«Надо продвигать искусство» - Информационный портал

«Надо продвигать искусство»

 
Фото: Андрей Казачков

Фото: Андрей Казачков

28 Января 2021

«Надо продвигать искусство»

Искусство вне времен, поэтому сегодня мы рассказываем о значительном событии в культурной жизни нашего города, которое произошло под занавес уходящего года. В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) состоялось открытие V Международной выставки-конкурса художников-преподавателей творческих направлений высших и средних профессиональных учебных заведений «Творческая осень — 2020». Победителем стал доцент кафедры живописи и рисунка Сабит Нуримов, представивший на суд жюри картину «Старик». Творческий руководитель выставки-конкурса, директор Института дизайна костюма, заведующий кафедрой живописи и рисунка СПбГУПТД, член Союза художников России профессор Пётр Петрович Гамаюнов рассказал об особенностях выставки, участниках и о развитии изобразительного искусства в целом.

— Пётр Петрович, в чем отличие данной выставки от других?
— Она принципиально отличается от других выставок и конкурсов тем, что ее целевая аудитория — преподаватели-художники высших и средних специальных учебных заведений в возрасте старше 35 лет. Для тех, кому не исполнилось 35, существует большое количество конкурсов. Более взрослым людям было практически невозможно найти художественные конкурсы, а в случае победы — получить номинации, дипломы и быть отмеченным наиболее высокой наградой — Гран-при. Еще одно условие конкурса: произведение должно быть создано не более трех лет назад. 

— Почему введен именно такой возрастной ценз? И зачем вообще вводятся возрастные цензы для художников?
— Я думаю, что возрастные цензы вводятся для ограничения числа участников и для того, чтобы разделить молодую и взрослую аудиторию. 
Работы оценивает высококвалифицированное жюри, представленное профессорами университетов, академий, заслуженными художниками. Это честный и открытый конкурс, который показывает истинное мастерство художников, представленное на выставке.

— Как менялась выставка на протяжении пяти лет с момента ее создания?
— Естественно, происходила трансформация. Если сначала планировалось, что в конкурсе участвуют только художники до 65 лет, то сейчас это ограничение отменили, потому что в нем с большим удовольствием принимают участие и преподаватели более старшего возраста. Также теперь этот конкурс не только для художников-преподавателей высших учебных заведений, но и средних. С каждым годом «соревнующихся» становится всё больше. В этом году, в связи с пандемией, был введен онлайн-режим участия в выставке. Также расширяется круг членов жюри. Сейчас жюри представляют профессора университетов из Казахстана, Белоруссии, России, профессора Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств (Академии художеств имени Ильи Репина), Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и, конечно же, СПбГУПТД. 

— Какие из представленных работ вам запомнились? 
— Мое внимание сразу же привлекла работа конкурсанта, получившего Гран-при, — портрет старика. Ее автор — доцент кафедры живописи и рисунка Института дизайна костюма СПбГУПТД Сабит Нуримов. Он окончил Академию художеств имени Репина, сейчас преподает студентам-графикам на кафедре живописи и рисунка. Хотя по специальности Сабит Нуримов график, тем не менее он еще и профессионал в технике масляной живописи, и поэтому выполненный им портрет заметно выделялся среди работ остальных конкурсантов. Также интересны работы Агафьи Белой. Ее картины очень узнаваемы по стилистике. Хотел бы отметить интересную в техническом исполнении работу Натальи Быковой. Александр Погосян представил жанровую картину и выделялся на общем фоне. Выполненный Геннадием Исаевым «Портрет девушки на черном фоне» привлек внимание и зрителей, и членов жюри. Я мог бы назвать еще много работ, потому что они все интересны и выполнены на высоком профессиональном уровне. 

— Хотелось бы поподробнее узнать о вас. Как началась ваша преподавательская деятельность?
— В СПбГУПТД я преподаю уже 23 года. Меня пригласили сюда после окончания Академии художеств имени Репина, сразу после защиты дипломного проекта. Университет был мне интересен тем, что уже в 90-е гг. очень активно развивался. Тут была перспектива интересной работы. Вначале я преподавал на кафедре дизайна. Позже произошла трансформация в институты, и по решению руководства университета я возглавил Институт дизайна костюма. А с открытием при институте направления подготовки «Графика» возглавил кафедру живописи и рисунка.

— В каких музеях можно увидеть ваши работы?
— Первая моя работа была приобретена Национальным музеем Пакистана. Это было еще в 80-е гг. Также мои работы хранятся в Музее современного искусства «Артмуза», в Пушкинских горах, а также в ряде академий. Например, Королевской академией изящных искусств Сан-Фернандо в Испании мои полотна приобретены как для методической экспозиции, так и для художественной демонстрации.

— Бытует мнение, что живопись, по сравнению с другими видами искусства, является наиболее элитарным видом искусства. Вы согласны с этим утверждением?
— Наверное, да. Живопись является наиболее элитарным видом искусства, на нее всегда с удовольствием ходит зритель, живописные полотна с радостью приобретают коллекционеры. Живопись всегда будет востребована.

— По вашему мнению, нужно ли стремиться к тому, чтобы живопись становилась более массовым видом искусства?
— Я считаю, что всегда нужно стремиться к этому. В любом случае много искусства не бывает, и я за то, чтобы максимальное число людей могло познакомиться с как можно большим количеством интересных и уникальных работ. Живопись образовывает и зрителя, и начинающих художников, поэтому, конечно, надо продвигать искусство и стремиться делать как можно больше всевозможных проектов и выставок. У нас очень много талантливых художников, и я думаю, что таких площадок, как эта, может быть больше, чтобы все могли проявить себя.

— Появляются ли сейчас новые жанры и направления в изобразительном искусстве?
— Искусство на протяжении многих веков постоянно менялось, появлялись новые направления: импрессионизм, примитивизм, авангардизм и так далее. Таких направлений было очень много. Конечно, и сейчас искусство может трансформироваться и экспериментировать в поисках нового. Однако оно всё равно будет так или иначе связано с авангардом, или реализмом, или более современными направлениями, по типу арт-деко. Новые течения вырастают из старых, но это небыстрый процесс. Многое уже было придумано художниками и постепенно продолжает видоизменяться.

Нам удалось поговорить и с обладателем Гран-при Сабитом Нуримовым, который рассказал о процессе создания портрета «Старик»:
— Работу над картиной я начал еще давно, года три-четыре назад. Начал быстро, рисовал углем, но она меня не устраивала, особенно глаза мне не нравились. И я ее отложил. Знаете, бывает у художников так, что оставляешь начатую работу, занимаешься чем-то другим, а потом решаешь, что надо дописать. Прошло время, и в этом году, во время пандемии, я сидел и дописывал портрет. Здесь представлен собирательный образ старика. Мне хотелось, чтобы взгляд был отведен в сторону и немного вниз, чтобы в лице читалась задумчивость. Специально для этого я выбрал большой формат. Крупная голова, минимум деталей, невзрачная одежда... Всё внимание мне хотелось сосредоточить на лице, поэтому работа не яркая, а в достаточно сдержанных тонах. 

Беседовал Илья БРЯНКИН,
Городской студенческий пресс-центр
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (167) ЯНВАРЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~d7fgq