«Мы мечтаем создавать отечественные лесозаготовительные машины» - Информационный портал

«Мы мечтаем создавать отечественные лесозаготовительные машины»

 

30 Октября 2018

«Мы мечтаем создавать отечественные лесозаготовительные машины»

Интервью с директором института технологических машин и транспорта леса Санкт-Петербургского государственного лесотехнического университета имени С. М. Кирова (СПбГЛТУ) ¬Сергеем Васильевичем Спиридоновым.

— Уважаемый Сергей Васильевич, расскажите, пожалуйста, чем занимается ваш институт? Каких специалистов он готовит?

— Наш институт появился в результате слияния двух факультетов — лесомеханического и лесоинженерного. К тому же в состав института вошла кафедра математических методов в управлении. Мы ведем подготовку по семи направлениям бакалавриата и трем направлениям магистратуры. Наш выпуск — самый большой в университете, в этом году мы вручили 360 дипломов о высшем образовании. Направления бакалавриата: «Технологические машины и оборудование» (профиль «Машины и оборудование лесного комплекса») — это работа с машинами, ¬проектирование оборудования и т. д.; «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» — это эксплуатация машин и их ремонт; «Технология транспортных процессов» (профиль «Организация перевозок и управление на промышленном транспорте») — является базовым для подготовки специалистов, обеспечивающих управление и организацию материальных и пассажирских потоков; «Управление в технических системах» (профиль «Управление в социально-технических системах») — это специалисты в области разработки и проектирования мехатронных и роботизированных систем автоматического управления техпроцессами и производственными системами; «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств» (профиль «Лесоинженерное дело») — это специалисты по лесосечно-транспортным процессам лесопользования, создания лесотранспортной инфраструктуры и комплексной переработки древесины; только в прошлом году мы прошли аккредитацию и осуществили первый выпуск бакалавров по новому направлению «Теплоэнергетика и теплотехника» (профиль «Промышленная теплоэнергетика») — это интереснейшая и очень востребованная специальность, в рамках обучения по этому направлению мы плотно сотрудничаем с ГУП «ТЭК СПб». Надо сказать, что государство сейчас делает ставку на развитие биоэнергетики. Специалистов, которые могли бы работать в этом направлении, пока не так много, а вот отходов деревообрабатывающих производств, которые можно использовать, остается очень много. Энергия в буквальном смысле лежит у нас под ногами. Наконец, последнее направление — «Стандартизация и метрология» (профиль «Стандартизация, сертификация и система качества»). Был период, когда не только лесная отрасль, но и другие направления промышленности с пренебрежением относились к ГОСТам, но сейчас ситуация резко поменялась, и поэтому эта специализация стала очень востребованной. Кроме того, наш институт осуществляет подготовку магистров по трем направлениям: «Технологические машины и оборудование», «Управление в технических системах», «Технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств».

