Высшая школа Санкт-Петербурга: курс на модернизацию - Информационный портал

Высшая школа Санкт-Петербурга: курс на модернизацию

 

17 Января 2011

Высшая школа Санкт-Петербурга: курс на модернизацию

Подводя итоги развития высшей школы Санкт-Петербурга за  последние годы и определяя перспективы ее развития как одной из системообразующих отраслей экономики города, необходимо отметить значение высшего профессионального образования на современном этапе социально-экономического развития страны и региона.

На новый уровень задач высшую школу Санкт-Петербурга как составную часть российской системы профессионального образования выводят результаты совместного заседания Госсовета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России, прошедшего 31 августа 2010 года в Кремле.

Выбор инновационной стратегии развития России, направленность на модернизацию и технологическое развитие экономики по инновационным рельсам обусловливают необходимость выработки и реализации адекватной политики в области профессионального образования, решающего важнейшую задачу кадрового обеспечения проводимых преобразований. Модернизация экономики невозможна без модернизации профессионального образования и его ведущего звена — высшего образования.

Реализация стратегии модернизации системы высшего профессионального образования  Санкт-Петербурга осуществляется по нескольким направлениям:
1. Институциональные изменения высшей школы, направленные на формирование сети высших учебных заведений и структуры подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, соответствующих потребностям современной экономики.
2. Обеспечение инновационного характера высшего профессионального образования на основе внедрения современных образовательных технологий, реализации новых подходов к организации образовательного процесса.

3. Инфраструктурные изменения высшей школы, основанные на развитии ее кадрового потенциала, материально-технической базы образовательной деятельности и социальной инфраструктуры.

4. Инвестиционный подход к развитию высшей школы, основанный на концентрации ресурсов на  решении наиболее важных задач, определяющих возможности и перспективы всей системы профессионального образования.

5. Информационное обеспечение происходящих в  высшей школе процессов, расширение возможностей выбора профессии, специальности, образовательного учреждения и в конечном итоге сферы дальнейшей деятельности на основе объективной информации о качестве предоставляемых образовательных услуг.

Высшая школа Санкт-Петербурга играет одну из важнейших ролей в экономике и социальной инфраструктуре Санкт-Петербурга. Более 530 тыс. жителей города работают и обучаются в системе высшего профессионального образования Санкт-Петербурга. В настоящее время система высшего профессионального образования Санкт-Петербурга представлена высшими учебными заведениями разных форм собственности и разного ведомственного подчинения, в том числе 52 государственными и 44 негосударственными, а также научными организациями, реализующими образовательные программы послевузовского профессионального образования.

Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга решают задачи подготовки кадров для отраслей экономики, социальной и культурной сфер                      Санкт-Петербурга, а также общероссийские государственные задачи кадрового обеспечения отраслей экономики практически всех регионов России.

Система профессионального образования Санкт-Петербурга является крупнейшей отраслью социальной сферы, обеспечивающей обучение и социализацию более 470 тыс. студентов, аспирантов, докторантов и одной из крупнейших отраслей экономики города с 65 тыс. занятых и общим объемом финансирования 44 млрд рублей в год. Численность студентов высших учебных заведений выросла с 429 тыс. человек в 2005/2006 учебном году до 454 тыс. человек в 2009/2010 учебном году.

За этот же период произошло увеличение численности профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов с 28,7 до 30,1 тыс. человек. В составе ППС — более 5 тысяч докторов наук (16% ППС) и более 15 тыс. кандидатов наук (51% ППС).

Абсолютное большинство государственных высших учебных Санкт-Петербурга имеют федеральное подчинение, находясь в ведении 13 федеральных органов государственной власти и двух государственных академий наук (Российской академии наук и Российской академии художеств). По одному вузу находится в ведении субъектов Российской Федерации — Санкт-Петербурга и Ленинградской области. В последние годы налажено тесное взаимодействие с Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, согласованность действий с которыми позволяет находить оптимальные решения по многим проблемам (оптимизация сети подведомственных учебных заведений, согласование контрольных цифр приема на первый курс и в магистратуру, проведение лицензирования и госаккредитации вузов и их филиалов на территории Санкт-Петербурга, строительство объектов межвузовской социальной инфраструктуры и др.).

