Искусство дуэта - Информационный портал

Искусство дуэта

 

19 Апреля 2011

Искусство дуэта

В пресс-службе СПбГУ сообщили, что великий композитор Родион Щедрин и звезда мирового балета Майя Плисецкая посетили университет по  приглашению декана факультета искусств и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Таким образом была продолжена традиция проведения открытых лекций известных деятелей искусства и науки в СПбГУ. Ранее в Актовом зале университета выступили испанский архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава Вальс и британский оперный режиссер Грэм Вик.

Встреча прошла в виде свободной дружеской беседы студентов с  Гергиевым, Плисецкой и Щедриным. Зал приветствовал их стоя продолжительными аплодисментами. Если в первые минуты после предложения задавать вопросы  все замерли от волнения и в зале повисла тишина, то ближе к завершению встречи стало понятно, что, к сожалению, всем желающим вряд ли удастся высказаться.

Что интересовало молодежь? Многое: как начиналась карьера великих мэтров, какими они были в юности. Студенты задавали философские вопросы о смысле жизни, судьбе, любви и благодарили за их искусство.

Майя Михайловна Плисецкая показалась очень трогательной, близкой, земной женщиной. Она призналась студентам, что ее судьба — это ее супруг, что амулетов у нее нет, так как вещи она часто теряет. Что касается  смысла жизни… Не так легко ответить на этот вопрос. Но уж точно, по мнению балерины, лучше жить, чем не жить, ведь в жизни так много интересного, а трудности создают сами люди. Майя Михайловна поделилась воспоминаниями о том, как снималась в кино с Юрием Яковлевым, как костюмы для нее создавал Пьер Карден, неустаревающий эталон вкуса и стиля. Балерина рассказала о своей первой роли боязливого гоминдановца Чан Кайши в «политическом» балете «Конференция по разоружению», поставленном Л. В. Якобсоном, талантом которого она может восхищаться бесконечно.
Родион Щедрин признался, что современные композиторы создают музыку, как и их далекие предшественники, — на заказ, что счастье не мешает творчеству, а, напротив, помогает создавать великие произведения искусства (пример тому — их более чем 52-летний союз). Конечно, были затронуты вопросы реформы художественного образования. Так, у композитора вызывает большие сомнения предложение учить балету с 15 лет, основанное на мнении, что якобы в этом возрасте ребенок может самостоятельно принимать решения по поводу своей будущей профессии. По мнению Родиона Константиновича, подобные действия могут привести к катастрофе. Здесь можно упомянуть тот факт, что звезда мирового балета Майя Плисецкая была отдана в хореографическое училище в возрасте 8 лет. Поводов для тревоги за культуру страны, по мнению великого композитора, к сожалению, предостаточно. Людей в повседневной жизни окружает «принудительная» музыка, низменная и агрессивная, которой сложно противостоять. Важно, чтобы руководители подавали пример молодежи, посещали концерты классической музыки. Обществу следует повернуться лицом к искусству,  ведь искусство—это лицо нации, ее авторитет, имидж. На вопрос, кого молодым музыкантам считать эталоном, Родион Щедрин ответил, что сейчас на Валерия Гергиева возложена серьезная миссия представлять нашу страну в мире, и это ему великолепно удается.

Маэстро Гергиев прекрасно справился и с ролью хозяина встречи. В своем безумном графике он нашел время между репетициями оперы «Мертвые души» Родиона Щедрина, чтобы пообщаться со студентами. Художественный руководитель Мариинского театра, отвечая на вопрос корреспондента газеты «Санкт-Петербургский музыкальный вестник» о гастролях в Москве, рассказал о балете «Анна Каренина» на музыку Родиона Щедрина, который поставил Алексей Ратманский. На фестивале «Золотая маска» в программе «Премьеры Мариинского театра в Москве» в роли Анны выступили  три балерины — Диана Вишнева, Ульяна Лопаткина и Екатерина Кандаурова. Каждая представила свой образ. По мнению Валерия Гергиева, показать только одно прочтение значило бы обеднить гастроли. Балет «Анна Каренина»  был выдвинут на «Золотую маску» в двух номинациях: «Лучший спектакль» и «Лучшая женская роль» (исполнительница главной партии Екатерина Кандаурова, молодая балерина с огромным потенциалом). Майя Михайловна Плисецкая участвовала в подготовке балета, помогала  советами. Это бесценный опыт для молодых артистов. Валерий Гергиев отметил, что  в настоящее время Мариинский театр уходит за круг известных названий. Невозможно, чтобы через 2—3 поколения артисты делали то же, что и 100 лет назад.  Поэтому Мариинский театр возвращает «Анну Каренину» в Россию и открывает ее миру: впереди зарубежные гастроли.

Полуторачасовая встреча была очень теплой и, как показалось всем присутствующим, короткой. Валерий Гергиев, Родион Щедрин и Майя Плисецкая спешили — репетиции, концерты, гастроли.
Надеемся, что СПбГУ продолжит традицию встреч с нашими талантливыми современниками.

СПРАВКА
Несравненная Майя Михайловна Плисецкая, советская и российская артистка балета, хореограф, писатель, актриса, народная артистка СССР,  обладательница многочисленных премий и наград. Она является  лауреатом Ленинской премии, премии Анны Павловой Парижской академии танца, премии «Триумф», премии «Российский Национальный Олимп», премии Принца Астурийского, Международной Императорской премии Японии, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (I—IV степеней). Плисецкая — солистка Большого театра в Москве. В ее творческой биографии также работа в качестве художественного руководителя Римского театра оперы и балета, а также Испанского национального балета в Мадриде.
С 1994 года она является председателем ежегодного Международного балетного конкурса, носящего имя «Майя».

Не менее значителен список достижений Родиона Константиновича Щедрина, советского и российского композитора, народного артиста СССР. Он — лауреат Ленинской премии, премии им. Д. Д. Шостаковича, Crystal Award, Грэмми; награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени за большой вклад в развитие музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность и императорским орденом Святой Анны III степени;  почетный член Международного Музыкального совета, Берлинской академии искусств, член-корреспондент Баварской академии изящных искусств; признан «Композитором года» Питтсбургского симфонического оркестра.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~gPg1G


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время