Дизайнер должен быть универсальным специалистом

 

29 Июня 2020

Дизайнер должен быть универсальным специалистом

«Больше 50 лет назад я выбрал творческий путь и решил связать свою жизнь с проектированием». Директор Института дизайна и искусств Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) Владимир Борисович Санжаров — о творчестве, дизайне, преподавании и современном студенчестве.

— Владимир Борисович, прежде всего хотелось бы узнать, почему вы выбрали именно дизайн в качестве своей профессии?
— Мои родители были врачами и надеялись, что я пойду по их стопам — буду работать в медицине. Однако многие мои школьные товарищи после окончания восьмого класса ушли в школу № 190, которая готовила к поступлению в творческие вузы. Продолжение дружбы с ребятами, выбравшими для себя творческий путь, и повлияло на то, что я решил поступать в архитектурный институт. 
В прошлом году как раз исполнилось 50 лет с того дня, как я окончил Ленинградский инженерно-строительный институт (ЛИСИ). Сегодня это — Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Я учился на градостроительном факультете, специальность — «Архитектура». По окончании института хотел поступить на вечернее в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной, на дизайн. Но профессор И. А. Вакс, один из создателей ленинградской школы дизайна и знаменитой Мухинки в частности, сказал мне, что архитектор уже умеет и может всё, учиться больше ничему не нужно. Наверное, он был не совсем прав.

— На сегодняшний день понятие «дизайн» имеет довольно много значений. Как, на ваш взгляд, объяснить человеку, далекому от творческой деятельности, специфику работы дизайнера? Можно ли назвать архитектуру и дизайн смежными отраслями? 
— В то время, когда я учился в ЛИСИ, само слово «дизайн» только входило в обиход советских людей. В переводах с английского можно найти много его значений. Поэтому то значение, которое ты выберешь для себя как основное, будет сопровождать тебя на протяжении профессиональной деятельности. Я выбрал понимание дизайна как «проектирование», то есть осмысленное формирование окружающего мира, учитывающее все факторы всех стадий его сосуществования с человеком. 
Если говорить обобщенно, то дизайн — это проектно-творческая деятельность по формированию полноценной в функциональном и эстетическом отношении среды жизнедеятельности человека, в том числе ее предметного наполнения. Иными словами, во всем, что нас окружает, присутствует работа дизайнера, и сегодня круг его интересов только расширяется.
Существует немного упрощенное понимание работы дизайнера. Многие думают, что дизайнер занимается лишь украшательской и оформительской деятельностью. Однако задачи, которые стоят перед дизайнером, намного глубже и серьезнее. Понимание предназначения проектируемого объекта, органичность технических решений, совершенство формы — вот то, что делает продукт действительно качественным и востребованным. 
Дизайн — это комплексная работа, предполагающая продумывание всей жизни объекта: от ее начала и до окончания. Нельзя также забывать о так называемой цикличности, ведь предмет может и должен начать «вторую» жизнь, даже если утратил первоначальное качество и значение. Дизайнер всегда должен думать о последствиях, которые могут возникнуть в результате его деятельности. 
Дизайн и архитектура — близкие специальности, хотя бы потому, что у них одна общая цель — создание среды жизнедеятельности человека. Архитектура — «мать искусств» — преимущественно связана со строительством. Эта область сложнее и ответственнее дизайна. В свою очередь дизайн значительно тоньше и ближе к человеку: здесь важнее внутреннее эмоциональное содержание проекта.

— Всегда ли вы работали по специальности или было время, когда хотелось сменить сферу деятельности?
— Сразу после окончания вуза я был направлен по распределению в один проектный институт и проработал там положенные три года. Это был первый опыт реальной практики. Затем перешел на работу в стратегически важное учреждение, которое занималось объектами атомной энергетики. Там на протяжении двадцати лет я вместе с коллегами занимался проектированием научно-исследовательских центров и промышленных предприятий в разных городах России. В это время я стал членом Союза архитекторов. В разгар перестройки, в 1989 г., я ушел на вольные творческие хлеба, после чего меньше занимался серьезной архитектурой и в большей степени пробовал себя в дизайне интерьеров, промышленной графике, проектировании экспозиций и даже fashion-индустрии. Я стал, как сейчас говорят, фрилансером. Это был очень ценный опыт работы с заказчиками, строителями, практика самостоятельной организации многих процессов и умения нести ответственность за свою работу. Я сделал для себя еще один профессиональный вывод: дизайнер должен быть максимально универсальным специалистом. 
В этот же период я вступил в Союз дизайнеров России, а в 1995 г. коллеги избрали меня председателем его петербургской организации. Однако творческую деятельность я не прекращал. В 2003 г. меня пригласили на работу в СПбГУПТД, где я стал деканом вновь созданного факультета дизайна и преподавателем. Вскоре большая часть моей проектной деятельности стала связана со студентами. Каждый проект фактически переживаешь как собственный: помогаешь, подсказываешь, советуешь. Очень полезен разнообразный опыт собственной практической деятельности. Недавно, разбирая творческие архивы в своей мастерской, я нашел много эскизов к разным проектам, путевые зарисовки из пленэрных поездок и путешествий. Из всего этого получилась небольшая персональная выставка под названием «Скетчинг» на студенческой площади университета. Это хорошие воспоминания для меня и полезный урок владения ручной графикой в эпоху всеобщей компьютеризации для наших студентов. 
В дизайне и архитектурном проектировании много разных направлений, не заскучаешь. Поэтому я ни разу не пожалел о выборе профессии: я всегда нахожусь в творческом процессе. В настоящий момент я являюсь директором Института дизайна и искусств, профессором кафедры дизайна интерьера СПбГУПТД. Работа с молодежью помогает не терять профессиональную форму и идти в ногу со временем.

