транспортная экосистема магистральной инфраструктуры», «Развитие объектов транспортной инфраструктуры в Арктической зоне России», «Цифровая экосистема интеллектуальных приоритетов для транспорта и логистики».

— Какие основные направления научной деятельности в вузе?
— Важным направлением остается проведение фундаментальных и прикладных исследований по приоритетному направлению «Транспортные и космические системы» и критической технологии «Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта». На региональном уровне ПГУПС содействует реализации государственной программы «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга», развитию Петербургского метрополитена и Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Наш главный партнер и основной заказчик — компания ОАО «РЖД». Безусловно, мы выполняем НИР и НИОКР для всех сфер современного бизнеса и под реальные потребности Индустрии 4.0, и приоритеты расставляют не только сами заказчики, но и рыночные условия.
В 2021 году объем выполненных НИОКР составил 1 млн 111 тыс. руб. на одного научно-педагогического работника без учета НДС. Положительной тенденцией является рост доли заказов от ОАО «РЖД» в объеме НИР, которая составила 18,8 %, что на 7,2 % выше, чем в 2020 году. Заказчиками выступали и зарубежные предприятия из Белоруссии, Казахстана, ОАЭ.
Мы выполняем крупные проекты не только «под ключ», но и персонифицированно, «под заказчика». Ярким примером такого проекта является строительство современного автоматизированного завода по производству газобетона в Оренбурге.
Выделить направления наших исследований можно как по тематике стратегических проектов ПГУПС по программе «Приоритет 2030», так и более укрупненно.
Во-первых, новые материалы и технологии в строительстве. Пример — строительство завода в Оренбурге, о котором я уже упоминала.
Во-вторых, автоматизация и цифровизация. «Ядром» является коллектив кафедры «Автоматика и телемеханика на железных дорогах», возглавляемый профессором А. Б. Никитиным. Только в 2021 году коммерческий эффект разработок составил 278,17 млн руб. Комплексные станционные системы управления движением поездов и системы диспетчерского управления внедрены в 23 странах, доля локализации составляет 85 %.
В-третьих, экспертное и научно-методическое обеспечение реализации крупномасштабных транспортных проектов, проектно-изыскательские работы по строительству транспортной инфраструктуры, дорог транспортного комплекса, в том числе в сложных климатических условиях.
Университет разрабатывает специальные технические условия для проектирования, строительства и эксплуатации высокоскоростных магистралей (ВСМ) Москва — Казань и Москва — Санкт-Петербург и является Федеральной инновационной площадкой международных образовательных программ опережающей подготовки кадров для ВСМ, а также единственным представителем России в Международном управляющем комитете Международного совета по магнитной левитации и владельцем отечественного ноу-хау маглев.
В 2021 году были проведены экспертные работы по техническим вопросам в рамках концессионного соглашения на финансирование, строительство и эксплуатацию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования «Обская — Салехард — Надым» (Северный широтный ход). Ученые ПГУПС участвуют и в разработке стратегии развития Крымской железной дороги на период до 2025 года, и в пересмотре Свода правил «Железные дороги колеи 1520 мм», и в проекте организации движения городской электрички в Севастополе.
Уже второй год совместно с ведущими высокотехнологичными компаниями и вузами ПГУПС участвует в работе Ассоциации «Искусственный интеллект в промышленности» Санкт-Петербурга.

— С какими институтами Российской академии наук и зарубежными организациями сотрудничает университет?
— Совместно с Кольским научным центром РАН и Институтом проблем транспорта им. Н. С. Соломенко РАН разрабатываются прикладные решения по выявлению пред¬отказных состояний объектов транспортной инфраструктуры, управлению рисками по широкому кругу НИОКР, связанных с проектированием безопасной и устойчивой инфраструктуры на путях общего пользования. С Санкт-Петербургским научным центром РАН наше сотрудничество предполагает трансфер в высокотехнологичный сектор реальной экономики РФ новых материалов для реализации критических технологий внутри страны.
Что касается иностранных партнеров, ПГУПС взаимодействует с 42 вузами. Радует, что мы продолжаем заниматься наукой, несмотря на все ограничения и расстояния. Убеждена, что наука нас объединяет и находится вне геополитики. Действуют 105 договоров о международном сотрудничестве. Подписано соглашение о создании научно-внедренческого экспертного центра железнодорожного транспорта на базе Ташкентского государственного транспортного университета.

