Юбилей российской театральной школы

 
Фото: Сергей Леонтьев (РГИСИ)

Фото: Сергей Леонтьев (РГИСИ)

28 Февраля 2019

Юбилей российской театральной школы

В ТАСС (г. Санкт-Петербург) прошла пресс-конференция, посвященная 240-летию Российского государственного института сценических искусств и объявленному в России Году театра. В ней приняли участие ректор Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) Наталья Владимировна Пахомова, начальник международного управления РГИСИ профессор Николай Викторович Песочинский, актриса, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Анастасия Рюриковна Мельникова, театральный режиссер, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке профессор РГИСИ Семён Яковлевич Спивак, советник директора Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации Яна Евгень¬евна Котова.

Год театра и юбилей РГИСИ
Открывая пресс-конференцию, ректор РГИСИ Н. В. Пахомова отметила, что юбилей петербургской театральной школы совпал с объявленным в России Годом театра и это совпадение весьма значимо: «Нельзя всерьез говорить о перспективах развития театральной России, не говоря о подготовке кадров для театра». Уникальность РГИСИ заключается в том, что вуз осуществляет подготовку не только актеров и режиссеров, но и специалистов всех основных театральных профессий: сценографов, продюсеров, театроведов и т. д. Об этом рассказал Н. В. Песочинский: «Мы должны быть в мире особенными и значительными, потому что мы самая большая профессиональная театральная школа в мире после трех китайских школ, с каждой из которых у нас дружеские отношения. Однако по количеству программ подготовки мы находимся и вовсе на первом месте. Наши методики пользуются огромным авторитетом в мире. Если что-то и сомнительно в мире, то русская театральная школа нигде в мире не вызывает никаких сомнений».

