Первая серия учебников для военных вузов - Информационный портал

Первая серия учебников для военных вузов

 

30 Сентября 2015

Первая серия учебников для военных вузов

В настоящее время происходит динамичное развитие системы высшего военного образования. Она становится все более современной, многоуровневой и инновационной.

Высшая военная школа является важнейшим инструментом формирования кадрового потенциала Вооруженных сил Российской Федерации. Именно она играет ведущую роль в профессиональной подготовке, переподготовке и повышении квалификации офицерских кадров, воспроизводстве военно-педагогических и научных кадров. Высокая значимость высшей военной школы подчеркивается тем, что в Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ в 2014 году, повышение качества подготовки кадров и военного образования, а также наращивание военно-научного потенциала отнесено к одному из трех основных приоритетов развития военной организации государства.
Беспрецедентными назвал показатели конкурса и набора обучающихся в военные вузы в 2015 году статс-секретарь — заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Н. А. Панков. Существенно вырос в последние три года набор молодежи в военные вузы. Так, если в 2009 году в военные вузы были приняты около 2 тысяч человек, а в 2010 — лишь несколько сотен, то уже начиная с 2013 года набор курсантов стал весьма масштабным — в среднем от 11 до 14 тысяч человек в год.
Несомненно, что современной высшей военной школе России преподавателям и обучающимся нужны и соответствующие современным требованиям учебники. В военных вузах велась и ведется серьезная работа по подготовке и выпуску учебников и учебных пособий, разработанных учеными, преподавателями военных вузов. Однако значительная их часть выпускалась локально в том или ином вузе, печаталась как внутреннее издание в вузовских типографиях и являлась доступной только непосредственно внутри конкретного вуза. Кроме того, по целому ряду дисциплин, в частности гуманитарных и социально-экономических, основной массой учебной литературы, по которой осуществлялось обучение и которая была представлена в библиотеках военных вузов, являлись учебники и учебные пособия, выпущенные для гражданских вузов и при всей своей научности и качестве разработки не отражающие в своем содержании специфики подготовки офицерских кадров, военных аспектов учебных дисциплин. При этом в конце 90-х годов XX — начале XXI века практически не производился (в частности, по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам) централизованный выпуск специализированных учебников для военных вузов, имеющих межвузовский характер, отражаю­щих обобщенные взгляды военных ученых и педагогов военных вузов на содержание учебных дисциплин и методику их преподавания в высшей военной школе. Кроме того, отсутствие базовых учебников по учебным дисциплинам для военных вузов в определенной степени сдерживало и развитие военных отраслей науки, поскольку по целому ряду дисциплин, в частности по военной педагогике, последние фундаментальные учебники выходили еще в советский период истории, и, несомненно, требовалось обобщение современных достижений в той или иной военно-научной области. Таким образом, к началу второго десятилетия нашего тысячелетия для представителей санкт-петербургской высшей военной школы стала очевидной необходимость объединения усилий ученых, преподавателей военных вузов для разработки и выпуска учебников по гуманитарным дисциплинам, которые бы отражали содержание учебных курсов, читаемых по этим дисциплинам в военных вузах. Следует, конечно, заметить, что во многом этому способствовало существенное сходство учебных программ по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам, изу­чаемым в различных военных вузах, а также имевшиеся контакты между представителями родственных научных направлений и кафедр военных вузов Санкт-Петербурга и ряда других городов. В значительной степени в основе сложившегося в дальнейшем тесного взаимодействия и совместной плодотворной работы над учебниками лежали усилия военных педагогов трех военных академий — Военной академии связи, Михайловской военной артиллерийской академии и Военно-космической академии. Особо хочу отметить существенный вклад, который внесли в процесс разработки учебников для военных вузов на его начальной стадии мои уважаемые коллеги из Михайловской военной артиллерийской академии — доктор педагогических наук, профессор С. В. Буг и кандидат педагогических наук, доцент К. А. Кисин. Также подчерк­ну значительную роль в становлении и продолжении работы над учебниками коллектива кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Военной академии связи, а также активное участие в дальнейшей работе над учебниками представителей гуманитарных и родственных кафедр Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии, Военной академии материально-технического обеспечения, Военно-морской академии, Военно-медицинской академии.
