«Мы готовим инженеров смыслов!»

 
Фото: ВШМиСО СПбПУ

Фото: ВШМиСО СПбПУ

21 Апреля 2020

«Мы готовим инженеров смыслов!»

Интервью с исполняющей обязанности директора Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью (ВШМиСО) Гуманитарного ¬института Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ) ¬доцентом ¬Мариной Сергеевной¬ Арканниковой.

— Уважаемая Марина Сергеевна, 31 января Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью стала официальным представителем открытого Всероссийского конкурса студенческих работ в области связей с общественностью и медийных технологий «Хрустальный апельсин» в Северо-Западном федеральном округе РФ. Данный конкурс — самый значимый студенческий конкурс в своей сфере. Почему для вас было так важно начать это сотрудничество?
— Прежде всего, потому что такие формы сотрудничества обогащают обе стороны: это всегда обмен компетенциями. Подписанное соглашение и подобные коллаборации с профессионалами отрасли в будущем, безусловно, свидетельствуют о новом этапе развития Высшей школы. Для нас организация регионального этапа конкурса — это и стимул, и драйвер развития как профильных компетенций студентов и магистрантов школы, так и творческого потенциала профессорско-преподавательского коллектива. Мы не только стимулируем молодежь участвовать в профессиональных конкурсах, но и выступаем в роли наставников для студентов, занимающихся проектной ¬деятельностью на реальных кейсах. Все это встраивается в логику практико-ориентированного обучения как одного из важных инструментов формирования их профессиональных компетенций. 
Вместе с тем наша стратегическая цель представительства по Северо-Западному федеральному округу заключается в создании именно в СПбПУ платформы для студентов, будущих специалистов коммуникационной отрасли, которые уже сегодня выбирают такие области своего профессионального становления, как инновации, передовые производственные технологии, наука и технологии, индустрия 4.0. Такой центр компетенций при ВШМиСО СПбПУ, основанный на самой передовой -научно-технической базе и инфраструктуре университета, объединит талантливых студентов из разных вузов Северо-Запада, поможет им развить свои компетенции посредством овладения дополнительными и магистерскими программами, а также участия в профильных конференциях и форумах. Сегодня национальная экономика очень нуждается в профессиональной коммуникационной поддержке высокотехнологического рынка. Учитывая это, в рамках уже достигнутых договоренностей мы планируем использовать все наши знания, ресурсы, накопленный опыт в области связей с общественностью и коммуникаций, чтобы решать актуальные для региона и отрасли задачи. 
Ключевая тема конкурса этого года — «PR-сопровождение Национальных проектов РФ» и три флагманские номинации — «Возобновляемые источники энергии», «PR-продвижение инклюзивного образования» и «Имидж инженерных профессий». Последняя — самая молодая и самая дорогая для меня лично. Участвуя в составе жюри конкурса в 2017 году, вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ РОСНАНО я поддержала введение такой интересной и значимой номинации. Всегда с нетерпением жду студенческие проекты в этой номинации и уверена, что в этом году так же, как и в прошлые годы, не разочаруюсь. 

— Вы открыли региональный тур конкурса. Расскажите, пожалуйста, кто может принять участие в нем? Каковы правила приема? 
— Региональным этапом охвачены более 30 высших учебных заведений из 15 городов Северо-Запада. Участвовать могут студенты и магистранты достаточно широкого круга профилей подготовки в области коммуникаций, социального проектирования и гуманитарных технологий. К ним можно отнести обучающихся по специальностям реклама и связи с общественностью, международные отношения, социология, журналистика, медиадизайн, социальная деятельность, культурология и целый ряд других. На конкурс могут быть представлены как реализованные проекты, так и проекты готовые к старту, а также аналитика, исследования, учебные кейсы. Прием работ по 14 номинациям конкурса продлен до 17 мая, то есть еще достаточно времени для оформления заявки. Мы консультируем участников по содержанию, составлению и оформлению заявок по электронной почте и телефону. С более подробными организационными и техническими правилами можно ознакомиться на сайте rso.spbstu.ru, а также на страницах конкурса в социальных сетях ВКонтакте -(https://vk.com/crystalorange_nw) и Facebook (https://www.facebook.com/crystalorangenw/).

— Чем привлекательно для студентов участие в данном конкурсе? 
— Всем! Соревновательные процедуры хороши не только в спорте. Это мощнейший стимул для личностного развития. Это всегда драйв, всегда рефлексия. Иными словами, это всегда хороший аудит, возможность посмотреть на себя в конкурентном поле, осознать свои слабые стороны, наметить новые цели и горизонты и, безусловно, обогатить свое портфолио новыми победами.
Я сама активно участвую в профессиональных конкурсах и смотрю на конкурсные процедуры через призму социологии профессий. Что дают конкурсы нам, практикам, и студентам? Опыт, возможность развивать компетенции soft skills (Умственные и межличностные компетенции. — Прим. ред.), готовность к личностным трансформациям и, конечно, нетворкинг. Конкурс — это всегда история про эволюционное развитие своего профессионального «Я». 

