Мы учим проектировать, строить и эксплуатировать уникальные сооружения - Информационный портал

Мы учим проектировать, строить и эксплуатировать уникальные сооружения

 
Фото: ИСИ СПбПУ

Фото: ИСИ СПбПУ

28 Января 2022

Мы учим проектировать, строить и эксплуатировать уникальные сооружения

В этом году Инженерно-строительному институту Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (ИСИ СПбПУ) исполняется 115 лет. Мы побеседовали с доктором технических наук, профессором, директором ИСИ СпбПУ Галиной Леонидовной Козинец о преемственности в образовании, внедрении новых технологий в учебный процесс, перспективных научных направлениях и задачах, которые стоят перед инженерами сегодня.

— Инженерно-строительный институт — наследник гидротехнического факультета. Галина Леонидовна, расскажите, какие традиции сохранились сегодня? Чем отличается современное инженерное образование от того, которое было в советское время?
— Начнем с того, что гидротехнический факультет, наследником которого стал Инженерно-строительный институт, был в советское время самым передовым научным и образовательным вузом страны в подготовке специалистов и выполнении научных работ в области гидротехнического строительства. В России и бывших республиках СССР нет ни одной гидроэлектростанции (ГЭС), в обосновании, проектировании и строительстве которой не принимали бы участие выпускники гидротехнического факультета. Многие участвовали в проектировании и строительстве объектов во Вьетнаме, Египте, Сирии, Турции. Сегодня наши выпускники успешно работают на строительстве ГЭС в странах Латинской Америки.
Назову лишь несколько фамилий выдающихся ученых, работавших на факультете: M. А. Шателен, Н. Н. Павловский, П. Д. Глебов, Н. В. Зарубаев, П. Л. Иванов, И. И. Леви, А. Л. Можевитинов, А. А. Морозов, В. А. Флорин, Р. Р. Чугаев, Д. С. Щавелев, научный руководитель СпбПУ, академик РАН Ю. С. Васильев. Их имена известны далеко за пределами нашей страны.
Самая главная наша традиция и наше достояние заключается в исторической преемственности и фундаментальности нашего образования. Ведь мы учим проектировать, строить и эксплуатировать объекты, не имеющие аналогов. Любая гидроэлектростанция — это уникальное сооружение, потому что природные условия в местах возведения наших объектов всегда разные, в мире нет одинаковых рек. Мы единственный строительный вуз, который готовит специалистов с широким кругозором знаний для всех областей строительной отрасли. Современное образование, конечно, отличается от советского, как и сама жизнь отличается тем, что сегодня в учебный процесс внедрены информационные технологии и они развиваются на протяжении всего учебного процесса.

— Какие изменения произошли в отрасли в последние годы и как это отразилось на образовании?
— Изменения в строительной отрасли происходят постоянно, ведь развиваются строительные технологии. За последние годы изменилось строительное законодательство. В Градостроительном кодексе России 2019 года появилось определение термина «технологии информационного моделирования». В Профессиональном стандарте сейчас есть «Специалист в сфере информационного моделирования в строительстве». И, наконец, вышло Постановление Правительства России, в котором регламентировано обязательное применение BIM на объектах госзаказа с 1 января 2022 года. Это означает, что с января 2022 года в Главное управление государственной экспертизы (Главгосэкспертизу) принимается проект, имеющий информационную модель. И наш образовательный процесс идет с опережением этих нововведений, гибко подстраиваясь под нужды строительной индустрии.

— Что, на ваш взгляд, интересует молодежь сегодня? Чем отличаются современные студенты от своих коллег 30–40 лет назад?
— Мне легко сравнивать современных студентов и студентов 30–40-летней давности, потому что сама была студенткой гидротехнического факультета 35 лет назад. Студенты моего поколения много времени проводили в читальном зале и библиотеке. Чертежи делали на кульмане карандашами и тушью, рефераты и дипломы писали шариковой ручкой. Ездили в стройотряды, работали на совхозных полях. Сегодня молодежь обучается на компьютерных программах, владеет дистанционными технологиями. И раньше, и сейчас студентов интересуют карьерные перспективы. Они хотят быстрее развиваться и быть востребованными на рынке труда.

— Вас радуют достижения студентов? Сложно сегодня мотивировать молодого человека?
— Мы мотивируем наших студентов по всем направлениям. В советские годы была другая мотивация. Сегодня есть студенческие гранты, конкурсы, именные стипендии, стажировки за границей, программы двойных дипломов — масса возможностей для самореализации. Наш институт создает для студентов все условия для этого. Стимулируем и премируем лучших студентов, создаем условия для дополнительного образования. Тот студент, который хочет учиться, имеет все возможности как для качественного образования, так и для успешного трудоустройства в престижную строительную компанию. Самым большим достижением 2021 года, безусловно, является победа в отборочном туре и включение трех наших студентов в состав сборной России WorldSkills в компетенции «Технологии информационного моделирования (BIM)». На платформе СПбПУ, на базе ИСИ создана тренировочная база сборной России по компетенции BIM. Команда наших студентов заняла третье место в Международном строительном чемпионате 2021 года и получила хорошее денежное вознаграждение. Ребята обошли команды наших индустриальных партнеров, таких как «РусГидро». После этой победы резко возрос спрос на программы профессиональной переподготовки по BIM-технологиям.