Особо следует отметить значительную поддержку и высокую заинтересованность издательского дома «Питер» в выпуске первого и последующих учебников по гуманитарным дисциплинам для военных вузов, сформировавших со временем уже серию учебников — «Учебник для военных вузов». Особой благодарности, несомненно, заслуживает руководитель проектной группы «Гуманитарная литература» издательского дома «Питер» Марина Сергеевна Трофимова, во многом благодаря усилиям которой эта серия учебников для военных вузов началась, получила свое развитие и, надеюсь, имеет перспективы на будущее.
Первым результатом совместных усилий стал выход в 2008 году учебника «Военная педагогика». Он был подготовлен коллективом преподавателей военных вузов Санкт-Петербурга:
Военной академии связи им. С. М. Будённого, Михайловской военной артиллерийской академии, Военно-космической академии им. А. Ф. Можайского, Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники (военного института), под редакцией О. Ю. Ефремова. В учебнике раскрывались основы педагогики, на основе современных достижений педагогической науки и опыта практической деятельности были рассмотрены проблемы теории и практики обучения и воспитания военнослужащих. Основное внимание в учебнике было уделено специфике и особенностям военно-педагогического процесса в Вооруженных силах Российской Федерации, практическим аспектам деятельности офицера по обучению и воспитанию подчиненного личного состава. Излагаются цели, задачи, принципы, методы и формы обучения и воспитания военнослужащих. Учебник рассчитан на широкий круг читателей: курсантов, слушателей, адъюнктов, преподавателей военных вузов, командиров, начальников, воспитателей, других должностных лиц и всех интересующихся вопросами военной педагогики. Проблематика военной педагогики в учебнике раскрывается на основе современных подходов к структуре и содержанию курса на базе достижений общей и военной педагогической и психологической наук. В основу его структуры положены требования к минимуму содержания военно-профессиональной составляющей учебной дисциплины «Психология и педагогика». Основной целью при этом является получение слушателями и курсантами военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации специальных педагогических знаний, необходимых для эффективного управления воинскими (трудовыми) коллективами, организации в них воспитательной работы и обучения военнослужащих.
Следует отметить, что учебник «Военная педагогика» был выпущен в соответствии с перспективным планом издания учебников для военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Ему был присвоен гриф: «Рекомендовано Учебно-методическим объединением высших военно-учебных заведений по образованию в области военного управления Вооруженных сил Российской Федерации по гуманитарно-социальным специальностям в качестве учебника для курсантов и слушателей высших военно-учебных заведений». Учебник по своему содержанию полностью соответствовал Федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования и квалификационным требованиям к военно-профессиональной подготовке офицерских кадров. Можно сказать, что в весьма короткие сроки учебник получил широкое распространение в военных вузах, был одобрен коллегами и в определенной степени стал базовым для изучения курсантами педагогики и военной педагогики. В 2011 году по итогам конкурса на лучшие научные работы, выполненные личным составом органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации, а также постоянным составом, адъюнктами и докторантами образовательных учреждений Министерства обороны в 2006–2010 годах, авторский коллектив учебника «Военная педагогика» был награжден премией министра обороны Российской Федерации. Учебник приобрели и библиотеки военных вузов Республики Беларусь и Республики Казахстан.
Успешный опыт издания учебника «Военная педагогика» вдохновил на продолжение подготовки к выпуску учебников по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам для военных вузов, сложившихся в серию, получившую название «Учебник для военных вузов», о которой вы прочтете в следующем номере газеты.

О. Ю. ЕФРЕМОВ
(Продолжение статьи читайте
в следующем номере газеты)
Источник:  http://www.nstar-spb.ru/
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~9qg6l