Из чего будет складываться юбилейный год
Предстоящий год будет для института насыщенным, проектов уже задумано огромное множество, и особенно важно, что многие из задуманных вошли в городскую и федеральную программу Года театра. Центральным событием юбилейного года РГИСИ, по словам Н. В. Пахомовой, станет театрализованный концерт, который состоится в конце октября. Его режиссером выступит художественный руководитель театра «Мастерская» профессор РГИСИ Г. М. Козлов. Театральный институт на Моховой открыл дорогу в профессию многим известным, талантливым театральным деятелям, и в этот день многие из них будут чествовать свою альма-матер. В рамках юбилейного года пройдут и традиционные ежегодные мероприятия, например VI Всероссийский конкурс театральных рецензий «Пишу о театре» для учащихся школ и средних специальных учебных заведений (награждение победителей пройдет 3 марта на Малой сцене Учебного театра «На Моховой»). В настоящее время конкурс вышел на федеральный уровень, а начиналось все с того, что на театроведческом факультете задумались о том, как привлекать и воспитывать будущих театроведов, и запустили конкурс, в рамках которого школьники присылают рецензии на увиденные ими спектакли. Сегодня география конкурса велика: рецензии поступили не только от школьников Санкт-Петербурга и Москвы, но и Калининграда, Новосибирска, Севастополя, Петрозаводска и многих других городов. С 1 по 7 апреля ¬РГИСИ уже в 14-й раз проведет свой самый известный международный конкурс «Поющая маска» имени Андрея Петрова. Награждение лауреатов и концерт состоятся 6 апреля на сцене Учебного театра «На Моховой», а 7 апреля пройдет финальный гала-концерт с программой лучших номеров, который смогут увидеть не только зрители Учебного театра «На Моховой», но и все желающие в формате интернет-трансляции. С 23 по 27 апреля запланировано проведение конкурса «Актерское мастерство языком пластики» с танцевальными, пластическими и фехтовальными номерами, который также завершится гала-концертом. В октябре для педагогов и студентов театральных школ пройдет всероссийская научно-практическая конференция «Сцена. Слово. Речь», посвященная сценической речи. В программе — мастер-классы, открытые уроки и многие другие мероприятия. В мае на сцене Учебного театра «На Моховой» — юбилейная декада выпускных спектаклей «Авансцена», в рамках которой молодые артисты, студенты РГИСИ покажут лучшие за все годы обучения постановки. Н. В. Пахомова рассказала, что в ¬РГИСИ постоянно появляются интересные спектакли, на которые стоит обратить внимание. В прошлом сезоне одним из таких спектаклей стала постановка курса С. Д. Бызгу «О мышах и людях», которую было решено оставить в репертуаре театра даже после выпуска студентов. В октябре в РГИСИ пройдут две юбилейные конференции: «Российская театральная школа и современный театр», в ходе которой представители ведущих театральных школ обсудят перспективы театрального образования в России, и «Школа мастерства» — ее участниками станут выпускники разных лет.
Н. В. Пахомова особо отметила издательскую деятельность института, которая была неоднократно отмечена премией в области литературы о театре «Театральный роман». В 2018 г. лауреатом премии стала книга Г. В. Титовой «Мейерхольд и другие». На 2019 г. запланирован выпуск ряда изданий, в том числе буклетов, посвященных 240-летию института.
Н. В. Пахомова рассказала о том, что большой юбилей института включает в себя и круглые даты в истории театроведческого факультета, факультетов сценографии и театра кукол. Театроведческий факультет в 2019 г. отметит 80-летие и проведет II Международную конференцию «Барбоевские чтения», посвященную памяти недавно ушедшего из жизни выдающегося театроведа Ю. М. Барбоя, а также уникальный спектакль, который будет основан на эпизодах истории театроведческого факультета. Факультет сценографии и театральной технологии посвятит своему 65-летнему юбилею выставку лучших работ выпускников на одной из городских выставочных площадок. Факультет театра кукол отметит 60-летний юбилей. В свое время именно здесь впервые в истории русской высшей театральной школы началась подготовка квалифицированных актеров-кукольников. В рамках юбилейных мероприятий в январе уже прошла XX Лаборатория «Драматургия — новые имена», представившая новые пьесы для театра кукол. С 15 по 25 октября будет проходить всероссийская конференция «Профессиональному обучению кукольников — 60 лет» и серия мастер-классов. В сентябре 25-летие отметит мастерская С. Я. Спивака. 28 ноября отпразднует 30-летие мастерская В. М. Фильштинского. В планах РГИСИ в октябре и ноябре — проведение фестиваля «ALMAMATER — петербургские театры — юбилею театральной школы», который ¬объединит спектакли разных театральных коллективов города, созданные и исполняемые выпускниками института.
Н. В. Пахомова рассказала о двух образовательных проектах, которые будет реализовывать РГИСИ. Первый из них — набор курса артистов совместно с киностудией «Ленфильм» (мастер — Алексей Викторович Козлов). Это начинание активно поддержала А. Р. Мельникова: «Когда студент или выпускник театрального института приходит на съемочную площадку, он зачастую не ¬знает, что делать. Дети должны сниматься. Симбиоз идеально преподаваемого театрального искусства и навыков работы в кино — это замечательно». Н. В. Пахомова напомнила, что когда-то институт назывался ЛГИТМиК — Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, но потом чуть «отошел» от кино, сейчас же надеется вернуться к этому направлению подготовки специалистов. Второй образовательный проект — набор курсов художников-технологов совместно с Малым драматическим театром — Театром Европы.
На пресс-конференции впервые были официально объявлены имена педагогов, которые в 2019 г. будут проводить набор в актерские мастерские: обучение по направлению «актерское искусство» начнется в мастерских А. Д. Андреева, Л. В. Грачёвой, А. М. Зеланда, А. Б. Исакова, А. И. Кладько, В. В. Норенко.

