Быть или не быть физической культуре в вузах? - Информационный портал

Быть или не быть физической культуре в вузах?

 

15 Мая 2011

Быть или не быть физической культуре в вузах?

Санкт-Петербургский госуниверситет экономики и финансов собрал ведущих специалистов в области физической культуры и студенческого спорта — заведующих кафедрами более 50 государственных вузов Санкт-Петербурга, председателей спортивных клубов, научного сообщества, профсоюзов и спортивной общественности.

Тема разговора – перспективы развития физической культуры в вузах города в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения.

Еще помнится, с каким энтузиазмом вузы включились в «перестройку» физкультурного образования студентов. Все ждали, что отечественная физическая культура, построенная усилиями многих поколений на гуманистических принципах П. Ф. Лесгафта, по технологиям и ресурсному обеспечению рванет вперед, догонит в развитии Америку и Европу. Однако очень быстро стало ясно, что объявленное «ускорение» ведет к стремительному разрушению хорошо отлаженной системы физической культуры.

Стал обсуждаться вопрос: «А нужны ли вообще вузам кафедры физического воспитания?»
Во многих вузах эта дискуссия сопровождалась выведением дисциплины «физическая культура» из учебного плана,  разрушением инфраструктуры физической культуры, снижением качества учебного процесса, и главное — ухудшением физической подготовленности и здоровья выпускников. Финансирование работы кафедр физического воспитания по остаточному принципу, недопустимо низкая зарплата, отсутствие перспектив для профессионального роста и нормальных условий для работы стали причинами ухода с кафедр молодых специалистов.

Стандарт первого поколения
Принятый в 1995 г. ФГОС ВПО по предмету «Физическая культура» возник как антикризисный инструмент сохранения физкультурного образования. Стандарт стал сигналом для ректоров вузов, что нужно поддержать кафедры физического воспитания. По словам его разработчика Александра Минаева, в настоящее время заместителя директора Департамента развития системы физкультурно-спортивного воспитания Минобрнауки России, в документе был сфокусирован государственный заказ на развитие физической культуры в вузах.

Выполняя стабилизационные функции, стандарт отвечал на вопрос: «Быть или не быть физической культуре в вузах?» Были определены требования к содержанию и качеству учебного процесса, нормам физического развития студентов, видам контроля с учетом региональной специфики вуза, имеющейся спортивной базы и профессионализма кадров.

Стандарт второго поколения
ФГОС ВПО второго поколения (2001 г.) был нацелен на преодоление катастрофических последствий перестройки. Удручающие последствия демографического кризиса, неутешительные прогнозы антропологов, психологов, социологов, медиков на продолжительность жизни и здоровье нации стали стимулами для модернизации программ развития физической культуры России.

Учитывая слабые места первого стандарта, в него были внесены поправки, которые более четко прописывали новые целевые ориентиры работы кафедр физического воспитания. Оглушенные перестройкой преподаватели кафедр и члены их семей с облегчением вздохнули, не опасаясь более за завтрашний день.

Стало ясно в стандарте второго поколения, что физическая культура XXI века — это система, связанная с подготовкой специалистов для экономики и хозяйства, обороноспособности  государства для формирования здоровья нации. При лицензировании вузов начали учитываться критерии развития физической культуры в вузе. Главное достижение — выделение на физическую культуру 408 часов для проведения академических занятий на 1—4 курсах.

Перестройка работы кафедр по новому стандарту принесла свои плоды – наметилась положительная тенденция к росту физических кондиций и здоровья студентов, возросла роль студенческого самоуправления в развитии физической культуры, удалось сохранить преподавательские кадры.