Важной особенностью прошедшего периода стал полный перевод Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в штатный режим в 2009 году. Прием во все образовательные учреждения высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, имеющие государственную аккредитацию, осуществлялся по результатам ЕГЭ. В связи со значительными изменениями порядка приема в указанные образовательные учреждения серьезно возросла нагрузка на приемные комиссии за счет резкого роста числа поданных заявлений на прием. Значительно вырос прием в магистратуру.

 Высшие учебные заведения Санкт-Петербурга в 2010 году, несмотря на резкое снижение выпуска из общеобразовательных учреждений в последние годы в связи со сложной  демографической ситуацией в Санкт-Петербурге, смогли обеспечить план приема на бюджетные места и завершили прием на места с полным возмещением затрат практически на уровне 2009 года. Более того, по сравнению с прошлыми годами конкурс в вузы даже увеличился — с 3,61 заявлений на место в 2008 до 9,4 в 2010 году. Все это наряду с ростом доли иногородних студентов, принятых на первый курс (с 47% в 2008 до 59% в 2010 году), наглядно подтверждает статус Санкт-Петербурга как общероссийского центра профессионального образования.

Важные институциональные изменения высшей школы Санкт-Петербурга, обеспечивающие повышение эффективности использования ее потенциала, связаны с формированием в последние годы новой структуры системы высшего профессионального образования.
Одно из основных направлений оптимизации системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга и формирования ее новой структуры — реализация  совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, другими федеральными органами государственной власти, имеющими в ведении образовательные учреждения, политики вертикальной интеграции образовательных учреждений разного уровня профессионального образования. В ее рамках формируются вертикально интегрированные университетские комплексы «вуз—колледж», включающие подразделения, реализующие программы среднего профессионального образования.  К 2010/2011 учебному году создано 26 вертикально интегрированных (университетских) комплекса.
Такая интеграция образовательных учреждений позволяет не только более эффективно использовать имеющуюся материально-техническую базу, учебно-методический и научно-педагогический потенциал, сократить управленческие расходы, но и поднять качество подготовки специалистов за счет привлечения в учебный процесс при обуче-нии по программам среднего профессионального образования преподавателей вузов и использования вузовского учебно-лабораторного оборудования.

Другой важный элемент формирующейся структуры — инновационные университеты. Решение задачи перехода на иное качество подготовки специалиста — одной из важнейших для системы высшего профессионального образования —
в значительной степени связано с использованием инновационных образовательных программ.

В этом отношении трудно переоценить значение приоритетного национального проекта «Образование». Именно инновационные университеты, разработавшие и реализовавшие в его рамках свои образовательные программы, становятся сегодня лидерами профессионального образования, в первую очередь с точки зрения качества подготовки специалистов, и наряду с национальными исследовательскими университетами определяют направление развития всей системы в качестве ее «точек роста».

Участие высших учебных заведений Санкт-Петербурга, ставших победителями проводившихся Министерством образования и науки Российской Федерации конкурсов (Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ», Санкт-Петербургского государственного горного института им. Г. В. Плеханова, Санкт-Петербургского государственного политехнического университета, Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики), в реализации приоритетного национального проекта «Образование» позволило в течение 2006—2010 годов привлечь в систему профессионального образования Санкт-Петербурга финансирование из бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также из внебюджетных источников в общем объеме более 9,8 млрд рублей, в том числе на реализацию инновационных образовательных программ шести инновационных университетов  — более 5 млрд рублей, на реализацию проекта создания Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета — 4,8 млрд рублей.

