Испания: диалектика реформ в образовании - Информационный портал

Испания: диалектика реформ в образовании

 

8 Февраля 2011

Испания: диалектика реформ в образовании

За последние двадцать пять лет в Испании было проведено восемь реформ в области образования. Первая из них (сразу же после смерти Франко) была направлена на разграничение компетенций между центральным правительством и регионами по главным аспектам социально-экономического развития.

Передачу полномочий по управлению региональными системами обучения местным администрациям Каталонии и Страны Басков, Галисии и Андалусии юридически закрепила не только Конституция 1978 г., но и Единый закон о статусе учебных центров (LOECE), принятый в 1980 г. Весьма знаменательно, что с этого закона начинается не только постепенная реорганизация национальной системы образования на новом историческом этапе, но и внедряется практика привлечения испанской общественности к обсуждению некоторых идей, которые могли бы быть полезны для принятия государственных решений по будущей реформе.

Одним из важнейших результатов вузовской реформы, начатой в первой половине 80-х годов, стало быстрое развитие сиcтемы высшего образования: только за десятилетие, с 1985 по 1995 г., численность испанских студентов выросла вдвое с 744 до 1508 тыс., число государственных вузов увеличилось с 30 до 46. Предоставив государственным университетам управленческую автономию и организационно-академическую самостоятельность, включавшую свободу в составлении учебных планов, в процессе обучения студентов, в научной деятельности, Закон 1983 г. дал испанским университетам возможность перестроиться в новых условиях. С этого времени образование в Испании стало считаться социальной услугой, подверженной рыночному спросу и предложению.   

По мере того как реформа образования 90-х гг. охватывала все большую территорию страны, стали отчетливее проявляться как ее позитивные результаты, так и явные просчеты. К числу первых следует отнести не только достижение всеобщности обязательного обучения — до 99% к 1998 г., но и существенное увеличение охвата подростков в возрасте
14—18 лет старшей средней школы сo средней профподготовкой: с 76% в 1991 г. до 94% в 2001 г.. За счет этого заметно выросло количество трудовых ресурсов: если в 1991 г. в Испании только 25% населения имело законченное среднее профессиональное образование, то к 2000 г. его удельный вес достиг 38%. Неоднозначные же последствия реформ 90-х гг. выразились как в низких показателях успеваемости, так и в сохранении статистики школьных «отчислений»: в 1998 г. доля учащихся, которые не смогли закончить курс обязательного обучения, составила 30%.

Особенности очередного этапа реформы образования, осуществление которого началось в середине 2005 г., состоит в увязке внутреннего, чисто национального ее содержания c внешним фактором — присоединением Испании к Болонскому процессу. Подробный перечень практических мер содержит документ под названием «Цели образования в Европе и в Испании», в котором главными задачами объявлены повышение общей эффективности испанской системы образования и укрепление сотрудничества с соседними странами в построении единого пространства на уровне высшей школы.

Включение Испании в интеграционный процесс на этом направлении подразумевает не только реорганизацию университетской системы, но и осуществление комплекса мер на уровне средней школы.

В 2005 г. Министерство просвещения вынесло на всеобщий суд проект Единого закона об образовании (LOE). По мнению многих обозревателей, толчком для этого шага во многом послужили результаты очередного тестирования PISA (Programme for International Student Assessment), обнародованные в декабре 2004 г. и серьезно обеспокоившие испанское общество: испанские школьники показали более низкие результаты, чем в среднем по ЕС.
По математике, языку и пониманию прочитанного учащиеся средней школы Испании находятся на последнем месте в развитом мире. Большинство молодых людей по окончании учебы с трудом читают по слогам, не умеют устно и письменно выражать свои мысли, не знают таблицы умножения и не могут указать на карте, где находится, например, Брюссель.
По данным Министерства просвещения, в среднем по стране лишь 66% молодежи младше 25 лет имеет законченное среднее образование, при этом худшая ситуация наблюдается на Балеарских островах (54%) и в Мурсии (58%). Относительно благополучно складывается она в Стране Басков, где лишь 12% молодежи этого возраста не имеют диплома полной средней школы.

В Испании начиная с середины 90-х гг. наблюдается определенная стабильность числа студентов — около 1,5 млн человек. В системе высшего образования насчитывается 72 университета, в состав которых кроме факультетов входят высшие технические или политехнические школы, научно-исследовательские институты, а также прикрепленные учебные центры. 90% испанских студентов обучается в 50 государственных вузах страны, из которых крупнейшими являются Университет Комплутенсе в Мадриде (98 тыс. студентов), Гранадский университет (85 тыс.), Барселонский (76 тыс.), Университет Страны Басков в Бильбао и Автономный университет Берселоны (по 50 тыс. студентов) делят четвертое  место. Особый статус имеет Национальный университет дистанционного обучения, располагающий 60 филиалами в Испании и 20 — за рубежом: в Берлине, Мюнхене, Брюсселе, Женеве, Париже, Лондоне, Лиссабоне,  странах Латинской Америки (Аргентина, Мексика, Перу, Венесуэла, Бразилия). Общая численность студентов, зарегистрированная в этом университете, достигает 145 тыс. человек.

О предпочтениях испанских студентов говорят следующие данные: изучению общественных наук и юриспруденции посвящают себя 48% учащихся, техническим специальностям — 26,6, гуманитарным — примерно 10, медицинским — 8, естественно-экспериментальным — 7%.
Сегодня присоединение к Болонскому процессу означает для Испании не только серьезную ломку привычной схемы обучения на вузовском уровне, но и довольно глубокую перестройку в методике обучения, в оценке успеваемости учащихся и пр. Главные новшества Болонской декларации прежде всего касаются непосредственно самого учебного процесса, поскольку по-новому выстраивают взаимоотношения между студентом и преподавателем, при которых именно учащийся должен проявлять большие активность, самостоятельность и рвение в учебе.       

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~nUigv