Школа—Вуз—Предприятие - Информационный портал

Школа—Вуз—Предприятие

 

8 Февраля 2011

Школа—Вуз—Предприятие

Это мероприятие прошло как общероссийское, что важно, поскольку год назад, при подготовке первой конференции с аналогичным названием, инициаторы ее проведения не могли точно сказать, станет ли предлагаемая тематика действительно интересной для большинства профильных вузов нашего города, да и для всей нашей страны в целом. Успех второй конференции подтвердил, что это действительно так, что доклады и сообщения, представленные на пленарные заседания и круглые столы, актуальны и требуют детального, заинтересованного обсуждения.

Конференция прошла при поддержке ряда государственных ведомств России: Минобрнауки, Минпромторга, Федерального космического агентства, Государственной корпорации
«Ростехнолгии». Помощь в организации конференции оказало Правительство Санкт-Петер-бурга и Международный общественный Фонд культуры и образования (МОФКО). В заседаниях конференции приняли участие представители вузов Санкт-Петербурга, Москвы и других городов Российской Федерации.

Открывая конференцию, ректор БГТУ «Военмех», доктор технических наук, профессор
К. М. Иванов подчеркнул важность подготовки высококвалифицированных кадров для модернизируемой промышленности нашей страны, в особенности — для ее оборонных отраслей.

 С приветственным словом от государственной корпорации «Ростехнологии» и Союза машиностроителей России выступил первый заместитель председателя Санкт-Петербургского регионального отделения Союза машиностроителей И. А. Насиковский. Затем началось первое пленарное заседание конференции.

Профессор В. А. Зазимко представил доклад «Целевая подготовка специалистов для предприятий оборонно-промышленного комплекса в БГТУ «Военмех», подготовленный совместно с представителями университета (К. М. Иванов и В. А. Бородавкин), ОАО КБСМ (П. Б. Афанасьев) и МОФКО (Г. Н. Попов). Авторы доклада выделили несколько важных задач, которые стоят сегодня перед высшим образованием. Это, в частности, профильная довузовская подготовка, в том числе через создание системы специализированных классов при участии вуза и заинтересованных предприятий, адаптационное сопровождение студентов, принятых на целевую подготовку, на всех этапах обучения. Не менее важна реализация — по заявкам предприятий — программ дополнительной подготовки студентов старших курсов сверх основных образовательных программ для их адаптации под конкретные рабочие места. В докладе было подробно рассмотрено, как современные методы подготовки реализуются в работе БГТУ «Военмех» со своими партнерами из промышленности.

Профессор Д. В. Васильков в своем докладе «Опережающее образование — важнейший инструмент развития инноваций в промышленности» (в составе авторского коллектива Ю. В. Загашвили, А. В. Гуров, И. А. Насиковский, Б. В. Мироненков и А. Н Уланов) затронул интереснейшее направление развития высшего образования. Опережающее образование, как утверждают авторы доклада, «…побуждает к формированию уровня компетенций специалистов, необходимого для прорывного развития на базе уникальных технологий». В сложившейся сегодня ситуации, подчеркивают авторы, необходима модернизация методики подачи знаний. Для реализации нового подхода предложено сформировать структуру инструментов подачи знаний следующим образом: «носители новых знаний —
ретрансляторы знаний». К числу носителей новых знаний отнесены творческие и научно-производственные коллективы, которые преобразуют прикладные аспекты результатов фундаментальных исследований в новые инновационные решения, являющиеся основой новых технологий. Ретрансляторами знаний предложено считать разработчиков и потребителей новых технологий, создателей учебно-методической и нормативной базы применительно к ним, а также образовательные коллективы, обеспечивающие подготовку и переподготовку специалистов применительно к прикладным и фундаментальным аспектам новых технологий. В БГТУ «Военмех» совместно с Союзом машиностроителей России, Экспертным научно-техническим cоюзом, Фондом поддержки промышленности Санкт-Петербурга, а также крупными корпорациями при участии зарубежных компаний и образовательных учреждений запущен пилотный проект по созданию Научно-образовательного центра «Эффективные технологии», открыть который планируется в I квартале 2011 г. Миссией проекта является внесение вклада в решение национальной задачи модернизации и реформирования отраслей реального сектора экономики путем разработки и трансфера инновационных «продуктов» и прорывных технологий в автомобильной, энергетической, судостроительной, авиационной промышленности, отвечающих современным мировым стандартам и способных конкурировать с ведущими мировыми производителями.

Предусмотрено существенное, конкурентно опережающее повышение качественного уровня базового и дополнительного профессионального образования на основе новых, постоянно обновляемых прикладных знаний.