По результатам конкурсного отбора, проведенного в 2009 году Министерством образования и науки Российской Федерации, четырем вузам Санкт-Петербурга присвоена категория «национальный исследовательский университет». Это Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г. В. Плеханова (технический университет), Санкт-Петербургский государст-венный университет информационных технологий, механики и оптики, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский академический университет — Научно-образовательный центр нанотехнологий РАН. Указанный статус устанавливается сроком на 5 лет и позволяет каждому вузу привлекать дополнительное финансирование из федерального бюджета в объеме до 1,8 млрд рублей.

В соответствии с Федеральным законом от 10.11.2009 № 259-ФЗ «О Московском государственном университете  имени  М.  В.  Ломоносова  и  Санкт-Петербургском государственном университете» Санкт-Петербургскому государственному университету присвоен особый статус и предоставлены специальные полномочия в области формирования и реализации образовательных программ.

Говоря о новой структуре системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, необходимо упомянуть и о предприятиях, созданных в высших учебных заведениях и академических институтах города для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 2009 года № 217-ФЗ. В целях поддержки таких предприятий правительство Санкт-Петербурга выделило в 2010 году бюджетные ассигнования в объеме 19,6 млн рублей на выплату субсидий таким предприятиям. Подобные инвестиции в сектор, обеспечивающий коммерциализацию научных результатов, непосредственно способствуют интеграции вузовской и академической науки с промышленностью и дают им серьезный импульс для развития.  Победителями конкурса, проведенного в текущем году, признаны
34 предприятия, в том числе 24 — при вузах Санкт-Петербурга, которым предоставляются субсидии по 400 тыс. рублей на общую сумму 9,6 млн рублей.

Реализация инновационных образовательных программ  не только обеспечивает рост собственного научно-образовательного потенциала соответствующих образовательных учреждений, но и формирует благоприятные условия для развития системы профессионального образования в целом.

Наглядное подтверждение развивающейся в Санкт-Петербурге кооперации высшей школы и реального сектора экономики — результаты участия петербургских вузов и промышленных предприятий в конкурсе совместных проектов по организации новых высокотехнологичных производств, проведенного Минобрнауки России в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 218. Победителями двух этапов конкурса, стали сразу 16 проектов с участием вузов Санкт-Петербурга, что составило более 14% общего числа победителей по России.

В подобном конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования, проведенном в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 года № 219, победителями признаны программы четырех высших учебных заведений Санкт-Петербурга.
Победителями еще одного федерального конкурса, проведенного в  2010 году в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2010 № 220 «О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные учреждения высшего профессионального образования», признаны 6 ученых из четырех вузов Санкт-Петербурга. На проведение научных исследований под их руководством выделяются гранты из федерального бюджета в размере 150 млн рублей каждый.

Это можно считать хорошим примером одновременно инновационного и инвестиционного подхода к вопросам модернизации системы высшего профессионального образования.
Вместе с тем отдельные инвестиции в наиболее значимые сектора и сегменты системы, определяющие инновационный характер развития, не обеспечат успешность ее модернизации без качественных изменений всей инфраструктуры высшей школы: качественного переоснащения материально-технической базы, в том числе социальной инфраструктуры, развития кадрового потенциала.

Развитие материально-технической базы высшей школы Санкт-Петербурга осуществляется по нескольким направлениям, в том числе: содействие реализации инвестиционных проектов федеральных образовательных учреждений, развитие социальной инфраструктуры системы профессионального образования, включая реконструкцию и новое строительство вузовских и межвузовских объектов, в том числе за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
Понимая важность этой задачи, правительство Санкт-Петербурга даже в сложный период преодоления последствий мирового финансового кризиса изыскало немалые средства для ее решения. Так, в течение 2008–2010 годов в соответствии с постановлением правительства Санкт-Петербурга от 11.11.2008 № 1405 «О бюджетных инвестициях в строительство объектов межвузовской социальной инфраструктуры, планируемых к проектированию и строительству в 2009—2010 годах»  за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в Московском районе по адресу: Новоизмайловский пр., 16 осуществляется строительство общежития на 500 мест для студентов и аспирантов, обучающихся по высокотехнологичным специальностям. Общежитие вводится в строй в конце 2010 года и позволит привлечь наиболее подготовленную, профессионально ориентированную  молодежь со всей России в вузы Санкт-Петербурга, осуществляющие подготовку специалистов по прорывным направлениям для ведущих отраслей, обеспечивающих модернизацию и технологическое развитие экономики.