— Что представляют собой лесные машины? Много ли их типов существует? Производит ли наша страна собственные машины или мы вынуждены закупать их за рубежом?
— Лесные машины делятся на машины для лесовосстановления и лесозаготовки. Если брать последние, то сейчас существуют и активно используются современные лесозаготовительные комплексы — это харвестеры (машины для заготовки древесины) и форвардеры (машины, собирающие древесину и доставляющие ее от места лесозаготовки до лесовозной дороги). Основные игроки на рынке лесозаготовительной техники — это «Ponsse» (Финляндия), «John Deere» (США) и «Komatsu» (Япония). Отечественные разработки были, и надо сказать, что начинали мы их одновременно с финнами, у нас была лаборатория по механизации лесозаготовок, но после развала лесной отрасли, который случился в 90-е гг., нам остается только догонять соседей. Сейчас в наших лесах работает в основном зарубежная техника. Чтобы понять, в чем преимущество таких лесозаготовительных комплексов, надо знать, как происходит заготовка древесины. Существуют машинный и ручной способы. При ручной заготовке дерево спиливается бензопилой, обрезаются сучки, верхушка и оставшуюся часть, которая называется хлыст, распиливают на сортименты. Такая заготовка леса малопроизводительна и достаточно травмоопасна. Существуют спе¬циальные костюмы лесорубов, в которых приходится работать и летом в жару, и зимой, когда и проводится основная лесозаготовка. Эта спецодежда предупреждает травмы конечностей при случайном задевании их бензопилой — наполнитель в виде тонких синтетических лент заклинивает пилу. Техника безопасности предусматривает обязательную работу в касках, потому что зачастую обломанные сучья повисают на соседних деревьях и при порыве ветра падают острием вниз с большой высоты. Вальщики страдают от профессиональных болезней — это и вибрационная болезнь, и проблемы с позвоночником, и т. п. Но все это не грозит тем, кто работает в харвестерах. Их рабочее место — это комфортная кабина с хорошим обзором, вся операция по спилу дерева, его очистке от сучьев и распилу на определенной длины сортименты занимает от одной до двух минут. Оставшиеся сортименты подбирает и увозит форвардер на верхний склад. Это и есть сортиментная заготовка леса, которая осуществляется лесозаготовительными комплексами. Безусловно, они чрезвычайно дороги, цена на такой комплекс из двух машин достигает 800-900 тыс. евро, но оно того стоит.
Еще один тип лесной машины — автомобиль-сортиментовоз (лесовоз). Он вывозит сортименты с верхнего склада до потребителя. Группа компаний «Подъемные машины», входящая в состав концерна PALFINGER — мирового лидера по производству подъемного оборудования, производит гидроманипуляторы, которые загружают сортиментами лесовозы. Восемьдесят процентов этого вида техники, работающей в наших лесах, произведены этой компанией. «Подъемные машины» — стратегический партнер СПбГЛТУ, с которым мы сотрудничаем уже очень давно. Именно эта фирма подарила нашему институту гидроманипулятор, который используется для практики студентов и в конкурсе операторов гидроманипулятора, который ежегодно проводит наш университет совместно с компанией «Подъемные машины».
Конечно, у нас есть мечта создать отечественные лесозаготовительные машины, как это получилось, например, у Беларуси. Их холдинг «Амкадор» производит и харвестеры, и форвардеры. Петербургский тракторный завод (дочернее предприятие ОАО «Кировский завод»), который выпускает сельскохозяйственные тракторы, например легендарный трактор «Кировец», недавно разработал и год назад запустил серийное производство нового, более компактного трактора К-424, один экземпляр которого подарил СПбГЛТУ. Наш выпускник Дмитрий Соловьёв, который работает в конструкторском бюро Петербургского тракторного завода, является одним из создателей этого трактора. Теперь у нас появилась идея на базе трактора К-424 и гидроманипулятора «Подъемных машин» создать сортиментовоз. Это большая и серьезная работа, и мы надеемся на получение господдержки. Вообще, надо отметить, что Великолукский машино¬строительный завод «ВЕЛМАШ-С», входящий в состав компании «Подъемные машины», и Петербургский тракторный завод — это суперсовременное производство. Мы рады, что наши ребята имеют возможность проходить там практику. И эти предприятия заинтересованы в наших выпускниках, многих из которых они трудоустраивают еще в период обучения и создают все условия для совмещения учебы и работы.