Следует отметить доклад О. П. Резунковой, А. Г. Резункова, В. В. Семикина, В. Л. Расковалова (Санкт-Петербургская Ассоциация предприятий радиоэлектроники, приборостроения, средств связи и инфо- телекоммуникаций) «Концепция непрерывной подготовки кадров «Профкарьера» для предприятий радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга». Эта концепция была разработана на период до 2015 года и ориентирована на непрерывную образовательную цепочку «школа–лицей–колледж–вуз–предприятие».

Основной упор в концепции сделан на профориентацию, профотбор, разработку, модернизацию и реализацию образовательных программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, формирование инновационно-ориентированных команд для высокотехнологичных предприятий и их сопровождение на пути к карьерному росту. Заключительным пунктом реализации концепции является содействие в трудоустройстве на высокотехнологичные предприятия и в организации радиоэлектронной промышленности.

Профессор Д. Е. Тихонов-Бугров остановился на такой проблеме, как преемственность в графической подготовке будущих специалистов в ходе их обучения в школе и вузе. Так, по самым мягким оценкам, почти 70 процентов современных первокурсников не готовы к изучению инженерной графики. Автор доклада обосновал минимальный уровень школьной подготовки, который позволил бы вести нормальный учебный процесс в вузе в области инженерной графики.

А. А. Рымкус, учитель физики гимназии № 441, выступила с докладом «Пути решения проблем взаимодействия школы и вуза: ранняя профориентация школьников». Начало ее выступления было созвучно предыдущему докладу. Она также отметила, что с введением ЕГЭ  выпускников  обучают  по базовым школьным курсам, но не ориентируют на конкретный вуз и не готовят  к самостоятельной и серьезной работе по вузовским программам. В ее докладе приведены достаточно конкретные предложения, как школа и вуз должны взаимодействовать, с тем чтобы высшее учебное заведение нашло именно «своего» студента.

В заключительной части первого пленарного заседания выступил профессор М. И. Маленков, вице-президент Санкт-Петербургского отделения Российской академии космонавтики
им. К. Э. Циолковского. Он рассказал о вкладе ученых БГТУ «Военмех» в создание лунного самоходного аппарата «Луноход-1», сорокалетие первого путешествия которого недавно было отмечено, и вручил группе сотрудников университета медали имени А. Л. Кемурджиана, учрежденные Федерацией космонавтики России в память об этом событии.
Завершилось пленарное заседание кратким выступлением И. В. Рождественского, директора бизнес-инкубатора «Ингрия», а затем состоялось подписание договора о сотрудничестве между этой организацией и БГТУ «Военмех».

После перерыва работа конференции продолжилась в формате круглых столов. Круглый стол «Современные проблемы подготовки специалистов для высокотехнологичного производства» провел профессор В. В. Лобачев. Перечень вопросов, вызвавших продолжительную дискуссию, был достаточно широк — от сложностей перехода к государственным образовательным стандартам нового поколения до внедрения современных информационных технологий в процесс составления расписания занятий в вузе. Круглый стол «Научно-инновационное взаимодействие вуз–предприятие» (ведущий — профессор Ю. В. Загашвили) затронул важнейшие проблемы внедрения новых прорывных технологий в промышленность и роль вузов в этом процессе. А круглый стол «Вопросы обеспечения приема в вуз», которым руководил заместитель проректора БГТУ по учебной работе А. Н. Лызлов, коснулся особенностей организации работы приемных комиссий вузов в условиях проведения в стране единого государственного экзамена. Также параллельно с круглыми столами прошло заседание семинара по вопросам внедрения инновационных технологий и технических средств специального назначения. Программа этого семинара включала доклады, посвященные использованию методов конкурентного системного мониторинга и противодействия промышленному шпионажу.

Если кратко подвести итоги конференции, то можно выделить несколько важных моментов.
Во-первых, достаточно представительный состав конференции показал ее актуальность, важность предложенной организаторами тематики и заинтересованность образовательного сообщества.

Во-вторых, обсуждение вопросов, поставленных и в пленарных докладах, и на заседаниях круглых столов, позволило участникам оценить круг реальных проблем, стоящих перед образовательным сообществом и промышленностью, и наметить некоторые пути их решения, которые позволят ускорить общую модернизацию нашей страны.
В-третьих, стоит подчеркнуть, что выбранный формат работы — проведение круглых столов и семинаров в рамках единой конференции — полностью себя оправдал. Участники конференции могли присутствовать практически на каждом круглом столе и найти для себя полезную информацию.

И наконец, в-четвертых, необходимо отметить приуроченный к началу работы выход сборника трудов первой конференции «Школа—вуз—предприятие». Сборник выпущен в серии «Библиотека журнала «Военмех. Вестник БГТУ» — это уже ее девятый выпуск. Добавим, что участники конференции постановили проводить подобные научные мероприятия на постоянной основе, с периодичностью один раз в год, так что осенью 2011 года мы вправе ожидать проведения в БГТУ «Военмех» третьей научно-методической конференции «Школа—вуз—предприятие».

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~51Wmu