Примерами  развития вузовской и межвузовской социальной инфраструктуры является строительство Межвузовского спортивного комплекса на территории Межвузовского студенческого городка в Санкт-Петербурге и строительство бассейна Санкт-Петербургским государственным горным институтом (вводится в конце декабря 2010 года).  


Для Санкт-Петербурга вопрос развития вузовской и межвузовской социальной инфраструктуры, в первую очередь строительства и реконструкции студенческих общежитий, имеет особое значение. Вузы Санкт-Петербурга обеспечивают подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием не только для Санкт-Петербурга и Северо-Западного федерального округа, но и для других регионов России.  Доля студентов из других регионов России, принятых на первый курс, увеличилась с 30% в 1999 году до 52% в 2009 году и 59% в 2010 году. Соответственно резко обострилась проблема дефицита мест в общежитиях. Для многих вузов Санкт-Петербурга она стала серьезным фактором, сдерживающим возможности приема, отбора студентов. Кроме того, значительная часть жилого фонда студенческих общежитий физически и морально устарела и требует срочного ремонта.

 Ожидания улучшения ситуации в этом отношении связаны с возобновлением Минобрнауки России реализации проекта строительства новых жилых корпусов в Межвузовском студенческом городке. Однако к указанному министерству относится лишь половина петербургских вузов, что порождает целый ряд юридических и финансовых вопросов при заселении общежитий МСГ студентами вузов иной ведомственной принадлежности.
Другое важное направление развития инфраструктуры  высшей школы Санкт-Петербурга — укрепление ее кадрового потенциала, развитие системы социальной защиты преподавателей и студентов.

Один из наиболее серьезных вопросов — обеспечение воспроизводства кадров системы высшего профессионального образования и науки Санкт-Петербурга в условиях быстрого старения профессорско-преподавательского состава и научного персонала и сложной демографической ситуации. На решение этой задачи направлено развитие сформированной в Санкт-Петербурге в последние годы уникальной системы отбора и поддержки профессионально ориентированной молодежи, включающей различные формы работы со всеми ее категориями, от учащихся старших классов до молодых ученых:
— проведение предметных олимпиад школьников и студентов, творческих конкурсов и др.;
— грантовая поддержка студентов (размер каждого гранта 20 тыс. рублей), аспирантов (50 тыс. рублей), молодых ученых (100 тыс. рублей), молодых кандидатов (150 тыс. рублей), выплата премий правительства Санкт-Петербурга в области научно-педагогической деятельности молодым научно-педагогическим работникам (30—63 тыс. рублей);
— стипендии правительства Санкт-Петербурга лучшим студентам вузов (220 стипендий в размере 1500 рублей в месяц с 01.01.2009) и специальные стипендии в области информационных технологий (70 стипендий в размере 4000 рублей в месяц), премии студентам за выполнение дипломных проектов по заказу исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга (8000 рублей) и др.;
— конкурс «Студент года» в системе высшего профессионального образования Санкт-Петербурга;
— создание и содействие деятельности Совета молодых ученых и специалистов и Студенческого совета Санкт-Петербурга.

Несмотря на трудности, связанные с преодолением последствий мирового финансового кризиса, финансирование указанных программ из бюджета Санкт-Петербурга в последние годы при поддержке губернатора Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко не только не сократилось, но даже выросло.

