СовершенноЛЭТИе

 

9 Июля 2018

СовершенноЛЭТИе

Отчего же не поиграть с любимым словом — ведь и в самом деле наш Академический хор ЛЭТИ звучит как совершенный инструмент, как достигший совершеннолетия многоголосый ансамбль. Еще бы, в этом году мы отмечаем 110 лет от рождения хорового кружка в Училище почтово-телеграфного ведомства! Этот кружок основал в 1908 г. Яков Васильевич Прохоров, ученик Н. А. Римского-Корсакова. Но новая жизнь хора ЛЭТИ началась спустя еще полвека, когда в 1953–1954 гг. его возглавил Григорий Иванович Беззубов. А в 1957–1958 гг. пришел Александр Иванович Крылов…

В ЛЭТИ действительно правила (и правит по сию пору!) красота. Да и сама эта летящая сквозь лета аббревиатура ЛЭТИ — одна из немногих уцелевших от прежних времен. Не легендарная ли «Весна в ЛЭТИ» ее сохранила?
Я вспоминаю ЛЭТИ, который окончил в 1957 г., с благодарностью как наш Лицей, как несравненный университет. Институт тогда так не назывался, но был по сути университетом — не только техническим, но и гуманитарным. Впору вспомнить Нильса Бора: «Ваша гипотеза недостаточно безумна (по другой версии: недостаточно красива), чтобы быть верной». Недаром же квадривиум — повышенный курс светского образования в Древней Греции — включал, наряду с арифметикой, геометрией и астрономией, также и музыку.
Увлекшись, я процитировал фрагмент своей статьи десятилетней давности. Но ведь история (если ее не переписывать с переменой погоды!) не меняется, и потому продолжу цитирование. У нас в ЛЭТИ был свой оркестр во главе с блестящим музыкантом Анатолием Бадхеном. Был класс сольного пения — занятия в нем вела Ольга Владимировна Евдокимова, в юные годы певшая на одной сцене с Шаляпиным в Народном доме (мне посчастливилось работать в ее классе концертмейстером). Молодой Наум Бирман — его имя скоро зачастит на афишах — принял под начало театральный коллектив. Нашей «Зеленой лампой» — литературным кружком — руководил поэт¬-фронтовик Игорь Ринк. С приходом в 1957 г. главного хормейстера Александра Ивановича Крылова наш хор стал одним из ведущих коллективов города, рядом с возглавлявшимся им же хором Технологического института и университетским хором во главе с Григорием Сандлером. Уже в 1959 г. хор ЛЭТИ занял первое место на конкурсе студенческих хоров. Виниловый диск фирмы «Мелодия» запечатлел хор студентов-электротехников, поющих шедевры мировой классики от барокко до современности, народные песни…
В перестроечные годы хор переживал не лучшие времена. Именно тогда на переломе тысячелетий студенческий коллектив приняла в свои руки Елена Леонидовна Касьянова, едва окончившая Университет культуры и искусств. По ее словам, она мечтала работать с хором ЛЭТИ, услышав однажды его выступление. «Совместными усилиями, — вспоминает Е. Л. Касьянова, — шаг за шагом мы возрождали былую славу хора, и через несколько лет его, как и прежде, стали называть “консерваторией ЛЭТИ”».
Отчетный концерт хора, состоявшийся 2 июня в актовом зале Университета «ЛЭТИ», собрал его друзей, ветеранов и доставил подлинную радость слушателям. О серьезности художественных притязаний хора заявляло первое же исполненное произведение — мотет «Ubi caritas et amor» Мориса Дюруфле, французского композитора ХХ в. Тихому молитвенному пению григорианских хоралов контрастировало громогласное рахманиновское «Слава Отцу единородному» из «Литургии Иоанна Златоуста». Восхитили мощное органоподобное звучание голосов, тщательно выверенная дикция, совершенная певческая артикуляция, богатство оттенков piano и forte — все говорило о скрупулезной репетиционной работе.
Русскую духовную музыку представили также хоры «Свете тихий» Павла Чеснокова, «О, всепетая мати…» («Величание Богородицы») из «Песнопений и молитв» Георгия Свиридова. Хоровой концерт Александра Архангельского «Помышляю в день страшный» явился своеобразным «мостиком» ко второму — светскому разделу концертной программы.
Современные хоровые аранжировки, трактующие хор как оркестр, — будь то обработки народных песен или транскрипции инструментальных пьес — в полной мере раскрыли богатство выразительных возможностей хора, палитру красок и динамических нюансов, используемых дирижером коллектива. Это и «отечественные» частушки в обработке Олега Коловского, и народные песни — английская «Sing a Song» в обработке Джона Раттера, филиппинская «Rosas pandan». Это и шлягер «Besame, besame mucho» Консуэлы Веласкес, и «Неаполитанская песенка» Чайковского в виртуозных аранжировках Михаила Серкова. Это популярная «Рамочка» Ренарса Кауперса — вокалиста известной латышской группы «Prata Vetra» — рядом с пронизительной «Вечерней музыкой Валерия Гаврилина из хоровой симфонии “Перезвоны”». Сочинения петербургских композиторов — вообще постоянная часть репертуара хора. Вот и на этот раз исполнялась хоровая миниатюра Сергея Екимова «Сегодня ты придешь». Трогательным приношением памяти недавно скончавшегося ректора ЛЭТИ (с 1998 по 2009 гг.) Д. В. Пузанкова прозвучал хор Мераба Парцхаладзе «Плачут свечи».
Академический хор ЛЭТИ под руководством Елены Касьяновой только что вернулся из Кракова, где выступил с программой, о которой я веду речь. Коллектив завоевал звание лауреата Международного конкурса сразу в двух номинациях — за исполнение духовной музыки и среди больших смешанных хоров. Поздравляем с победой и еще раз с совершенноЛЭТИем!

Иосиф РАЙСКИН,
главный редактор
газеты «Мариинский театр»,
студент 226-й группы факультета
электронной техники ЛЭТИ
(1952–1957 гг.)
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gYZJf