Жизнь, посвящённая науке - Информационный портал

Жизнь, посвящённая науке

 
© Фотобанк пресс-центра НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург © Фотобанк пресс-центра НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

© Фотобанк пресс-центра НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург © Фотобанк пресс-центра НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

3 Июля 2021

Жизнь, посвящённая науке

В 2021 г. Национальному государственному университету физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург) исполняется 125 лет. Основал университет выдающийся ученый Пётр Францевич Лесгафт. Его биография — источник вдохновения для ученых.

«Поэт анатомии»
Пётр Францевич Лесгафт родился 8 (20) сентября 1837 г. в Санкт-Петербурге в семье обрусевшего немца, ювелира Иоганна Петера Отто Лесгафта и его жены Генриетты Луизы. Родители привили сыну любовь к труду, чувство справедливости, нетерпимость к лени и неправде.
Пётр Лесгафт получил домашнее начальное образование, в 11 лет был принят на учебу в Петришуле. Окончил обучение в мужском отделении училища Святой Анны (Анненшуле).
На формирование взглядов и круга интересов Петра Лесгафта большое влияние оказали профессора Медико-хирургической академии, в которой он учился с 1856 по 1861 г. Существенную роль в становлении его как ученого сыграл профессор Венцеслав Леонидович Грубер, блестящий анатом, передававший свое увлечение наукой ученикам. Пётр Лесгафт научился препарировать столь виртуозно, что его называли «поэтом анатомии».
По окончании учебы в 1861 г. Пётр Лесгафт получил степень лекаря и звание уездного врача с вручением ему серебряной медали.
Возможность свободно распоряжаться своим временем у Петра Лесгафта появилась в 1863 г., когда он был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А. А. Китера. В этот период П. Ф. Лесгафт читал лекции по анатомии и трудился над диссертацией, которую блестяще защитил в 1865 г. и получил степень доктора медицины. Спустя три года он защитил еще одну диссертацию и стал доктором медицины и хирургии.
С 1869 г. П. Ф. Лесгафт был экстраординарным профессором физиологической анатомии в Казанском университете. Из-за конфликта 21 октября 1871 г. царским указом он был отстранен от должности без права преподавания, и над ним был установлен негласный надзор. Причиной стала публикация в «Санкт-Петербургских ведомостях» его статьи «Что творится в Казанском университете», где был подвергнут резкой критике произвол, чинимый частью профессуры и администрацией Казанского университета.
Увольнение Лесгафта вызвало возмущение многих преподавателей и студентов. В знак протеста против увольнения семь профессоров университета подали в отставку; четверо из них были профессорами медицинского факультета.
Между тем Лесгафт не прекращает занятий наукой. Он увлекается проблемами антропологии, которая его интересовала, пишет большую статью «Задача антропологии и метод ее изучения». Лесгафт писал: «Необходимо, чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». Ученый фактически открыл новое направление в науке, которое получит название функциональной анатомии.
После неоднократных прошений П. Ф. Лес¬гафт в 1872 г. был принят на службу в Медицинский департамент. В этот же период он начинает работать над теорией и практикой физического образования, созданием научных основ педагогической и лечебной гимнастики. Изучая анатомические особенности органов движения, ученый вновь и вновь убеждался в теснейшей связи формы органа с его функцией: развивается и крепнет только тот орган, который активно функционирует. Если орган не тренировать, не давать ему нагрузку, то он неизбежно слабеет и даже атрофируется. Анатомо-физиологическая сущность человека определяется его деятельностью: только постоянная активность утверждает и поддерживает в человеке его специфические качества. Вот почему упражнения, тренировку органов и систем Лесгафт считал необходимой предпосылкой для их нормального функционирования, здоровой и активной жизни человека.
Ученый Пётр Францевич Лесгафт к 1872 г. уже знал, насколько ограниченными возможностями обладает педагог, занимающий «казенное место». Его деятельность в значительной мере регламентирована не только инструкциями, но и решениями администрации. Однако Лесгафт был другим. Он был профессором не только по званию, но и по внутреннему своему складу. Он чувствовал потребность читать лекции в большой аудитории. Так как официальный путь заниматься педагогической деятельностью для Лесгафта был закрыт, он пришел к необычному решению. Во второй половине 1872 г. П. Ф. Лесгафт приступил к чтению лекций у себя на квартире, на Астраханской улице, 2 (ныне это район гостиницы «Санкт-Петербург»). Позднее Лесгафт продолжил читать лекции в своей новой квартире на набережной реки Фонтанки, 18 (с 1890 г. это дом № 25). По воспоминаниям учеников Лесгафта, попасть на домашние курсы к Петру Францевичу было трудно. Желающие записывались едва ли не за год. Чтение лекций проходило или вечером, или ранним утром. Кроме лекций, ученый руководил практическими работами, устраивал демонстрации гистологических препаратов, а также принимал приготовленные слушателями препараты, проводил экзамен. «Нужно взять себя за шиворот, милостивый государь, и заставить себя работать», — говорил он, если препарат оказывался неудовлетворительным.

