Когда в жизни много техники, театр особенно необходим - Информационный портал

Когда в жизни много техники, театр особенно необходим

 

19 Апреля 2011

Когда в жизни много техники, театр особенно необходим

— С момента создания студенческого театра в 1973 году вы являетесь его бессменным руководителем. Расскажите об истории создания театра.
— Студенческий народный театр Санкт-Петербургского института машиностроения как один из старейших коллективов страны принимает активное участие в театральном движении. Зародился коллектив как группа студентов, сыгравших веселый капустник «Божественная комедия». Представление понравилось зрителям, и нас стали приглашать на Ленинградский металлический завод, в дома культуры Ленинградской области, во ВТУЗ при заводе им. Лихачева в Москву, в Ленинградский концертный зал у Финляндского вокзала. Мы стали выпускать один за другим веселые спектакли, которые в период застоя в стране имели шумный успех. Поступили учиться в театральные вузы и училища Н. Алехов, А. Дружина, М. Осипов, М.  Гаврюшин, Е. Агрон и др. Каждый год приходили все новые и новые студенты, которые оживляли работу театра. Сегодня нам  38-й год. В театре уже не осталось ни одного человека из тех, кто играл в 1973 году, кроме руководителя. Каждые пять лет все, кто может, собираются на очередной юбилей театра. Приезжают актеры прошлых лет: режиссер Московского телевидения Алла Дружинина, из США — автор-исполнитель Сергей Арно, из петербургских театров приходят Юрий Сташин (Молодежный театр на Фонтанке) и Валерий Степанов («Балтийский дом»). Встречаются крупные инженеры и руководители машиностроительных заводов города и нынешние студенты. Жизнь студенческого театра продолжается!

— В 90-годы было закрыто большое количество любительских театров. Что послужило этому причиной? Предпринимается ли что-либо в наши дни для восстановления этого движения?
— 70-е годы ХХ столетия в России отмечены огромным ростом числа любительских театров. Они возникали быстро и в большом количестве. В Ленинграде этот процесс регулировал студенческий отдел Ленинградского Дома художественной самодеятельности (ЛДХС), методист — Вера Соломоновна Симкина. Ежегодно проводились городские смотры студенческих театров, определялись и  награждались лучшие коллективы.  Режиссеров любительских театров обучал профессор ЛГИТМиК (ныне — ГАТИ) Аркадий Иосифович Кацман на семинарах в ЛДХС. Все спектакли просматривали специалисты Тамара Владимировна Питкевич, Владимир Александрович Галицкий и др. Ничто не могло быть показано даже на любительской сцене без документа со штампом «Разрешено к исполнению». С позиций сегодняшнего дня это может показаться ущемлением прав творческих личностей, демократии. На самом деле все было совсем не так. Студенческие спектакли запрещали парткомы вузов, а  творческие специалисты через ЛДХС их отстаивали. Так было с замечательным спектаклем режиссера Виктора Докучаева по Сухово-Кобылину в Финансово-экономическом институте. Студенческими театрами руководили высокопрофессиональные режиссеры: Вадим Голиков в Университетской драме ЛГУ, Владимир Малыщицкий в ЛИИЖТЕ. В студенческом театре работал Владислав Пази. Художественный уровень спектаклей был очень высок!
Наступили 90-е годы ХХ столетия, и все стали закрывать. Закрыли Дом самодеятельности, упразднили подготовку режиссеров народных театров в Высшей профсоюзной школе под предлогом, что в Санкт-Петербурге достаточно и профессиональных театров. Из студенческих театров выжили единицы. По всей стране студенческие театры со стажем  30—40 лет можно по пальцам пересчитать. Они на сегодняшний день и являются ведущими.
В 2000-х годах Министерство образования организовало два фестиваля студенческих театров, а потом в самом министерстве закрыли Отдел дополнительного образования, который занимался студенческой самодеятельностью.
В 2010 году инициативная группа театров организовала Ассоциацию студенческих театров России (АСТР), президентом которой был избран профессор РАТИ (ГИТИС) Михаил Николаевич Чумаченко (Москва), вице-президентом — Владимир Федорович Филонов (Челябинск, студия-театр «Манекен»). АСТР и взяла на себя функцию координации деятельности студенческих театров. Это было бы невозможно без поддержки Союза театральных деятелей России и лично Аллы Валентиновны Зориной, заведующей кабинетом народных театров.

— Вы начали руководить театром, не имея специального образования. Однако спустя некоторое время получили его на кафедре театральной режиссуры Высшей профсоюзной школы. Какая из двух профессий ближе вам по духу?
— По духу мне, конечно, ближе режиссура театра, хотя конструкторская  или исследовательская работа инженера меня тоже увлекала. В общей сложности я проработал инженером 30 лет, совмещая это с работой режиссером студенческого театра.
— Что подразумевается под словом «народный» в официальном названии вашего театра?
— «Народный» — это официальное почетное звание, которое присваивается самодеятельным коллективам, достигшим определенных творческих успехов. Нам это звание присвоили   «за высокий профессиональный уровень и большую работу по пропаганде театрального искусства среди молодежи» (Постановление № 036 от 23.12.1993 г. президиума совета Ленинградской федерации профсоюзов).