— Соглашение о сотрудничестве с конкурсом подра¬зумевает не только проведение регионального этапа, но и совместных учебных курсов, практик, семинаров, конференций и фестивалей, культурных и образовательных программ по профилю подготовки «Реклама и связи с общественностью». Началась ли уже работа по этим профилям сотрудничества?
— Очевидно, что пандемия коронавируса внесла серьезные коррективы в нашу дорожную карту мероприятий весеннего семестра. Многое перенесено, от многого мы были вынуждены отказаться. Но торжественные церемонии награждения победителей обязательно состоятся осенью: регионального этапа — в Санкт-Петербурге, федерального — в Москве в Общественной палате РФ. 
К слову, сама новая реальность, вызванная пандемией COVID-19, ее последствия в социальной, экономической и политической жизни сегодня стали значимыми коммуникационными и исследовательскими проблемами для национальной экономики. И в этой связи настоятельно рекомендую участникам конкурса сфокусировать свое внимание на этих новых обстоятельствах как на мировых вызовах рынка.
Следует сказать, что за эти три месяца текущего года мы уже многое сделали. Во-первых, мы организовали сотрудничество с еще одним профессиональным игроком на рынке — Национальной премией в области развития общественных связей «Серебряный Лучник». Наши студенты впервые приняли участие в работе Студенческого жюри наряду с более чем 80 экспертами профессиональных ассоциаций и объединений страны и мира, таких как Российская ассоциация по связям с общественностью, Ассоциация менеджеров, Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью, Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России, Российская ассоциация маркетинговых услуг, Российская ассоциация электронных коммуникаций, The International Communications Consultancy Organisation, International Association of Business Communicators. В Дни открытых презентаций, которые проходили в Москве в Общественной палате РФ, они смогли познакомиться с 70 проектами крупных государственных и коммерческих компаний из 9 регионов страны. Такой профессиональный опыт дорогого стоит. Также наши ребята впервые приняли участие в работе Студенческого пресс-центра Международного форума труда в феврале этого года. При поддержке Социологического центра Высшей школы медиакоммуникаций и связей с общественностью СПбПУ студенты первого и второго курсов обучения провели свои первые массовые социологические исследования: они посмотрели на уже давно полюбившийся и политехникам, и петербуржцам корпоративный праздник «Масленица в Политехническом» глазами социологов и PR-специалистов. Студентки первого курса выиграли грант, который дал нам право организовать и провести в Санкт-Петербурге Международный день политконсультанта.
В апреле Высшая школа стала партнером межвузовского Дискуссионного клуба «PR-стандарты и тренды», организованного Коммуникационным сообществом Санкт-Петербурга #PRSPB в 2019 году. Онлайн-формат первой встречи, обусловленный современными требованиями, не потерял градус традиционных офлайн-дискуссий и объединил более 400 студентов профильных направлений подготовки, преподавателей и профессиональное сообщество города. Могу сказать одно: новая реальность, конечно, изменила формат работы, но не ее суть.

— В связи с происходящими в мире событиями все сферы деятельности человека стремительно меняются, не стало исключением и образование. Удается ли в должной мере организовать дистанционное обучение? С какими трудностями сталкиваются ваши студенты? 
— Еще раз повторю, действительность, бесспорно, изменилась. Но я бы не называла работу в новых реалиях трудной. Это новые вводные, которые появляются в любой другой управленческой системе. Политех, как и другие вузы страны, с ними работает. Причем работает профессионально. Мы организовали качественное дистанционное обучение с учетом всех критериев профессионального стандарта. Сейчас Высшая школа СПбПУ, одна из первых в университете, готовится к проведению дистанционной государственной итоговой аттестации — государственного экзамена и защиты выпускных работ у студентов заочной формы обучения. И профессорско-преподавательский коллектив, и студенты осваивают новую процедуру, изучают инструкции. Ведется работа по всем направлениям: будь это нормоконтроль и верификация выпускных работ, электронный документооборот экзаменационных ведомостей, доступ к библиотечным фондам читального зала университета и многое другое. И если в начале марта студенты были напуганы вирусной пандемией, то уже сегодня градус тревожности снижен, и они демонстрируют высокую степень дисциплинированности. Уверена, мы достойно справимся с новыми вызовами. 

— Вы выпускаете студентов и магистров профиля подготовки «Реклама и связи с общественностью» — одного из самых популярных в системе высшего образования. Расскажите, в чем преимущество образования по этому направлению, которое можно получить в Политехе?
— Потому что в Политехе готовят коммуникаторов! Спе¬циалистов, которые профессионально владеют набором самых разных инструментов: рекламных, PR, маркетинга. Мы готовим инженеров смыслов! Коммуникаторов в условиях нового технологического уклада. Тех, кто привнесет в бренд творческую энергию, кто будет формировать новые смыслы и новый эмоциональный опыт целевых аудиторий. Будущее именно за такими специалистами. 
Думаю, что не раскрою секрет, если скажу, что мы сегодня уверенно вступили в век цифровой реальности. Все мы жарко обсуждаем, что искусственный интеллект оставит нас без работы и, более того, заменит во многих отраслях социальной жизни. Но спешу заверить, что в атласе самых востребованных профессий на ближайшие 20−30 лет профессия коммуникатор входит в топ-5 актуальных специальностей.
Высшая школа медиакоммуникаций и связей с общественностью создает все условия для получения самого конкурентоспособного высшего образования в коммуникационной отрасли. Здесь вы овладеете всеми профессиональными инструментами, а главное, вы будете созидать, создавать реальные социально значимые проекты, приносящие людям благо. 

Беседовала Елена СЕРЕБРЯКОВА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3–4 (158–159) МАРТ-АПРЕЛЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~fqnu4