Программа «двойного диплома» в ИНЖЭКОНе - Информационный портал

Программа «двойного диплома» в ИНЖЭКОНе

 
8 Февраля 2011

Программа «двойного диплома» в ИНЖЭКОНе

Эффективность международного сотрудничества в образовательной сфере в немалой степени определяется грамотно выбранными «точками роста» с целью последующих интенсивных воздействий на них.

В качестве таких «точек роста» российских вузов по праву можно рассматривать программы двойных дипломов (ПДД), которые являются закономерным результатом международного сотрудничества вузов России и европейских стран.

Одной из ПДД, реализуемых в России, является программа «двойного российско-немецкого диплома бакалавра», которая является совместным проектом Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) и Университета прикладных наук г. Вильдау (ФРГ). В соответствии с Договором между университетами-партнерами, три года российские студенты обучаются в ИНЖЭКОНе, а 6 и 7 семестры проводят в Германии: в 6 семестре они проходят теоретические обучение в вузе-партнере, а в 7 семестре — проходят производственную практику на немецких предприятиях автомобилестроения и автосборки.

Практически все действующие ПДД между российскими вузами и вузами стран-членов ЕС, испытывают трудности, обусловленные различными факторами и как любой инновационный инструмент, они являются достаточно проблемными для реализации  в условиях действующего правового поля.

Российское законодательство до сих пор не имеет специальных законодательных актов, связанных с развитием международных программ обучения; такие понятия, как программа двойных дипломов, валидация, франчайзинг в образовании не определены на законодательном уровне.

Существуют сложности, связанные с решением вопросов мобильности студентов, необходимостью перевода финансовых средств за рубеж, оформлением документов, требуемых российскими финансовыми и налоговыми органами РФ для осуществления ПДД и проблемы.

Устранению барьеров и решению проблем на пути создания и реализации ПДД могут способствовать следующие решения, сформулированные в разрезе аспектов реализации программ на основе практического опыта сопровождении программы «Двойного российско-немецкого диплома бакалавра» в ИНЖЭКОНе.    

1. Закрепление статуса ПДД путем внесения изменений в «Типовое положение о вузе» или посредством разработки «Положения о программе двойного диплома, реализуемой российским вузом и вузом страны-члена ЕС».

Внесение изменений в  Консолидированный Закон об Образовании, касающихся международных программ, с целью дополнения его статьями, прописывающими статус ПДД, ее инновационное значение, возможные варианты реализации, схемы и условия финансирования, причины расторжения договора, юридические и финансовые последствия расторжения; разработка аналогичных законов и подзаконных актов на уровне субъекта РФ.
2. Создание Консультационного совета по ПДД (специалисты Департамента международного сотрудничества Минобрнауки РФ, Департамента стратегического развития Минобрнауки РФ, Рособрнадзора и т. д.) с целью оказания консалтинговых услуг по программам ДД (планирование программы; поиск партнера; разработка согласованного рабочего учебного плана и его экспертиза).

3. Разработка общеевропейского приложения к диплому (Diploma Supplement).
4. Подготовка рекомендаций о «встраивании» в организационную структуру управления вуза ПДД как оригинального элемента образовательной программы.
5. Организация постоянного обучающего семинара для руководителей и администраторов программ ДД; новая редакция приказа Министерства образования и науки РФ № 218 от 23.06.2009 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».

6. Разработка «Положения о программе двойного диплома», реализуемой в вузе; создание инфраструктуры жизнедеятельности ПДД в вузе (специалисты отдела договоров, отдела кад-
ров, администратор электронной обучающей платформы, администратор программы, бухгалтер, экономист, PR-менеджер, специалист организационно-учебного отдела, специалист деканата и т. д.).

7. Приоритет конкурсной поддержки вуза за счет средств федерального бюджета в  том случае, если он реализует  ПДД.

8. Создание частно-государственного парт-нерства с целью  формирования бюджета ПДД не только исключительно за счет денежных взносов студентов.

9. Размещение аналитических отчетов и информационных справок на веб-сайте Консультационного совета по ДД и формирование специальной страницы на веб-сайте с наиболее часто возникающими вопросами и компетентными ответами на них.

10. Изучение и продвижение положительного опыта вузов-хэдлайнеров.

12. Конкретизация п. 39 «Типового положения о вузе», прописывающего возможность реализации совместных программ; поддержка совместной программы решением профильного УМО; например, разработка и внедрение совместной программы по подготовке бакалавров менеджмента (профиль: производственный менеджмент) должна быть поддержана решением УМО в области производственного менеджмента.

13. Включение в обязательном порядке в текст Договора о двойном дипломе между  университетами-партнерами специального пункта о мобильности студентов и аспирантов в обменном году (сроки, условия, затраты сторон, проживание, стипендия и т. д.).

14. Подготовка специалистами Минобрнауки России, Рособрнадзора и Представительством ЕС официального документа о признании дипломов и степеней, полученных выпускниками ПДД между вузами России и вузами стран-членов ЕС.

Е. А. Куклина, доктор экономических наук, профессор, Санкт-Петербургский
государственный инженерно-экономический университет (ИНЖЭКОН)


 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~R8Ga3