— Сейчас все чаще можно слышать истории о том, что выпускники не идут работать по специальности, меняют сферу деятельности. На ваш взгляд, с чем это связано?
— Я думаю, это связано с тем, что сейчас большой выбор профессий, направлений деятельности и прочих креативных соблазнов. Всё хочется попробовать и успеть в этом стремительном мире. 
Выпускники нашего института тоже выбирают разные направления движения по творческо-общественной траектории. С одной стороны, они уже вроде бы и не дизайнеры, но в то же время их деятельность неразрывно связана с творчеством. Например, одна из наших выпускниц после нескольких лет работы по основной профессии постепенно перешла в ивент-дизайн. В настоящий момент она является руководителем и арт-директором нескольких социальных проектов, которые входят в программы крупных российских форумов и конгрессов. В этом случае можно говорить о таком понятии, как дизайн процессов — проектирование процесса чего-либо.
Другой пример: наш выпускник занимается прикладной психологией, в частности, психологией креатива, психологией творчества, то есть поведением человека в определенных ситуациях профессиональной деятельности, иногда непростых. Это крайне важно.
Таких примеров много, но главной задачей преподавателей является все-таки сделать всё, чтобы студент как можно глубже погрузился в профессию и не потерял к ней интерес.

— Какой студент для вас — идеальный? 
— Идеальный студент тот, кому интересно учиться, кто хочет многое узнать и уметь. Студент, который не ждет приглашения к творчеству, а не мыслит жизни без него. 
Для меня очень важно наличие культуры в самом широком смысле в человеке. Я имею в виду не просто умение быть вежливым и любезным, а владение внутренней культурой отношения к делу, друг к другу, умение проектировать свое будущее и найти свое место в обществе. И, конечно, необходимо быть в курсе ¬своей профессии, иметь широкий кругозор, уважать свой труд и труд коллег. Это и есть, на мой взгляд, рецепт профессионализма. 

Беседовала Марина ТАРАСОВА
Фотография предоставлена СПбГУПТД

СПРАВКА
Институт дизайна и искусств (ИДИ) ведет подготовку по трем основным видам творческой деятельности: проектной (кафедра дизайна интерьера, ДИ), художественной (кафедра монументального искусства, МИ) и, наконец, исследовательской (кафедра истории и теории искусства, ИТИ). В результате молодой человек, ищущий себя в творчестве и искусстве, сможет выбрать для себя именно то, к чему он чувствует интерес и способности. 
Все эти виды деятельности близки друг другу, и студенты, общаясь между собой в рамках разных событий, взаимно обогащаются знаниями и опытом из близких сфер творчества. Довольно часто студенты, начиная обучение как будущие монументалисты, проявляют интерес к дизайну интерьера, а закончившие бакалавриат по направлению «дизайн интерьера», продолжают обучение в магистратуре кафедры истории и теории искусства. 
На кафедрах ИДИ доступны все формы обучения (очная, очно-заочная и заочная) и все уровни: бакалавриат и магистратура на ДИ и ИТИ, специалитет на МИ, а также аспирантура на кафедре ИТИ для будущих кандидатов искусствоведения. Кстати, особенностью этой кафедры является подготовка магистров в сфере истории и теории моды. 
Итак, дизайнер интерьера, художник-монументалист, искусствовед — такие профессии получают выпускники института. Все они востребованы в современном мире, каждая из них дает возможность оставить след в дизайне и искусстве. Однако для этого требуется не только талант, но и постоянный труд и преданность творчеству. 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 6 (161) ИЮНЬ 2020
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~XnTuj