Эту же задачу решает учреждение постановлением правительства Санкт-Петербурга от 12.10.2009 № 1110 специальных стипендий для лучших студентов из числа победителей международных,  всероссийских и ряда зарубежных олимпиад по программированию, принятых на обучение в вузы Санкт-Петербурга по специальностям в области информационных технологий (постановлением предусмотрена выплата начиная с 2010/2011 учебного года 70 стипендий по 4 тыс. рублей), для студентов первого и второго курсов.  Из 35 первокурсников-победителей только что проведенного конкурса на получение указанных стипендий  27 человек приехали в Санкт-Петербург из других регионов России и ближнего зарубежья, а это значит, что механизм привлечения лучших работает.

На заседании правительства Санкт-Петербурга 2 ноября 2010 года принято решение об учреждении подобных стипендий для победителей олимпиад по физике и по математике.
 Неоценимую роль в системе морального и материального поощрения научно-педагогического сообщества Санкт-Петербурга играют премии правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования и за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. Двадцать таких премий по 100 тыс. рублей учреждены постановлением правительства Санкт-Петербурга от 23.05.2006 № 609 и вручаются в День города с 2007 года. Губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко поддержано ходатайство   Санкт-Петербургского научного центра РАН и Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга  об увеличении с 2011 года размера премий до 300 тыс. рублей.

В результате проводимой в данном направлении работы удалось стабилизировать приток молодых научно-педагогических кадров в вузы. Более того, с 2008 по 2010 год доля лиц в возрасте до 39 лет среди профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений Санкт-Петербурга даже выросла.

В последние годы приняты дополнительные меры по обеспечению социальной защищенности различных категорий работников, студентов и аспирантов вузов Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в том числе льготный проезд на городском пассажирском и на пригородном железнодорожном транспорте, ежемесячные выплаты студенческим семьям, городские программы улучшения жилищных условий работникам бюджетной сферы и молодежи. Только в 2010 году объем выпадающих доходов в связи с реализацией предоставленной студентам льготы на проезд в городском транспорте превысит 1,4 млрд рублей, в 2011 году предполагается выделить 1,6 млрд рублей.
Законом Санкт-Петербурга от 02.07.2008 № 390-63 «О дополнительной мере социальной поддержки студенческих семей в Санкт-Петербурге» студенческим семьям, имеющим детей, установлена ежемесячная социальная выплата в размере 2000 рублей с ежегодной индексацией.

В Санкт-Петербурге в настоящее время насчитывается 256 студенческих семей с детьми, на которых распространяется действие закона (общий объем выплат из бюджета Санкт-Петербурга — более 6 млн рублей в год).

Решение всех этих вопросов требует серьезных затрат из городского бюджета, но они вполне оправданы, принимая во внимание важность подобных вложений в «человеческий капитал» и эффективность таких инвестиций с точки зрения достигаемого результата.
В целях преодоления последствий мирового финансового кризиса и смягчения его негативного влияния на состояние регионального рынка труда в 2010 году в Санкт-Петербурге проведена большая работа, направленная на решение еще одной важной социальной задачи — обеспечение трудоустройства выпускников образовательных учреждений высшего профессионального образования.

В соответствии с решением Межведомственного координационного совета по кадровому обеспечению отраслей экономики Санкт-Петербурга при правительстве Санкт-Петербурга под председательством вице-губернатора Санкт-Петербурга     А. Ю. Маниловой от 13.02.2009 создана рабочая группы по координации работы по обеспечению устойчивости регионального рынка труда Санкт-Петербурга с участием представителей профильных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, Совета ректоров вузов и директоров средних специальных учебных заведений Санкт-Петербурга, Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга. Рабочей группой разработан и реализован Комплексный план действий по обеспечению переподготовки высвобождающихся работников предприятий и организаций и трудоустройства выпускников образовательных учреждений профессионального образования в Санкт-Петербурге в 2009 году, утвержденный губернатором Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко 16 марта 2009 года.
 

