Cтране нужны элитные специалисты — творцы новой техники - Информационный портал

Cтране нужны элитные специалисты — творцы новой техники

 

15 Мая 2011

Cтране нужны элитные специалисты — творцы новой техники

Лауреат охотно рассказал о том, какие специальности нужны новой России, и как их взрастить. А затем в качестве примера Евгений Иванович рассказал о перспективах развития космических технологий.

— Евгений Иванович, расскажите, пожалуйста, о вашей работе с молодыми учеными.
— Сегодня, когда обсуждается вопрос о реорганизации средней и высшей школы, необходимо прежде всего учитывать особенности потребностей страны в кадрах. В социальном смысле безусловно нужно обеспечить возможность молодежи бесплатно получить любое образование. Это относится и к средней, и к высшей школе. Но в последнем случае это более проблематично. Такой должна быть та социальная задача, которую мы обязаны выполнить.

— Однако если говорить о потребностях страны, то раз современная Россия встала на путь инновационного развития, следует прежде всего задаться вопросом: какими могут быть специфические требования к системе образования с позиции инновационных задач нашего государства?
— Чтобы выйти на передовые уровни техники и производства, нужно не повторять все зигзаги вслед за теми, кто сегодня идет впереди нас, а по возможности сокращать этот путь. Нужно идти наперерез, сокращая траекторию. В этом смысл инновационного пути развития.
Чтобы идти по этому пути, нам нужны не только менеджеры и экономисты, но прежде всего создатели новой техники — новые Поповы, Туполевы, Королёвы. А для этого помимо массового выпуска людей с высшим образованием необходимо, чтобы каждый вуз готовил элитных специалистов, которые ориентированы на научно-техническое творчество.
Как известно, творческие способности заложены генетически. Поэтому прежде всего надо обеспечить поиск талантов и условия для их развития. Ведь творческие способности проявляются чуть ли не с детсадовского возраста. Чтобы наша высшая школа выпускала специалистов, ориентированных на научно-техническое творчество, нужно искать таланты уже в старших классах школы, технических кружках, на конкурсах. Необходимо присматривать за ними, учить, а главное — воспитывать понимание, что счастье не в деньгах, в особенности для талантливых людей. Необходимо организовывать подготовку таких учащихся, которая гарантировала бы им поступление в вузы.
Но и в вузах одаренных людей надо учить по-другому. Сегодняшняя высшая школа в основном снабжает человека знаниями. Однако хорошая память не гарантирует, что, усвоив большой объем информации, человек непременно станет изобретателем. Есть даже определенный антагонизм между эрудитами и изобретателями. Сегодня главная проблема высшей школы — подготовка специалистов, способных мыслить творчески, инновационо.

— Есть ли в Петербурге такие вузы, которые имеют положительный опыт в подготовке изобретателей?
— В свое время в Политехническом институте для этого была создана, так называемая «система физтеха», подготовки творческих кадров для научных организаций. Нобелевский лауреат Жорес Алфёров успешно продолжает ее развивать. Рядом с Политехническим университетом построен лицей «Физико-техническая школа». Там готовят таланты для работы непосредственно в науке.
Нам нужно разработать аналогичную программу подготовки талантливых инженеров-изобретателей новой техники.
Положительный опыт имеется. В районах города есть энтузиасты, которые создают в школах кружки инженерного творчества. Из этих ребят и должны выходить наши таланты. Но общегородской программы не существует. Ее необходимо создать. Следует организовать тестирование молодежи, поиск одаренных людей, квалифицированную помощь в профессиональной ориентации через конкурсы, фестивали молодежного творчества.
В этом направлении энтузиасты ведут очень важную работу, но, к сожалению, она полностью лежит на их плечах. Почему-то в рамках Петербурга не ставится вопрос о поддержке одаренной молодежи. У меня есть мечта: с помощью этих энтузиастов из средней школы все-таки организовать единую городскую программу.
И речь идет даже не столько о финансировании, сколько об организационной помощи в таком воспитании подрастающего поколения.

— Что лично вы делаете в этом направлении?
— Как человек с опытом, я консультирую энтузиастов, пишу соответствующие книги, статьи. Регулярно к нам приходят школьники, мы показываем им роботы, рассказываем об их работе.
Наш народ по творческим способностям — уникальный. Связанно это с тем, что наше население — это «котел», где смешались различные народности. Это перемешивание порождает одаренность как национальную черту. Но эту нашу особенность нужно всячески поддерживать.
— Каковы на сегодня перспективы в освоении космического пространства?
— Если говорить об изучении космоса, то будущее за робототехникой. Это должна быть международная программа, как коллайдер и МКС. Космос необходим всему человечеству, и оно должно его исследовать сообща.
Научно-технической базой при изучении космоса является робототехника. Сейчас в ЦНИИ РТК создается очередной робот для МКС в помощь космонавтам. В перспективе есть три направления: дальний космос (свободно летающие роботы), ближний космос (освоение Луны, Марса и других планет), ближний к Земле космос (орбитальное обслуживание Земли).
Первая задача на сегодня — освоение Луны, потому что она является и хорошей стартовой площадкой для дальнейшего освоения космоса. Создание баз на Луне означает появление там роботов, которые могут друг друга ремонтировать, совершенствоваться, учиться и эволюционно развиваться, как мы с вами.

— То есть обладать искусственным интеллектом?
— Робот не обладает разумом, как человек. Но мы можем наделить его чисто профессиональным интеллектом, а затем и включить у него эволюционный процесс самосовершенствования. Осваивать Луну будут популяции таких роботов.
Развитие робототехники идет и по линии создания роботов разной размерности. Для космоса нужны большие роботы с длинными руками, для медицины — роботы миллиметровых размеров.

— Существует большое количество фантастических произведений, посвященных «восстанию машин». В случае эволюционирования роботов оно возможно?
— Писателям нужно о чем-то писать. Бунтов роботов не может быть. Это легко доказать. Какой бы ни был умный робот — это все равно машина. У него нет самосознания. Оно возможно только у живого человека, который смертен.

— В институте ведутся разработки по изу-чению и ликвидации радиоактивности. Как вы прокомментируете аварию на Фукусиме?
— В результате наших работ в Чернобыле в ЦНИИ РТК возник новый раздел робототехники — экстремальная робототехника.
В робототехнике считается, что на первом месте находится Япония. А когда у них произошел «маленький Чернобыль», то оказалось, что они к нему абсолютно не готовы. Япония была вынуждена закупить роботы в Германии, Италии. В свое время, когда произошла Чернобыльская авария, наша страна тоже закупила роботы на Западе, но они сразу же вышли из строя из-за радиации. По-
этому проблема ликвидаций последствий различных катастроф лежит в создании специальных роботов, которые были бы устойчивы и к радиации, и к другим экстремальным внешним условиям. В этом направлении в нашем институте ведутся серьезные исследования и разработки.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~s23Kb


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время