Театр кукол: магия одушевления

 
Фото: театр «Кукольный формат»

Фото: театр «Кукольный формат»

29 Марта 2019

Театр кукол: магия одушевления

«Мир кукольного театра — это невинность детства, его чистота и непосредственность, и мудрость философа. По своей удивительной простоте и одновременно по своей многозначности это — настоящая Вселенная таинственного и образного, загадочности и фантазии. Возникая в реальном времени и пространстве, театр кукол возвращает нашим душам истинную сущность…»
Капила Ватсяаян

Накануне Международного дня театра кукол, который отмечается 21 марта, в ТАСС (г. Санкт-Петербург) состоялась пресс-конференция, посвященная тому, какие стереотипы мешают широкой публике приходить в кукольный театр, а чиновникам — финансировать его; какой он — зритель современного театра кукол: только ребенок или еще и взрослый; какая литература становится драматической базой для спектакля, появляются ли в ней новые сюжеты, а среди ее авторов — новые имена, а также о том, что выделяет петербургскую школу кукольников в мире театра кукол.

Финансирование детского театра
Детский театр вообще и кукольный в частности играют значимую роль в театральной жизни Санкт-Петербурга, работая и для детей, и для взрослых, и для целых семей, и для отдельного зрителя. Среди петербургских театров кукол не только давно известные зрителю учреждения с богатой и долгой историей: и Большой театр кукол, и Театр марионеток им. Е. С. Деммени, отмечающий свое столетие, но и довольно молодые негосударственные театры, такие как «Кукольный формат» («KUKFO») и «Karlsson Haus», которые за довольно небольшой период существования сумели обрести своего зрителя и известность не только в нашей стране, но и за рубежом. Комитет по культуре оказывает содействие всем подведомственным кукольным -театрам, а также частным. «Подведомственные театры получают субсидии, но кроме этого существует замечательная программа, совместная с федеральным бюджетом, направленная на создание новых постановок и техническое оснащение детских театров. В этой программе участвуют и кукольные театры, получая примерно 25 процентов от общего финансирования. Субсидии по конкурсам получают и некоммерческие кукольные театры», — отметила начальник отдела исполнительских искусств и развития сферы культуры Комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Татьяна Орлова. В этом году на финансирование детских театров предусмотрено около 67 миллионов рублей, и к тому же ожидается, что, как и в прошлом году, будет назначено дополнительное финансирование. Директор Большого театра кукол (БТК) Александр Калинин отметил: «Мне кажется, что в последние два года на нас стали всерьез обращать внимание и правительство нашего города, и правительство страны. До этого мы жили в вечных сложностях, нехватке финансов. Я благодарен, потому что мы теперь понимаем, как планировать и жить дальше. Это для нас очень важно. И самое главное — наконец услышали то, что мы давно говорили: с детского театра начинается любой театр. Если мы сегодня не поднимем уровень культуры наших детей, не займемся ими, то завтра будет поздно». Режиссер и художник театра «Кукольный формат» Анна Викторова рассказала о том, что жизнь негосударственного кукольного театра всё же остается довольно непростой: «Мы развиваемся, больше ездим, ставим больше спектаклей. Однако мы не государственный театр, мы расположены в жилом помещении, у нас маленькая сцена и никаких подсобных помещений. Приходится рассчитывать только на себя, и потому мы очень благодарны городу за то, что он нас поддерживает. Мы сами выбрали эту дорогу, и у нас очень хороший зритель — и дети, и взрослые». Ее мнение поддержала и директор театра «Karlsson Haus» Анна Пивинская: «Жизнь частного театра — ежедневная борьба за существование. Спасибо городу за поддержку частных театров, без нее нам было бы сложнее жить и развиваться. Хочется приглашать хороших режиссеров, не экономить на декорациях, делать проекты, у которых нет цели позволить театру заработать, которые руководствуются желанием улучшить ситуацию в целом в отношении театра кукол и работы с детьми».