В течение 2009—2010 годов в Санкт-Петербурге проводится мониторинг трудоустройства выпускников вузов и других образовательных учреждений профессионального образования. По данным мониторинга, абсолютное большинство выпускников вузов трудоустроены. Численность выпускников очной формы обучения 2009 года составила 47,2 тыс. человек, в 2010 году — 50,3 тыс. человек. Из них трудоустроились после окончания вуза в 2009–2010 годах 69%, продолжили обучение (в магистратуре, аспирантуре) 18%, призваны
в Вооруженные силы — 9%, не трудоустроились — менее 4%. В 2009 году обратились в службы занятости 745 выпускников вузов, из них поставлено на учет в качестве безработных 486 человек.

Кроме того, в вузах Санкт-Петербурга созданы и расширяют деятельность структурные подразделения, занимающиеся содействием трудоустройству выпускников, организованы стажировки и производственные практики студентов (более 16 200 студентов прошло производственную практику/стажировку с перспективой трудоустройства), обучение студентов по дополнительным образовательным программам (116 курсов, более 7300 обученных), вузами заключены договоры о сотрудничестве с промышленными предприятиями, организациями, районными службами занятости (более 3500 договоров вузов с кадровыми службами предприятий и организаций).

Важным результатом развития высшей школы Санкт-Петербурга и одновременно индикатором ее состояния является повышение ее конкурентоспособности на общероссийском и международном рынках образовательных услуг, развитие кооперации с российскими и зарубежными учебными заведениями и международными организациями, других форм межрегиональных и международных связей. С целью развития и укрепления имиджа Санкт-Петербурга на международном уровне как крупнейшего научно-образовательного центра, города науки и высоких технологий в нашем городе ежегодно проводятся крупные международные мероприятия. Так, на протяжении ряда лет в Санкт-Петербурге при поддержке правительства города проводится Санкт-Петербургский научный форум — встреча нобелевских лауреатов с участием представителей научной элиты петербургских, российских и зарубежных университетов и научных институтов, на котором обсуждаются актуальные проблемы развития науки и высшего образования. В текущем году в таком форуме, прошедшем с 18 по 22 октября под девизом «Наука и общество. Экономика и социология в XXI веке», приняли участие четыре нобелевских лауреата из разных стран мира: Ж. И. Алферов (Россия), Р. Корберг (США), Дж. Мирлис (Великобритания), Э. Маскин (США).
Стало традиционным проведение за счет средств городского бюджета Санкт-Петербург-ского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке». Вопросы подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием поднимаются на таких крупных мероприятиях, как Петербургский Международный инновационный форум. В рамках такого форума, прошедшего в 2009 году, проведены конференция «Кадры для инновационной экономики» и ряд других мероприятий. В этом году  в его рамках 30.09.2010 прошло пленарное заседание XIV Международного промышленного форума «Российский промышленник» на тему: «Инновационный прорыв и бизнес. Существует ли инновационный ”конвейер” в Санкт-Петербурге?».

Кроме того, город финансирует проведение комплекса мероприятий по содействию продвижению образовательных услуг Санкт-Петербурга на международный рынок. Так, в целях расширения и развития научно-образовательных связей учебных заведений Санкт-Петербурга, увеличения притока иностранных студентов на обучение в вузы города обеспечено представление высшей школы Санкт-Петербурга в ряде крупных международных образовательных выставок в Китае, Норвегии, Иордании, Швейцарии, Латвии, Марокко, Казахстане и др. В настоящее время в Санкт-Петербурге учится более 14 тыс. иностранных граждан: студентов, аспирантов, докторантов, стажеров из более чем 100 стран  ближнего и дальнего зарубежья.

Учитывая многоплановость, комплексность  и сложность задачи развития высшего образования и системы профессионального образования в целом, в Санкт-Петербурге используются программно-целевые методы ее решения. Большое внимание этим вопросам уделяется в постановлениях правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2006 № 304 «Об основных мероприятиях по развитию  высшей школы Санкт-Петербурга на 2007–2010 годы», а также от 19.06.2007     № 684 «Об основных мероприятиях по развитию научной деятельности в С анкт-Петербурге на 2008—2011 годы», в котором также затрагиваются вопросы высшего профессионального образования.

