Инклюзивное образование: эксклюзив или норма жизни

 
Фото: Анна Смирнова

Фото: Анна Смирнова

26 Декабря 2019

Инклюзивное образование: эксклюзив или норма жизни

Интервью с проректором по инклюзивному образованию Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Виталием Зораховичем Кантором.

— Инклюзивное образование — в чем его сущность и какими должны быть ресурсы учреждения, чтобы образование можно было назвать инклюзивным?
— Главное здесь состоит в том, что инклюзивное образование не просто «разрешает» человеку с инвалидностью обучаться в «обычном» образовательном учреждении, адаптируясь к существующим в нем условиям, но и само учреждение адаптируется к особым потребностям такого человека с тем, чтобы быть максимально комфортным для него во всех отношениях.
И очевидно, что ключевым здесь становится кадровый ресурс, ведь педагог инклюзивного образования — это отнюдь не формальная сумма некоего «обычного» учителя и учителя-дефектолога. На самом деле это совершенно особое качество педагога. Ведь если говорить об учителе, то он должен быть готов к тому, чтобы работать в классе, где кроме детей с условной нормой здоровья одновременно окажутся ученики с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и др. И перед педагогическими вузами сейчас стоит задача подготовки такого специалиста — задача, признаем, чрезвычайно непростая.
Второй ресурс — материально-технический. Речь идет о специализированном оборудовании — тифлотехнике, сурдотехнике, о создании доступной среды, в частности, для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т. п. Надо подчеркнуть: здесь все зависит в первую очередь от финансирования и доброй воли руководителя организации, и при наличии этих двух условий вопрос может быть решен достаточно быстро. А вот подготовка кадров — процесс длительный и требующий принятия стратегически выверенных решений.

— С учетом опыта Герценовского университета — какой путь подготовки учителей для системы инклюзивного образования наиболее перспективен?
— Оптимальный вариант — использование «перекрестного» образовательного маршрута на уровнях бакалавриата и магистратуры, когда либо выпускник, освоивший программу бакалавриата по тому или иному профилю дефектологического образования, будь то тифлопедагогика, сурдопедагогика, логопедия и т. д., в магистратуре получает компетенции уже в рамках направления подготовки «Педагогическое образование», овладевая приемами, методами, технологиями работы «общего» педагога, либо, наоборот, выпускник «общепедагогического» бакалавриата в магистратуре осваивает компетенции в области дефектологии. В этом сочетанном варианте и содержится ключ к решению той задачи, о которой мы говорим. 
Плюс к этому необходима широкая профессиональная переподготовка. И перспективным представляется путь, когда это вменялось бы как государственное задание всем ведущим педагогическим вузам страны, ибо те тысячи педагогов, которые сейчас работают в образовательной системе России, нуждаются не в номинальном повышении квалификации, а именно в профпереподготовке, причем на самом высоком уровне, применительно к задачам инклюзивного образования. И педагогические вузы могут и должны взять на себя эту миссию.

— Расскажите, пожалуйста, о ресурсных центрах университета.
— На базе РГПУ им. А. И. Герцена функционируют два ресурсных центра. Во-первых, это федеральный ресурсный центр по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями зрения. То, что такой центр был создан на базе Герценовского университета, вполне закономерно, ведь именно здесь функционирует уникальная кафедра тифлопедагогики, отмечающая в этом году свое 90-летие. РГПУ им. А. И. Герцена тем самым исторически является главной в стране кузницей педагогических кадров для работы со слепыми и слабовидящими детьми. А федеральный ресурсный центр в числе прочего обеспечивает методическое сопровождение и повышение квалификации специалистов как раз в разрезе инклюзивного образования детей с нарушениями зрения — и дошкольного, и школьного. 
Другое подразделение Герценовского университета — Ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ). Он координирует процессы в системе инклюзивного высшего образования Санкт-Петербурга и Ленинградской области и является своего рода локомотивом, продвигающим инклюзивные процессы в региональной вузовской системе.
Эта деятельность очень важна, ведь общая численность студентов с инвалидностью в вузах России в последние годы устойчиво растет, а Санкт-Петербург с более чем 1200 студентами с инвалидностью занимает в стране второе место по количеству инвалидов, обучающихся по программам высшего образования. 

— Каковы основные направления работы этого центра?
— Функционал РУМЦ многообразен, поэтому отмечу лишь самое главное. В структуре РУМЦ работает центр коллективного пользования специальными техническими средствами обучения. И если у студента любого вуза нет какого-то технического средства, без которого ему трудно справляться с академическими задачами, он может решить эту проблему на базе нашего центра. 
Кроме того, у нас функционирует call-центр, специалисты которого консультируют по широкому кругу проблем высшего инклюзивного образования: за три года к нам обратилось более 1000 студентов, абитуриентов с ОВЗ и инвалидностью и их родителей, преподавателей и других сотрудников вузов. Получить профессиональную консультацию по вопросам инклюзивного высшего образования можно по рабочим дням с 9.00 до 18.00 по телефонам: +7 (812) 643-7764 и 8 (800) 777-7643.
РУМЦ служит авторитетной площадкой профессионально-общественной коммуникации в сфере инклюзивного высшего образования. Так, знаковым стал, например, круглый стол «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования: методология, практика, перспективы», проведенный этой осенью совместно с Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга. 
И еще, возвращаясь к кадровому вопросу, но уже применительно к вузам: начиная с 2017 г. по линии РУМЦ мы уже третий раз реализуем программу повышения квалификации вузовских работников по основам инклюзивного образования, и в общей сложности у нас прошли повышение квалификации более 700 человек из 20 вузов города и области.

— Работаете ли вы со школьниками? 
— Мы понимаем, насколько важна преемственность между школьным и вузовским этапами образования, и проводим профориентационные мероприятия для школьников с инвалидностью и ОВЗ. Вместе с представителями вузов-партнеров мы выезжаем в специальные школы-интернаты города и области и проводим «Университетские дни», рассказывая о правилах поступления в вузы, о льготах и особых правах, которые имеют абитуриенты с инвалидностью, о требованиях и условиях обучения. Только в этом году такие дни состоялись в Мгинской школе-интернате для детей с нарушениями зрения, школе № 33 для детей с нарушением слуха и школе «Динамика» для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

— А легко ли выпускникам вузов из числа инвалидов найти работу по специальности?
— Выпускники с инвалидностью испытывают дополнительные проблемы при трудоустройстве, особенно это касается тех, кто получил образование гуманитарного профиля. 
Понимая, что выдачей диплома не исчерпывается моральная ответственность вуза по отношению к своему выпускнику, мы стараемся систематически содействовать трудоустройству выпускников с инвалидностью. В качестве примера можно привести проведенные этой осенью в сетевом формате мастер-класс «Карьера_Pro» и семинар «Психологические аспекты трудоустройства современных выпускников вузов». Идея таких мероприятий — собрать не в виртуальном, а в реальном пространстве выпускников из числа инвалидов, представителей вузов, потенциальных работодателей и представителей служб занятости, чтобы они могли преодолеть взаимные опаску, недоверие, определенные стереотипы, препятствующие социально-трудовой интеграции молодых специалистов с инвалидностью. 
Информацию о деятельности РУМЦ можно найти на сайте Герценовского университета. 

Беседовала Лариса Кузьмина
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 12 (155) ДЕКАБРЬ 2019
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~QHRaK