Новые фестивали
Достаточное финансирование позволило театрам кукол расширить свою фестивальную деятельность. К примеру, с 2014 г. Большой театр кукол проводит фестиваль «БТК-ФЕСТ: Театр актуальных кукол», главная задача которого — познакомить публику с актуальными формами театра кукол, отражающими общемировые тенденции развития этого искусства, представить его как театр практически неограниченных возможностей. В этом году фестиваль пройдет в начале ноября. А совсем скоро, в дни весенних школьных каникул, в Петербурге впервые пройдет новый фестиваль Большого театра кукол — «Маленький сложный человек», которому его организаторы пророчат такую же успешную судьбу, как и фестивалю «БТК-ФЕСТ». Начальник отдела развития БТК Наталья Сергеевская рассказала, что фестиваль вырос из другого важного и нужного проекта — лаборатории «БТК-ЛАБ» под руководством главного режиссера БТК Руслана Кудашова. Это новая лаборатория для молодых режиссеров и актеров, целью которой является пополнение репертуара Большого театра кукол постановками по новой детской литературе. Организаторы фестиваля справедливо утверждают, что детский репертуар большинства театров кукол в основном состоит из классических произведений: «Колобок», «Муха-Цокотуха», «Рикки-Тикки-Тави», «Айболит», «Бармалей» и т. д. Между тем существует огромный пласт качественной современной детской литературы, который еще не открыт театральному зрителю. Именно поэтому БТК задался целью рассказать маленьким зрителям новые увлекательные истории. Молодые режиссеры — участники лаборатории в течение десяти дней создают эскиз нового спектакля, и некоторые из таких эскизов впоследствии дорабатываются и входят в репертуары театров. Спектакль «Мой дедушка был вишней» (реж. Иван Пачин), продукт этой лаборатории, сейчас яв¬ляется настоящим хитом в репертуаре БТК. На фестиваль «Маленький сложный человек» организаторам удалось привезти интересные спектакли из других городов и стран: спектакль Клайпедского театра кукол (Литва) «Приключения кролика Эдварда», спектакль Няганского театра юного зрителя «Я есть» (Нягань, Россия) по пьесе, которую написали обычные школьники, посвятив ее проблемам современных подростков, т. е. собственным проблемам и вопросам. Спектакль Архангельского областного молодежного театра «Папа встретит меня в L. A.» — настоящий хоррор для подростков в духе Хичкока. Помимо спектаклей ожидается большое количество лекций, дискуссий для детей. Важной частью фестиваля является соревнование эскизов будущих спектаклей, будут представлены три спектакля в постановке молодых профессиональных режиссеров, а три — в постановке студентов. Это своеобразная ярмарка работ, где каждый директор или художественный руководитель театра сможет присмотреть себе что-нибудь для включения в постоянный репертуар.

Стереотипы
Участники конференции поговорили и о стереотипах, связанных с театром кукол, которые до сих пор удерживают зрителя от прихода туда. Одним из средств борьбы с целым букетом стереотипов как раз и являются такие фестивали. Что же думает обыватель о кукольном театре? Это только для детей, это скучно, искусственно и нелепо. Современный театр кукол всеми силами борется с этими предубеждениями. К тому же он весьма разнообразен: это и традиционный, и новый, и теневой театры; есть многочисленные техники и виды кукол. Александр Калинин начал разговор на непростую тему предвзятости так: «Мы боремся со стереотипами в отношении детского театра, хотим работать не только для себя, а так, чтобы это было интересно, креативно, вызывало широкий интерес. Мы все время обделены вниманием, хотя и заняты благородным делом — пытаемся привить нашим детям интерес к литературе, искусству, театру». Театры кукол работают и со взрослым репертуаром, к примеру в БТК есть такие спектакли для взрослых, как «Мы» по антиутопии Евгения Замятина, «Polverone» («Солнечная пыль») по произведению Тонино Гуэрра, «Екклесиаст», «Башлачёв. Человек поющий», «Бродский. Ниоткуда», «Высоцкий. Requiem»; в театре «Кукфо» есть спектакли «Ошибка студента Раскольникова», «Пиковая дама», «Всадник Cuprum» и, наконец, спектакль для всей семьи о старичках и старушках «Птифуры», который вошел в список номинантов фестиваля «Золотая маска». Театр «Karlsson Haus» работает со взрослым репертуаром только последние три года, и тем не менее результатом этой работы стал популярный спектакль «Ваня» — лауреат многочисленных театральных конкурсов. Другие взрослые спектакли театра — «Биография», «Блаженный остров», «Одиссей», «Wanted Hamlet». Анна Пивинская рассказала, что большой победой и ответственностью стало приглашение театра «Karlsson Haus» на Всемирный кукольный фестиваль в городе Шарлевиль-Мезьер (Франция) (Festival Mondial de Marionnettes de Charleville-Mézières). Театр участвует в фестивале с тремя спектаклями: «Ваня», «Биография», «Честное слово».
«Наша общая задача — привести человека в театр. А в театре кукол — своя специфика и стереотипы, которые не позволяют театралам прийти к нам, нам надо пробиваться. Только живые настоящие театры, которые производят интересные для зрителя спектакли, могут разрушить стереотипы зрителя о кукольном театре. Увы, много театров делает спектакли не очень высокого уровня, а хочется, чтобы настоящего было больше. Независимые живые коллективы позволяют привлечь зрителя в театр кукол», — сказала Наталья Сергеевская. Александр Калинин подытожил разговор о проблемах театра кукол, сказав, что представители любых театральных профессий — фанатики, а кукольники — фанатики в квадрате. Именно поэтому надежда на то, что зритель найдет дорогу в театр кукол, имеет под собой весьма веские основания.