— Репертуар театра постоянно обновляется или существуют знаковые спектакли, которые имеют долгую историю на вашей сцене?
— Репертуар театра постоянно обновляется. Русская и зарубежная классика, российская драматургия и проза. Последние спектакли «Счастье мое» А. Червинского, «Рубль шестьдесят — не деньги» В. Токаревой, «Буря» У. Шекспира. Готовится «Прощание в июне»
А. Вампилова. Всего за эти годы поставлено более 70 произведений, сыграно более 500 спектаклей, в театре занимались более
2 тыс. студентов.

— Какие спектакли сейчас входят в репертуар театра и чем обусловлен выбор репертуара?
— Выбор репертуара обусловлен художественным уровнем драматургии или прозы, актуальностью данной темы на сегодняшний день и возможностями нашей труппы. Специфика студенческого театра в том, что его состав постоянно меняется: на смену выпускникам приходят первокурсники. Наш вуз — Институт машиностроения — очень специфический. Главная его особенность в том, что студенты совмещают обучение с работой на машиностроительных предприятиях города. И это нельзя не учитывать при выборе репертуара, так как студенты на целый год уходят работать на завод, а по вечерам учатся. Времени для занятий театром у них остается меньше. Ребята говорят, что именно потому, что в их жизни  много техники, им особенно нужен театр. Может быть, поэтому наш студенческий театр и живет столько лет!

— Как осуществляется набор в ваш театр? По каким критериям вы отбираете будущих артистов?
— Звание «народный» позволяет иметь при театре студию по подготовке актеров-любителей. Студией руководит выпускница нашего института Ольга Владимировна Миронова, которая обучалась режиссуре в Московском институте культуры. Ежегодно студенты 1-го курса приходят заниматься в студию. Принимаем всех желающих. Бывало и по 90 человек. Далее в течение года занятия по актерскому мастерству, сценической речи, движению и выпуск учебного спектакля. По результатам года лучшие студенты попадают в основной состав театра.

— Новички сразу вводятся в спектакли или предварительно проходят какое-то обучение?
— Раньше бывали случаи, когда новички сразу вводились в спектакль. Но за последние 10 лет я такого случая не припомню. С чем связана такая жесткость? Участие в серьезных фестивалях требует необходимого художественного уровня. Отбор театров на фестивали проходит на конкурсной основе, где председатели жюри не ниже профессоров режиссуры и народных артистов России. Так, чтобы попасть на Шекспировский фестиваль во Францию, нам пришлось пройти не только российский отбор, но и конкурс Международного жюри. Зато наши студенты были единственным российским коллективом на фестивале, где выступали любительские труппы из Германии, Франции, Словении, Италии, Марокко. Творческое соревнование с лучшими любительскими театрами в мире — это очень серьезный урок и незабываемые впечатления на всю жизнь. Наши студенты подружились со многими сверстниками из других стран, и эти контакты продолжаются.
— В чем, на ваш взгляд, главная особенность работы с непрофессиональными актерами?
— На этот вопрос мне довольно сложно ответить, так как с профессиональными артистами я работал не так много. Мурманский драмтеатр, да наш Ленконцерт. Наверное, надо любить их так же, как они любят театр! Эти молодые люди вызывают у меня огромное уважение, так как они учатся, работают токарями, сварщиками, крановщицами, кладовщицами и еще тянутся к театральному искусству! Я всегда очень переживаю, если не могу сделать так, чтобы они хорошо заиграли. Однако в большинстве случаев это удается.

— Ездит ли ваш театр на гастроли?
— Гастроли бывали раньше, в советское время. Сейчас, если спектакль пройдет конкурсный отбор, мы ездим на фестивали. Наш театр выступал во всех крупнейших государственных университетах России: Московском, Южно-Уральском, Екатеринбургском, Петрозаводском, Костромском и др. В Кемеровский и Тюменский государственные университеты приглашают ежегодно, но это далековато и дороговато! К сожалению, часто мы вынуждены отказываться от поездок, хотя нас приглашали и в Германию, и в Латвию, и в Украину. Когда-то мы просились на фестивали, а нас не брали: уровень слабоват. Потом мы немного подучились. Выиграли Гран-при Фестиваля студенческих театров России, на Всероссийском фестивале «Успех» стали лауреатами, на IV Московском Международном фестивале получили диплом за «Лучший ансамбль».  Сейчас приглашений гораздо больше, чем у нас возможностей для поездок. Но это не главное — главное, чтобы за художественный уровень спектаклей было не стыдно! Скоро нам выступать в Российском государственном университете туризма и сервиса в Москве, и хотя наш спектакль «Буря» У. Шекспира прошел уже 5 или 6 фестивалей, мы переживаем, как там выступим, и очень серьезно готовимся.
Беседовала Евгения ЦВЕТКОВА

Адрес театра:
Полюстровский проспект, д. 14
Телефон: (812) 540-5845

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~2hqXs


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время