Герберт Хупперт — о «совах», вулканической лаве и экспериментах с мёдом

 
Фото: СПбПУ

Фото: СПбПУ

21 Апреля 2020

Герберт Хупперт — о «совах», вулканической лаве и экспериментах с мёдом

Профессор Кембриджского университета Герберт Хупперт — выдающийся ученый и человек с искрометным чувством юмора. «После моих лекций удивительным образом остается бардак на кафедре и порядок в голове», — смеется он. Неудивительно, что на занятиях профессора всегда аншлаг. Свои знания он передает студентам по всему миру, читая лекции по механике, которые всегда сопровождаются опытами и экспериментами.

Некоторое время назад профессор Хупперт выступил перед студентами Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), а также дал интервью сотрудникам вуза, в рамках которого рассказал, какими качествами необходимо обладать, чтобы стать успешным ученым, что отличает ученого от политика и почему он настаивает на необходимости позволить студентам сдавать экзамены в удобное для них время.

— Профессор Хупперт, очень приятно, что теперь вы — большой друг Политеха! Расскажите, как вы познакомились с нашим вузом?
— Прошлым летом я принял участие в конференции «Актуальные проблемы механики», которая проходила в вашем университете. После мероприятия организаторы (Высшая школа теоретической механики. — Прим. ред.) пригласили меня снова: я рассказал студентам о принципах конвекции, гравитационных течениях, распространении трещин в твердых телах и изменении климата. В данное время мы с Виталием Кузькиным (заместитель директора по научной работе Высшей школы теоретической механики и научно-образовательного центра «Газпромнефть-Политех» СПбПУ. — Прим. ред.) работаем над совместной научной статьей.

— Чему она будет посвящена?
— Лет тридцать назад я провел эксперимент с медом. Его свойства соответствуют поведению вулканической лавы, движущейся по земле. Результаты эксперимента получили широкое научное и промышленное применение и стали достаточно известными. Затем мне стало интересно, что будет, если на поверхности, по которой течет лава, появятся препятствия? Например, некоторые возвышения на поверхности земли могут быть настолько высокими, что лава не сможет их преодолеть. С Виталием мы рассчитываем эту ситуацию, чтобы понять, как в данном случае изменится движение лавы и какое влияние на него окажут эти неровности.

— Ждем с нетерпением выхода статьи! Кстати, вы обсуждали этот вопрос со студентами на семинарах?
— Да, я затронул и эту тему. Семинары были посвящены решению проблем в процессах текучих сред. Я рассказывал о разных аспектах жидких сред, которые играют огромную роль в атмосфере, океанах, влияют на движение магмы и лавы.

— Вы ведь посвящаете свои лекции и другим актуальным темам…
— Да, в прошлом году, например, я читал лекции в Австралии и рассказывал о том, что Земля может стать слишком жаркой планетой для наших внуков и правнуков, а также объяснял, почему политики и ученые непохожи.

— И почему же?
— Возьмем какую-нибудь задачу. Политик скажет: «Я хочу знать ответ прямо сейчас!» — и что-то придумает. Ученый скажет: «Да, это интересный вопрос! Если вы дадите мне десять миллионов и трех аспирантов, я дам вам ответ через пять лет». Однако вы можете быть уверены: это будет точный ответ. Для политиков научность и достоверность не так важны. Особенно, если ответ нужен срочно. Ученым же важно найти верные, соответствующие требованиям науки ответы, а количество потраченного на этот поиск времени не имеет значения.

— Как вы считаете, молодое поколение заинтересовано в поисках точных ответов?
— Я вижу, что многие молодые люди интересуются наукой. Они наблюдают за изменениями климата и задаются вопросом, почему сегодня солнечно, а завтра пасмурно; почему с каждым годом становится жарче и о чем это свидетельствует, почему случаются землетрясения. Молодежь хочет понять механизм существования, понять суть процессов развития и старения. Они жаждут найти ответы на эти вечные вопросы. Когда я показываю студентам эксперименты, они всегда интересуются, как это применимо к реальной жизни.

— Какие качества необходимы, чтобы стать успешным ученым?
— Широкий кругозор и хорошее воображение. Приведу пример. На каждом семинаре я предлагаю студентам решить реальную задачу. Однажды студентка сказала мне: «Мне достаточно того, что вы мне показали. Я могу дать ответ». Я ответил, что она не может этого сделать, потому что у нее есть только предположение для решения проблемы, однако на проблему можно взглянуть с разных сторон. Да, я показал эксперимент, но это был всего лишь мед, разлитый по столу. Очень важно обладать развитым воображением, чтобы иметь способность видеть ситуацию с одной и другой стороны. По-моему, это главное в работе ученого.

— А какое научное достижение, на ваш взгляд, является самым главным в XXI веке?
— Сложный вопрос. Возможно, развитие высокоэнергетических процессов. Один из моих любимых примеров — история про Роберта Фицроя. Он командовал экспедицией корабля «Бигль», в которой принимал участие Чарльз Дарвин. Экипажу потребовалось девять месяцев изнуряющего пути, чтобы добраться из Чили в Новую Зеландию. Спустя сто лет мы можем преодолеть то же самое расстояние менее чем за двадцать четыре часа. Представьте себе реакцию Фицроя: «Что?! Я потратил на это девять месяцев, а вы можете это сделать менее чем за сутки? Я не верю!».

— Профессор Хупперт, скажите, пожалуйста, у вас есть любимая книга?
— Мне нравятся многие книги, сложно выбрать какую-то одну. Поэтому расскажу о книге «Сон», которую прочитал совсем недавно. Ее написал Ник Литтлхэйлс (Nick Littlehales, “Sleep”. — Прим. ред.). Она повествует о футбольном советнике, который интересовался наукой сна и консультировал многие команды. Представьте: матч подходит к концу, счет 5:4, и тренеру надо выбрать игрока, который будет бить решающий пенальти. Выбирая между равными по силам игроками А и Б, он принимает решение в пользу игрока А. Однако он промахивается, и команда проигрывает. Ошибку тренера автор объяснил так: люди делятся на «жаворонков» и «сов». Первые отлично чувствуют себя утром, но к вечеру уже устают. Вторые встают позже, однако сохраняют бодрость до поздней ночи. Игрок А был «жаворонком», и к концу матча он уже устал. Игрок Б был «совой», поэтому для решающего пенальти нужно было выбирать его.

— Почему именно эта книга так вас заинтересовала?
— Автор приводит отличные примеры. Я прочитал книгу и подумал: экзамены рано утром — это преимущество для «жаворонков» и испытание для «сов». «Жаворонки» с легкостью сдадут утренний экзамен на «отлично». Для «сов» он может показаться чрезвычайно сложным. Так почему же нельзя сделать так, чтобы студенты сдавали экзамены в удобное для них время? Уверен, что администрация университета скажет, что это глупо и смешно — студенты, сдающие экзамен в любое время. Но если бы я нашел человека, который смог бы провести качественное исследование, написать научную работу и доказать эту теорию, я бы разрешил своим студентам сдавать экзамены в комфортное для них время.

— Профессор Хупперт, большое спасибо за интервью! Ждем вас снова в Политехе — с семинарами и новыми интересными историями!

*Профессор Герберт Хупперт читал лекции и покинул СПбПУ до начала режима самоизоляции в России и в мире. Желаем нашим партнерам и коллегам крепкого здоровья!

Беседовали 
Ольга ДОРОФЕЕВА, 
Алёна КАНИНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 3–4 (158–159) МАРТ-АПРЕЛЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ITi5K