— Что входит в инновационную структуру вуза и каким образом вы планируете ее развивать?
— В 2021 году ученые университета получили 76 охранных документов, в том числе три евразийских патента на изобретение. Для коммерциализации и трансфера технологий ПГУПС в минувшем году стал учредителем двух новых малых инновационных предприятий: «Интеллектуальные технологии контроллинга» и «Экспертный центр по неразрушающему контролю ПГУПС». В составе «инновационного пояса» университета успешно работают пять малых инновационных предприятий и четыре научно-образовательных центра. Всего в университете функционируют семь самостоятельных научных подразделений и 21 научное подразделение в составе кафедр.
К 2030 году предусмотрено учреждение не менее 10 малых инновационных предприятий для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.

— Вы можете выделить какие-то особо успешные научные коллективы?
— ПГУПС — признанный лидер среди вузов Росжелдора. Крупнейшая в стране научная инфраструктура основана на функционировании 17 научно-педагогических школ. Старейшими из них являются школы мостостроения и тоннелестроения, подвижного состава, строительного материаловедения, автоматики и телемеханики, управления движением поездов, а также рельсовых дорог магистрального, промышленного и городского транспорта. Наиболее успешны научные коллективы под руководством профессоров А. Б. Никитина, А. П. Ледяева, Л. С. Блажко, В. Я. Соловьёвой, Ю. П. Бороненко, Н. А. Журавлёвой и других моих коллег.
На базе ПГУПС успешно функционируют пять диссертационных советов по 10 научным специальностям. В текущем году мы открыли — одни из первых в стране!— шестой диссертационный совет по специальности «Логистические транспортные системы». В вузе издаются девять научных журналов, пять из которых входят в перечень ВАК.

— Как реализуется в ПГУПС взаимодействие студенческой науки и производства?
— Бизнес-инкубатор и бизнес-акселератор ПГУПС — это структура университета, созданная на базе отдела инновационных разработок и научно-исследовательской работы студентов.
В 2021 году на станции Санкт-Петербург—Сортировочный—Московский начал функционировать совместный с Октябрьской железной дорогой — филиалом ОАО «РЖД» студенческий бизнес-инкубатор. Задачи инкубатора — выявление и поддержка талантливой молодежи, получение студентами и преподавателями университета практического опыта управленческих решений, развитие инновационной инфраструктуры и научной среды вуза.
Запланированы мероприятия по командообразованию среди резидентов бизнес-инкубатора, а также встречи с ведущими экспертами и представителями производственных компаний.
Кроме того, в 2021 году на базе ПГУПС была открыта федеральная инновационная площадка «Школа инженерного предпринимательства». Таким образом, университет поддерживает и обеспечивает развитие студенческого предпринимательства и интеграцию в реальный сектор экономики.

— Расскажите, пожалуйста, о мерах поддержки молодых ученых.
— По итогам 2021 года студенты ПГУПС приняли участие в 60 научных конкурсах разного уровня. В традиционной «Неделе науки» участвовали более 1 200 человек. Финансово поддержано семь студенческих грантов ПГУПС. В университете успешно работает Студенческое научное общество, отлажена «Траектория молодого ученого». Установлены единовременная и ежемесячная надбавка аспирантам, защитившим диссертацию в установленные сроки, премия их научным руководителям, организовано участие студентов в конкурсах грантов, сотрудники в возрасте до 39 лет привлекаются к выполнению исследований, применяется балльно-рейтинговая система оценки научно-исследовательской деятельности для материального стимулирования сотрудников.

— В чем практическая значимость организуемых ПГУПС научных конференций? Какие мероприятия состоятся в этом году?
— Такие мероприятия позволяют уточнить тематику исследований, расставить приоритеты и понять, как действовать в изменяющихся условиях.
На базе университета ежегодно организуется порядка 30–35 научно-практических конференций в различных форматах (в том числе дистанционно), 80 % из них — с изданием сборника трудов.
26–28 октября в ПГУПС состоится VIII Международная научно-практическая конференция «ТЭБТРАНС-2022». Эту конференцию с 2006 года проводит кафедра «Техносферная и экологическая безопасность». Именно на ней в 2007 году было принято решение образовательный стандарт в области охраны труда и экологии назвать «Техносферная безопасность», и теперь вся страна выпускает бакалавров, магистров и аспирантов по направлению «Техносферная безопасность».
С 30 ноября по 2 декабря в вузе будет проводиться традиционный IV Бетанкуровский международный инженерный форум в честь великого инженера, ученого и первого ректора университета Августина Бетанкура. В рамках форума планируется проведение расширенного заседания совета Ассоциации технических университетов, посвященного 30-летию создания системы университетского технического образования в России. Организаторы форума — Министерство транспорта РФ, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, ОАО «Российские железные дороги».
Беседовала Ксения ХУДИК  
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 8 (186) ОКТЯБРЬ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~z2ijh