Стандарт третьего поколения
Спустя шесть лет на заседании коллегии Минобрнауки России от 01.02.2007 г. был рассмотрен вопрос «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное  образование».
В 2011 году вузы окончательно перешли на 2-уровневую систему обучения по стандартам третьего поколения. Новый стандарт имеет благую цель – он ориентирован на прагматический заказ рынка труда к физической подготовленности выпускников вузов. Сверхзадачей обновления является творческое преображение учебного процесса, формирующее резервы здоровья студентов и обеспечивающее достижение общекультурных компетенций. Для этого выделяется 2 кредита (400 часов). Казалось бы, чего опасаться за будущее физической культуры?

Однако все перечисленное еще не является модернизацией и рывком в будущее. Физическая культура студентов, как и двадцать лет назад, не стала объектом инвестирования и инновационной деятельности. Физкультурное образование отстает от зарубежных аналогов по качеству, индивидуализации учебного процесса, наблюдается снижение интереса студентов к урокам физической культуры, нет хорошей, доступной студентам учебно-спортивной базы. Недавно торжественно открытый спорткомплекс студенческого межвузовского городка на Измайловском проспекте предоставляет услуги учащимся только за деньги (хотя и построен за счет федерального бюджета), вузовские спортсооружения тоже зачастую не по карману студентам.

Широко рекламируемые в печати «индивидуальный подход» к обучению, «мобильность», как и другие ноу-хау, на деле оборачиваются снижением требований к уровню физической подготовленности студентов.

Реальная практика быстро отрезвляет: в большинстве вузов Санкт-Петербурга и сегодня требования даже предыдущего стандарта не исполняются — учебные  занятия проводятся только на 1-м и 2-м курсах (в некоторых вузах — 1 раз в неделю).
Конечно же, эти весьма негативные «достижения» дают право сомневаться в успехе реформы.

 В этой связи удивляют негативные выступления в адрес физической культуры руководителей одного из ведущих вузов Санкт-Петербурга и то, что предмет «физическая культура» выведен из расписания этого учебного заведения. Впервые за более чем столетнюю историю существования вуза над кафедрой физического воспитания нависла реальная угроза закрытия. Но, как ни странно, это грозное предупреждение осталось незамеченным в СМИ, да и протестных заявлений от студентов и сотрудников кафедры мы не услышали.
Впрочем, эти проблемы далеко не главные. Сегодня приходится признать, что до сих пор не осмыслена общая философия развития физической культуры. Но как увлечь идеей развития нашей отрасли преподавателей, зарплата которых едва превышает 6–7 тыс. рублей? Неудивительно, что средний возраст преподавателей вузов сегодня превышает 56 лет.
Наконец, далеко не последним фактором в решении крайне острых для кафедр проблем является отсутствие какой-либо заинтересованности ректорского корпуса в развитии физической культуры. К сожалению, многие руководители вузов, которые несут прямую ответственность за здоровье и физическую подготовку студентов, не склонны что-либо менять. При этом нужно понимать, что кафедры физического воспитания не в состоянии влиять на ректорат.

Кажется, что даже манифест Президента Российской Федерации Д. А. Медведева, призывающий к обновлению физической культуры, укреплению здоровья нации, капитализации человеческих ресурсов, является недостаточным для начала конструктивной работы по коренной перестройке системы физической культуры студентов.
Чтобы переломить ситуацию, должно быть выполнено несколько условий. Необходимо всестороннее осмысление кризисного состояния физической культуры в вузах, осознание всеми ответственными лицами существующего положения дел в организации кафедр физического воспитания, их кадрого и материально-технического обеспечения, а также глубокое понимание со стороны государственных органов власти и спортивной общественности задач высшего образования России по воспитанию молодого поколения, здорового физически и духовно.

Новый стандарт дает шанс укрепить позиции кафедры физического воспитания, увеличить объем выделяемых средств на развитие физической культуры, на создание спортивной инфраструктуры, оснащение кафедр современным инвентарем и оборудованием. Остается нам начать его реально исполнять.

В. И. ГРИГОРЬЕВ, заведующий кафедрой физического
воспитания СПбГУЭФ, профессор

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~ykM3v


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время