Россия и Запад. Перспективы диалога

 

6 Июля 2018

Россия и Запад. Перспективы диалога

В конце учебного семестра в рамках взаимодействия с Международным общественным Фондом культуры и образования лектор Санкт-Петербургского центра гуманитарных инноваций, кандидат культурологии Нина Владимировна Рудская прочитала студентам Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) лекцию на тему «Россия и Запад: истоки антагонизма и перспективы выстраивания межкультурного диалога в новейших реалиях XXI века». В ней были затронуты такие вопросы, как информационные войны в современном мире и духовное обновление России. «А в чем смысл духовности?» — такой вопрос задали студенты лектору.

«Духовность — это не только отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов. Это прежде всего стремление к внутреннему совершенствованию, к высоте духа», — ответила Нина Владимировна. Однако, по ее же словам, великий русский философ Иван Ильин духовность трактует иначе. Для него духовность — предстояние перед высшим идеалом, то есть нравственность — это основа любой культуры, которая является исторически накопленным духовным опытом человечества. В современном мире одним из индикаторов проверки на наличие или отсутствие нравственности в обществе является экономика, потому что до XVII в., до века Просвещения, до того момента, когда Западная Европа пошла по пути апостасии — отступничества от христианства, говорили не об экономике, а о хозяйствовании, которое предполагало этику достаточности. Суть этики достаточности: богат не тот, у кого много, а тот — кому хватает.
Российская дореволюционная ежедневная политико-экономическая и литературная газета «Биржевые ведомости», выходившая в Петербурге с 1861 по 1881 г., имела девиз: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Это выражение стало лозунгом для русского купечества, что в значительной степени отличалось от протестантской нравственности и этики.
В России в отличие от Западной Европы добро и красота всегда были абсолютными ценностями. Нравственность всегда была единым целым, что давало возможность человеку воспринимать мир в его многообразии. Влиятельный русский публицист и литератор Михаил Катков еще в XIX в. писал, что помимо прав и свободы, которые имеет западный человек, у русского человека есть еще долг. И если западному человеку свобода нужна была от чего, то для русского — для чего. В своей работе «Россия и Запад» великий русский поэт Фёдор Тютчев утверждал, что Запад никогда не простит России ее величия, ее первенствующего места в многомиллионной славянской семье, права ее последнего решающего слова в конечных судьбах западного мира. По Тютчеву, без веры в Бога невозможны нормальное развитие, гармоничный ум и подлинная жизнеспособность личности, общества, государства, ибо именно вера в Бога удовлетворяет глубинную, более или менее осознанную потребность человека в обретении не теряемого со смертью смысла жизни, благодаря ей естественно укрепляются духовные начала и утверждается высшая нравственная норма бытия. И сегодня в мире, в котором размываются христианские ценности, мы легко можем наблюдать, что те явления, которые еще совсем недавно мы считали пороками, на Западе возводятся в социальную норму. В этой связи Россия как правопреемник великой византийской культуры вынуждена противостоять разрушительной силе западной цивилизации, которая, тянет мир на дно. По словам Фёдора Михайловича Достоевского, «тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей».
Переход от христианства к атеизму — переход от Бога к дьяволу, уход от хри¬стианских ценностей — прямой путь в Содом и Гоморру. Обо всем этом и о многом другом в противостоянии России и Запада мы узнали из очень интересного выступления кандидата культурологии Нины Владимировны Рудской.

Анна АЩЕУЛОВА,
Высшая школа печати
и медиатехнологий СПбГУПТД
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mmy4o