Дополнительное образование
Одна из основных проблем современного российского театра кукол — нехватка дополнительного образования, утверждает Анна Пивинская. «Существует безумное количество разных проектов в драматическом театре, в танце, но для кукольников практически ничего подобного нет, а то, что есть, — не всегда надлежащего качества, — говорит она. — А если и достойного качества, то всё равно в таком количестве, что этого явно недостаточно». Для ликвидации этой образовательной лакуны театром «Karlsson Haus» реализуется уникальный -проект — Международная летняя лаборатория фигуративного театра, которая, по мнению организаторов, воспринимается профессиональным сообществом как глоток свежего воздуха. В этом году сроки ее проведения — с 1 по 28 июля. Лаборатория состоит из 4 проектов, каждый из которых осуществляется под руководством одного мастера — режиссера-педагога, который работает нетрадиционно и интересно. В течение четырех недель каждый педагог по неделе занимается с участниками лаборатории и рассказывает о своем методе. В этом году в качестве режиссеров-педагогов приглашены мастера из Нидерландов, Бельгии и России. Для проведения отдельных лекций, занятий, упражнений каждый мастер приглашает специалистов из любых смежных областей — от лекторов по истории города до хореографов и преподавателей по сценической речи. Участники лаборатории отбираются на конкурсной основе, о востребованности проекта говорит то, что на сегодняшний день подано уже более 160 заявок.
«Мы приветствуем любые форматы дополнительного образования. В драматическом театре проводится большое количество мероприятий, направленных на то, чтобы стимулировать актеров, режиссеров, художников к творческой деятельности. В театре кукол этого практически нет», — заявила Анна Пивинская. Организаторы лаборатории считают, что студенты не всегда могут позволить себе поехать в другие города и страны, чтобы посмотреть работы именитых режиссеров, узнать новые тенденции в театре кукол, поэтому привлекать мастеров к работе лаборатории — правильный путь для дополнительного образования кукольников.

Петербургская школа кукольников
В этом году факультет театра кукол Российского государственного института сценических искусств (РГИСИ) отмечает 60-летие. Важнейшей частью работы главного режиссера БТК Руслана Кудашова является творчество его мастерской — молодой труппы Большого театра кукол, сформировавшейся из выпускников его актерского курса (2006−2011 гг.), набранного при Большом театре кукол совместно с факультетом театра кукол РГИСИ. Одной из главных задач обучения стало развитие авторского мышления; воспитание не просто актера, но кукольника в первоначальном значении этого слова — актера, режиссера, художника, технолога в одном лице. Недавно Русланом Кудашовым был набран и совместный режиссерский курс (2016−2021 гг.). Александр Калинин рассказал: «Обучить курс и в полном составе взять его в театр — дорогого стоит. Сейчас будущие режиссеры театра кукол обучаются уже на третьем курсе. И мы ведем переговоры с РГИСИ о том, чтобы был набран новый совместный актерский курс. Можно сказать, что это наша стратегическая цель».

Чего же сейчас не хватает театру кукол? Финансирования, поддержки инициатив со стороны правительства города и страны или частных спонсоров, информационной поддержки СМИ, дополнительных образовательных программ. Всё это помогло бы сломить предубежденность зрителя и привести его в театр кукол — то место, которое возвращает нашим душам истинную сущность.

Евгения ЦВЕТКОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~CNBI7