Риск — благородное дело - Информационный портал

Риск — благородное дело

 

2 Ноября 2015

Риск — благородное дело

Петербургский международный инновационный форум стал прекрасной площадкой, на которой представители науки, бизнеса и производства обсудили разнообразные вопросы успешного взаимодействия. Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого при поддержке Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга, бизнес-инкубатора «Ингрия», ООО «Центр международной торговли Санкт-Петербурга» и ЗАО «Аналитик» провел Межрегиональную биржу интеллектуальной собственности: были представлены проекты в области машиностроения, приборостроения и материалов, а также в области информационных технологий, медицины и биотехнологий. Переход экономики на инновационную социально-ориентированную модель развития возможен при условии подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых заниматься внедрением инноваций, а это, в свою очередь, зависит от согласованного взаимодействия структур власти, бизнеса и образования. Этой проблеме в разных аспектах были посвящены многие круглые столы и дискуссии.

Так, например, на круглом столе «Новые форматы кооперации вузов с промышленностью: требования и условия индустриальных партнеров» (организаторы — фонд «Центр стратегических разработок “Северо-Запад”» и СПбПУ) А. И. Боровков, к. т. н., проректор по перспективным проектам СПбПУ, рассказал об Институте передовых производственных технологий, созданном в Политехе в феврале нынешнего года. Институт как перспективный проект должен выполнять задачу, поставленную перед инженерным образованием, а именно готовить квалифицированные кадры, компетенции которых отвечают современным требованиям. По мнению А. И. Боровкова, сегодня выпускники должны уметь проектировать и решать конкретные технические задачи. Институт передовых производственных технологий концентрирует свое внимание на 3 основных направлениях: обеспечение помощи производственным предприятиям и создание конкурентоспособной продукции нового поколения, импортозамещение высокотехнологичной зарубежной продукции, увеличение доли экспорта отечественной продукции и услуг. В планах создание совместных структурных подразделений с более консервативными институтами. «Мы учим тому, что нужно промышленности», — отметил в своем выступлении А. И. Боровков.
Презентация вызвала большой интерес у присутствующих на круглом столе представителей предприятий отраслей промышленности, использующих передовые производственные технологии. С. Г. Кукушкин, заместитель генерального директора по управлению персоналом АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнёва, заявил о готовности сотрудничать с СПбПУ. В своем докладе он отметил условия, которые формируют требования к качеству подготовки выпускников: наукоемкая продукция, сложный технологический процесс, современное оборудование. С АО «ИСС» сотрудничает 16 российских вузов, среди которых есть и петербургский БГТУ «ВОЕНМЕХ», теперь к этому конгломерату присоединится Политех. Формат работы с вузами, выбранный учреждением, — это сетевые образовательные программы, позволяющие студентам обучаться в разных вузах-участниках.
О возможных формах сотрудничества ИППТ с НПО «Сатурн» рассказал директор по инновационному развитию Д. С. Иванов. Он отметил, что во всем мире наблюдается уход от «железа» к виртуальным услугам, сегодня наиболее актуальной формой производства являются виртуальные фабрики, на которых можно производить самые разнообразные продукты. Д. С. Иванов считает продуктивным форматом сотрудничества создание консорциума, объединяющего компании-партнеры, базовые и головной институты.
Не менее интересной и продуктивной оказалась дискуссия «Инновационная экосистема региона: роль вузов, корпоративных университетов и онлайн-образования» (организатор — Северо-Западный институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации). Беседу начал В. А. Шамахов, ректор СЗИУ РАНХиГС, объяснив, что такое инновационная экосистема: «Инновационная экосистема — это совокупность субъектов, взаимодействующих в процессе коммерциализации инноваций, и их взаимосвязи, аккумулирующие человеческие, финансовые, политические и иные ресурсы для интенсификации и оптимизации обеспечения эффективности коммерциализации инноваций», другими словами, под инновацией подразумевается «процесс трансформации идеи в рыночный продукт или сервис, который требует множества коллективных усилий всех участников». Таким образом, понятие инновационной экосистемы соответствует понятию экономики знаний, где под экономикой знаний подразумеваются отрасли, которые необходимо развивать, — наиболее прогрессивные и перспективные. По мнению В. А. Шамахова, в нашем городе уже достаточно хорошо сформирована среда для развития инновационной экономики, действует около 13 бизнес-инкубаторов и технопарков, и поэтому постепенно должен осуществляться переход от экстенсивного развития к интенсивному, качественному. Роль образовательной среды в этом процессе сложно переоценить, потому что именно вузы отвечают за подготовку кадров. Конкурентоспособные выпускники должны обладать фундаментальными знаниями и современными компетенциями. Сегодня задача классических университетов — дать качественное образование и широкий набор компетенций, учитывать требования рынка труда и личностные характеристики обучающихся и формировать их жизненные установки. Преподаватели, по мнению В. А. Шамахова, должны находиться в партнерских отношениях со студентами, быть открытыми. Одна из возможных составляющих образовательной парадигмы — корпоративные университеты. О Корпоративном университете ОАО «РЖД» рассказал Д. Р. Каюмов, директор петербургского филиала. Д. Р. Каюмов сравнил корпоративный университет с мини-бизнес-школой, которая занимается развитием у сотрудников компетенций, необходимых отрасли в данное время. Например, сегодня это подготовка управленческих кадров. В. А. Шамахов согласился, что, чтобы соответствовать требованиям рынка труда, нужно приобретать как можно больше дополнительных компетенций.
Эту тему продолжил председатель Комитета по труду и занятости населения правительства Санкт-Петербурга Д. С. Чернейко: «Главное — научиться учиться… Нужно менять систему образования, делать ее ориентированной на диалоговый режим, на новые производства, на нового работодателя, на совершенно новые технологии, не забывая, конечно, что фундаментальное образование является основой всего». В заключение дискуссии В. А. Шамахов призвал аудиторию «не бояться рисков, а управлять рисками».

Ксения ИВАНОВА
Источник:  http://nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~wnEhZ