Международная деятельность института

Н. В. Песочинский рассказал о международных проектах РГИСИ, который является соучредителем Всемирной ассоциации театрального образования и Европейского союза театральных школ и академий. В этом году в РГИСИ состоится выпуск курса молодых артистов из Китая, которые обучаются по уникальной программе «2 + 2», спе¬циально разработанному РГИСИ совместно с Центральной академией драмы. Первые два года студенты проводят в Санкт-Петербурге, следующие два — в Пекине и в результате обучения получают дипломы двух вузов. Летом институт организует летнюю школу Stanislavsky. Reload («Станиславский. Перезагрузка») на английском языке. Планируется, что проводить занятия будет команда педагогов 51-й мастерской В. М. Фильштинского. «Мы покажем, что методика Станиславского — это не что-то архаичное, а прекрасно работающая для современного театра методика», — заявили педагоги. В октябре и ноябре РГИСИ станет школой-хозяйкой молодежной части Международной театральной Олимпиады, которая пройдет в Петербурге. Представители шести театральных школ, входящих в состав E:UTSA (Европейский союз театральных школ и академий), проведут презентации своих школ, мастер-классы, ¬объявят о совместных проектах. Представители каждой из школ поедут в один из региональных центров России (Казань, Екатеринбург, Псков, Новгород и др.), для того чтобы установить контакт с местными школами, воспитывающими театральных специалистов.

Реставрация и ремонт
Отдельной темой пресс-конференции стали планы по реставрации и ремонту зданий вуза. Летом 2019 г. пройдет ремонт учебного корпуса на Моховой, 33–35: реставрация и ремонт фасада здания, аудиторий на втором и третьем этажах. Обновленным в октябре встретит зрителей Учебный театр «На Моховой». Здесь также будут проведены ремонт и реставрация фасадов театра, входной зоны и инженерных конструкций.
Главный корпус на Моховой, 34 в 2019 г. будет готовиться к реконструкции с реставрацией, запланированными на следующий год. В планах вуза также в 2019–2020 гг. начать капитальный ремонт общежития на ул. Опочинина, д. 8.

О методиках обучения и современном театре
Мы часто слышим от известных актеров и режиссеров, что успешная театральная жизнь складывается только тогда, когда ¬театр становится домом. Но все начинается гораздо раньше — с того момента, когда театральная школа открывает свои двери для студента-первокурсника. О том, как сделать так, чтобы студент не сломался, не потерял себя, много говорил С. Я. Спивак: «Обучение в институте очень сложное. Я думаю, что самое главное в обучении — это сделать все, чтобы студент остался в живых, чтобы осталась в живых его душа. Мне кажется, не надо ставить больших задач, потому что такие задачи всегда ломают человека. Мне кажется, что обучение должно вестись очень аккуратно и тактично. В наше время очень важно, чтобы артист, да и вообще любой человек, сталкиваясь со сложностями жизни, сумел остаться человеком. Пространство для человечности сужается, и поэтому человек, который верит в свет и добро, в благородство, — это редкость и ценность. Есть развитие ума, а у нас в театральном институте должно быть в первую очередь развитие души. Есть религиозная форма поднятия души, а есть светская форма, я часто говорю об этом в интервью. Почему мне интересно работать в Театральном институте? Мне интересно спасать души. Мне интересно снимать ржавчину современности, потому что душа человека не изменилась за все время, осталась такой же». С. Я. Спивак поделился также своими мыслями о том, каким должен быть современный театр: «Так как я занимаюсь йогой, мне нравится фраза моего учителя. Он говорит, что нужно уважать чужое таинство. Нужно уважать зрителя. Сейчас можно не уважать зрителя и быть выше зрителя, унижать его. Это считается настоящей работой: вскрыть зрителя как консервную банку и выбросить. Будущее же за театром созидания человека, строительства человека, иначе жить не стоит и работать в театре не стоит. Театр, ранящий и разрушающий человека, уйдет. В наших мастерских мы ведем разговоры о жизни и ее смысле. Когда актер выходит на сцену, он должен знать, зачем он вышел». С. Я. Спивак пожелал РГИСИ веры в то, что артисты и сегодня могут стать властителями дум и назвал петербургский театральный институт лучшим в мире — теплым, человечным, глубоким.
Мы надеемся, что все планы академии в этот юбилейный год, в Год театра, будут ¬реализованы на самом высоком уровне и что еще многие поколения выпускников Российского государственного института сценических искусств назовут эту альма-матер своим домом. И мы уверены в том, что все те, кто сегодня воплощают свои творческие идеи на сцене Учебного театра «На Моховой», уже завтра будут блистать на лучших мировых театральных сценах.

Елена Серебрякова
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~P5GJB