— Сотрудничаете ли вы в проектной деятельности с другими организациями? Назовите, пожалуйста, наиболее перспективные, на ваш взгляд, направления научной деятельности.
— Научная деятельность института охватывает несколько направлений. Первым и главным традиционно остается научно-техническое обоснование и сопровождение уникальных гидротехнических и гражданских объектов строительства. Важным направлением также является исследование строительных материалов и изделий на статические и тепловые нагрузки. Очень перспективное направление — работы по переработке твердых бытовых отходов, экологические исследования. У нас много индустриальных партнеров: «РусГидро», НИПИГАЗ, «Росатом», ЛСР, «Атомпроект» и многие другие. Наши партнеры получают от нас лучших выпускников. Мы же просим от них научно-исследовательские работы для наших лабораторий, и это, конечно, задача, над решением которой мы постоянно работаем.

— Намывные территории в нашем городе — дискуссионная тема. Что вы думаете о них как инженер?
— Намывные территории — это не просто дискуссионная тема, это большая проблема нашего города, научного решения которой нет до сих пор. Бесконечные дискуссии, в которых мы предлагаем наши исследования по этой проблеме, заканчиваются очередной статьей в газете или репортажем на телевидении. Дело не сдвигается с мертвой точки уже много лет, и это наша боль, ведь большие территории намываются в акватории Невской губы, где по проекту комплекса защитных сооружений (КЗС) Петербурга от наводнений намывы запрещены. Положение усугубляется тем, что намывы выполняются рядом с устьем Невы, и в период наводнения, при закрытии дамбы на 48 часов в многоводные годы, риск переполнения Невской губы очень высок. Дамба уже работает с превышением проектных нагрузок. И самым удручающим для меня как для инженера-гидротехника является то, что строительство намывов ведется без научного обоснования. Современные технологии позволяют создать информационную и прогнозную модель, с помощью которой можно было бы отвечать на экологические вопросы и вопросы безопасности КЗС и города. Мы обращались с письмом в Комитет по строительству правительства Санкт-Петербурга, Министерство строительства. В ответах нас поддерживают в проведении исследований, однако возникает вопрос: кто оплатит наши работы? Где заказчик, который на государственном уровне поможет нам решить эту проблему? Дамба — стратегический объект федерального значения. Санкт-Петербург — это вторая столица России и морское окно в Европу. Защитить город — это наш гражданский долг. И Политех, ИСИ имеют все возможности для этого.

— Какие перспективы вы видите у гидроэлектростанций? Что, по вашему мнению, эффективнее — реконструкция существующих или строительство новых? Какие новые технологии могут применяться?
— Не секрет, что бурное строительство гидро¬электростанций связано с развитием индустрии и энергоемких предприятий. СССР проходил этот период в 1950–1970-е годы. Сегодня такой подъем наблюдается в странах Латинской Америки, стадию завершения подъема проходит Китай. В России за последние 30 лет спроектирована и построена только одна крупная ГЭС — Нижне-Бурейская. Другие достраивались с советского периода. Из наиболее крупных — это Зарамагские ГЭС, Бурейская ГЭС, Богучанская ГЭС, Усть-Среднеканская ГЭС. Сравнивать новые и реконструируемые объекты не совсем корректно. Это как новый дом и старый добротный дом. Надо правильно и по-хозяйски относиться к эксплуатации ГЭС и продолжать строить новые, используя современные технологии в проектировании и строительстве. В России много рек, надо строить ГЭС, не в таком количестве, как раньше, но строить — средние и малые ГЭС, иначе страна окончательно потеряет это направление. Допускать этого нельзя, тем более что необходимо внедрять новые технологии возведения, например, диафрагмы из буросекущих свай для грунтовых плотин. Эта технология впервые применена на строительстве Нижне-Бурейской ГЭС.

— Есть ли необходимость в расширении шлюзов для увеличения их пропускной способности?
— Любые попытки изменения сооружений в русле реки, в том числе расширение шлюзов, неминуемо ведут к увеличению риска безопасности гидротехнических сооружений. Глобальные изменения проекта — это уже другой проект со всеми вытекающими последствиями. По моему мнению, не надо портить то, что надежно работает, пытаясь расширить, изменить или увеличить. Надо решать вопросы логистики водного транспорта и изменения тоннажа судна, тогда и вопросы пропускной способности будут решены. Это как с пробками на дорогах: проблему не решить только расширением дорог при отсутствии развязок и логистики транспортного потока.

— Какие значимые события запланированы на 2022 год?
— Образование, наука, международная деятельность — институт развивается по всем направлениям. Мы вновь открыли лабораторию по механике грунтов. Оснастили гидравлическую лабораторию. Увеличили набор на курсы дополнительного образования по BIM-направлению. Много чего предстоит сделать, но главной научной задачей на 2022 год для нас как наследников славного гидротехнического факультета является продвижение проекта по созданию информационной модели акватории Невской губы в условиях намывных территорий. Проведение этих глобальных исследований направлено на решение стратегической задачи — защитить город Петра Великого от наводнений.
Беседовала Ксения ХУДИК
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 1 (179) ЯНВАРЬ 2022
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~L2Zwl