— Год назад в интервью нашей газете ректор СПбГЛТУ Юрий Иванович Беленький сказал, что было бы замечательно, если бы во время ¬обучения в университете студенты получали еще и рабочую специальность — операторов лесозаготовительных комплексов, специалистов по наладке дерево¬обрабатывающих станков, водителей лесовозов. Сделано ли что-то в этом направлении? Помогло бы это студентам стать еще более востребованными в отрасли?
— В этом направлении сделано уже многое. Когда мы только начали изучать этот вопрос, выяснилось, что для получения специальности оператора харвестера и форвардера необходимо прежде всего иметь удостоверение тракториста-машиниста категории Д, которое выдает не ГИБДД, а Гостехнадзор. В нашем университете есть центр безопасности дорожного движения и собственная автошкола ЛТУ. Здесь можно получить автомобильные права категории B, C. А в этом году центром безопасности дорожного движения ЛТУ совместно с нашим институтом была проведена большая работа по подготовке учебных программ, технического оснащения классов, и в результате мы получили лицензию Гостехнадзора на право подготовки трактористов-машинистов категорий В, С и D. Более того, получено право на обучение по категории А1 (квадроцикл) — эта машина как раз прекрасно подходит для передвижения по лесу.
Возвращаясь к возможности обучения управлению лесозаготовительными комплексами, скажу, что «Ponsse» установила на наших компьютерах программное обеспечение их техники. Таким образом, наши студенты уже на первом курсе могут освоить основы программного управления лесозаготовительными комплексами «Ponsse». Фирменный класс с гидрооборудованием создали для нас и «Подъемные машины». На заводе это оборудование было разрезано, и можно увидеть изнутри, как оно функционирует. К 215-летию университета «Подъемные машины» приготовили нам подарок — стенд для испытания и разборки/сборки гидроцилиндров. Компания «John Deere» презентовала университету сельскохозяйственный трактор, и наши студенты могут проходить практику и на этой машине. Достигнута договоренность, что и эта компания оборудует собственный класс в СПбГЛТУ.
Нам бы очень хотелось иметь симуляторы харвестеров и форвардеров, ведь это крайне дорогостоящая техника и при ее неумелом использовании она может довольно быстро выйти из строя. Симуляторы позволили бы отработать навыки управления этими видами техники еще во время учебы, что, несомненно, очень пригодилось бы в практической деятельности. В Финляндии такие симуляторы в обязательном порядке исполь¬зуются в учебном процессе, однако стоимость их крайне высока (от 25 до 100 тыс. евро), и пока нам остается только мечтать о них. Сейчас наш институт разрабатывает симулятор гидроманипулятора для «Подъемных машин», нами уже подготовлена тестовая программа для операторов гидроманипуляторов, которую «Подъемные машины» зарегистрировали и будут распространять в дилерских центрах, а мы будем ее использовать в обучении. Кстати, когда наши студенты проходят практику на гидроманипуляторе, участвуют в конкурсе, о котором я уже рассказал, они получают сертификат оператора гидроманипулятора.

— Расскажите, пожалуйста, как в этом юбилейном для университета году прошел конкурс операторов гидроманипулятора.
— С этого года конкурс имеет статус всероссийского, и география его участников весьма обширна. В нынешнем году победителем стал студент Кудымкарского лесотехнического техникума Александр Сыстеров. Конкурс состоял из двух этапов: складывание пирамиды из деревянных чурок и перекладывание пластиковых бутылок. Оценивалось время выполнения работы и ее качество. Конкурс всегда приурочен ко дню рождения университета, и обычно день получается очень насыщенным. В этом году весь день выступали ребята из вокально-танцевальной студии университета, наши предприятия-партнеры провели мастер-классы, «Подъемные машины» привезли для демонстрации новую технику.
Если говорить о студенческих конкурсах, то нельзя не упомянуть об еще одном очень интересном событии — это ИННОЭВЕНТ ЛТУ, которое объединяет университет и компании, представляющие лесной сектор. Студенты объединяются в команды и решают кейсы, предложенные компаниями. Все победители получают призы от компаний. Например, в этом году, как и в прошлом, компания «Ponsse» наградила победивших студентов поездкой на ознакомительную практику в Финляндию. Никогда не забуду, как наш студент-магистрант во время зарубежной поездки, познакомившись с работой одной из фирм, сказал: «Мы тоже так можем!» Это самое главное в нашей работе — вселить в наших учащихся уверенность и продемонстрировать, что мы ничуть не хуже наших зарубежных коллег. Вообще, у нас замечательные студенты, аспиранты, молодые ученые, которые неоднократно становились и становятся победителями конкурсов правительства на право получения грантов Санкт-Петербурга в сфере научной и научно-технической ¬деятельности, получают субсидии. Отдельно хочу отметить студента 4-го курса института технологических машин и транспорта леса СПбГЛТУ Владимира Пегова, который в этом году стал победителем от нашей страны в первом этапе инновационной школы «Sprungbrett», прошедшей в Университете Любляны (Словения).

Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~YCha9