От анатомии до математики
Лекции были бесплатными. С неизменным успехом они продолжались год за годом без всякого официального оформления. Однако после своего окончательного ухода из Императорской военно-медицинской академии (20 октября 1884 г.) Лесгафт решил получить согласие властей на свою педагогическую деятельность и обратился с прошением к столичному градоначальнику, который дал разрешение на «чтение частных лекций по анатомии».
Лесгафт во время лекций не только использовал анатомические препараты, но и демонстрировал ученикам различные дефекты опорно-двигательного аппарата у больных. В ходе таких врачебных консультаций отрабатывались методы лечебной физической культуры. Всё это время ему помогали преданные ученицы Анна Адамовна Красуская, Феодосия Ивановна Чентукова, Серафима Васильевна Теренина и Селима Марковна Познер.
Слушатели курсов Лесгафта получали знания не только по общей биологии, ботанике, зоологии, анатомии и физиологии, но и по физике, химии, математике. Позднее к этим дисциплинам добавились гуманитарные предметы. Лесгафт пытался компенсировать неполноту курса, применяя совершенно новые для того времени формы обучения. Например, слушатели курсов наблюдали исследование механических свойств тканей тела на стендах лаборатории профессора Николая Аполлоновича Белелюбского.

Первые организаторы физического воспитания
Никакие новшества не могли заменить регулярного учебного процесса, и Лесгафт закономерно пришел к мысли о необходимости создать собственное частное учебное заведение, действующее по лицензии, но имеющее право самостоятельно формировать программу обучения, набирать учеников, приглашать педагогов по своему выбору и нанимать помещения.
19 января 1896 г. Лесгафт получает разрешение на открытие Курсов воспитательниц и руководительниц физического образования. Так появились первые курсы, работавшие под руководством Лесгафта. Власти то давали разрешение на их существование, то закрывали их. Возобновляя работу курсов, Пётр Францевич всякий раз был вынужден придумывать им новое название.
Главной научно-педагогической целью Лесгафта было создать открытое учебное заведение университетского типа. Материальные условия для этого появились только в 1893 г., когда Лесгафт получил невероятно щедрое пожертвование от Иннокентия Михайловича Сибирякова.
Первоначально программа курсов включала следующие предметы: основы анатомии и физиологии человека, гигиена, теория телесных движений, химия, физика, математика, методика проведения физических упражнений и игр. Со второго года программу дополняли зоология, ботаника, психология, педагогика, а затем и всеобщая история, литература, черчение, рисование и пение. Продолжительность обучения на курсах постепенно была увеличена до трех лет.
Курсы Лесгафта были единственным гражданским учебным заведением России, готовившим организаторов и руководителей физического воспитания высокого уровня. Учиться приезжали из разных районов империи: Сибири, Средней Азии, Польши и Финляндии, а также с Кавказа, Украины, Дальнего Востока, Северного Урала.
Курсы постепенно становились безубыточным предприятием. Формально они числились филиалом Общества содействия физическому развитию, но к весне 1898 г. стали самостоятельной организацией.

Вольная высшая школа
В начале XX в. Лесгафт попытался воплотить свою давнюю мечту — превратить курсы в Вольный университет, многопрофильное учебное заведение. Таким образом, можно было расширить блок социальных дисциплин и принимать на обучение не только женщин, но и мужчин. В конце 1905 г. Лесгафт обратился в Министерство народного просвещения за разрешением открыть Вольный университет. Слово «вольный» явно выходило за пределы терпения властей, и они предложили компромиссное решение. Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования передаются из Общества содействия физическому развитию, при котором они до сих пор состояли, в ведение Санкт-Петербургской биологической лаборатории и получают новое название — Курсы по наукам биологическим, педагогическим и социальным. Среди слушателей курсов это название никто не использовал. Вместо него укоренилось другое — «Вольная высшая школа». Школа открылась 13 февраля 1906 г. Тогда в ней учились 1 500 мужчин и женщин. Курсы Лесгафта власти периодически закрывали. И этот период был особенно сложным. Пристальное внимание власти обращали на состав преподавателей, среди которых были политически «неблагонадежные», например, историк Евгений Викторович Тарле, социолог и этнограф Максим Максимович Ковалевский, демограф и экономист Михаил Иванович Туган-Барановский. Неприятности с властями были неизбежны, и курсы в очередной раз закрыли. С 20 июля 1907 г. по 12 мая 1909 г. Курсы Лесгафта официально не существовали.
12 мая 1909 г. пришло известие о том, что Обществу народных университетов при поддержке известного русского криминалиста и филантропа Дмитрия Андреевича Дриля удалось добиться от правительства разрешения на открытие курсов.
15 сентября 1909 г. Лесгафт становится во главе обновленных курсов и готов снова вступить в борьбу, но не может: он уже тяжело болен. Его смерть, наступившая 28 ноября 1909 г., повлекла за собой закрытие Вольной высшей школы и курсов. На два года.

По материалам А. Макарова
«Выдающийся ученый и вдохновенный учитель» (Аврора, № 3, 2011)
и книге В. А. Таймазова,
Ю. Ф. Курамшина, А. Т. Марьяновича
«Пётр Францевич Лесгафт.
История жизни и деятельности»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЕСТНИК ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ. 8 (174) ИЮНЬ 2021
Источник:  https://nstar-spb.ru
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~AANxq