Анализу результатов развития высшей школы Санкт-Петербурга в течение последних лет и его задачам и перспективам в ближайшее пятилетие в контексте модернизации российского образования было посвящено заседание правительства Санкт-Петербурга, состоявшееся 2 ноября 2010 г. с участием руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Л. Н. Глебовой и представителей Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. Правительством города был утвержден План мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2011–2015 годы, подготовленный с учетом результатов обсуждения вопроса о перспективах развития профессионального образования на совместном заседании Государственного совета Российской Федерации и Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России 31 августа 2010 года.

При разработке проекта в его основу было положено понимание того, что в 2010 году в Российской Федерации начался новый важный этап модернизации системы профессионального образования.

Разделы Плана основных мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2011—2015 годы направлены на решение важнейших задач, стоящих перед этой сферой. План включает пять разделов.

Мероприятия раздела 1 «Развитие системы поддержки и отбора талантливой профессионально ориентированной молодежи, повышение качества и доступности системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга» решают задачи изменения структуры выбора специальностей и направлений подготовки профессионально ориентированной молодежью в пользу высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики, сферы услуг, научной сферы, а также формирования условий отбора для поступления и обучения в высших учебных заведениях Санкт-Петербурга наиболее подготовленной молодежи Санкт-Петербурга и других регионов России.

Мероприятия раздела 2 «Развитие системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга» решают задачи модернизации системы высшего профессионального образования, включая задачи формирования горизонтально и вертикально интегрированных университетских комплексов, снижения конкуренции между учебными заведениями высшего профессионального образования в Санкт-Петербурге и повышения их конкурентоспособности на общероссийском и мировом рынках образовательных услуг.
Мероприятия раздела 3 решают задачи развития материально-технической базы и социальной сферы системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга путем расширения сети и модернизации учебных корпусов, общежитий и других социально-культурных объектов высших учебных заведений Санкт-Петербурга за счет бюджетов Российской Федерации и Санкт-Петербурга, а также внебюджетных источников.
Мероприятия раздела 4 «Взаимодействие системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга и рынка труда» решают задачи обеспечения соответствия структуры и качества подготовки специалистов потребностям отраслей экономики, социальной и культурной сфер региона в кадрах, повышения эффективности использования материально-технического, кадрового и финансового потенциала высших учебных заведений Санкт-Петербурга, организации трудоустройства и временной занятости студентов и выпускников.

Мероприятия раздела 5 «Информационное и научное обеспечение деятельности системы высшего профессионального образования Санкт-Петербурга, развитие ее экспортного потенциала» решают задачи создания условий, способствующих продвижению высших учебных заведений на внутреннем и внешнем рынках образовательных услуг, изучения возможностей и проблем их развития.

Реализация Плана позволит обеспечить достижение показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга в части высшего профессионального образования, а в стратегическом плане — закрепление позиций Санкт-Петербурга как одного из ведущих центров науки, высшего образования и инноваций, результаты научной и образовательной деятельности которого способствуют модернизации и технологическому развитию экономики всей России.

Как сказал Президент Российской Федерации Д. А. Медведев, «сегодня профессиональное образование должно в полной мере учитывать требования рынка труда XXI века, полностью соответствовать общемировым критериям качества. Для этого необходимы модернизация вузов, колледжей, техникумов и училищ, укрепление их преподавательского состава, усиление практической направленности в учебном процессе. И конечно, самое тесное взаимодействие с производством». На решение именно этих задач нацелен План мероприятий по развитию высшей школы Санкт-Петербурга на 2011–2015 годы.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~mk9XI


Газета «Санкт-Петербургский вестник высшей школы»

Санкт-Петербургский вестник высшей школы

музыкальный вестник


 

Информационное агентство  Северная Звезда

Нет событий в календаре на ближайшее время