От оратории к мистерии

 

13 Декабря 2010

От оратории к мистерии

Мы уже писали об этой премьере в апрельском выпуске «Санкт-Петербургского музыкального вестника». На исходе Пасхальной недели, 7 и 9 апреля, в Капелле состоялась петербургская премьера оратории Ференца Листа «Христос». А 14 апреля в Концертном зале Мариинского театра прошла мировая премьера оперы Николая Николаевича Каретникова «Мистерия апостола Павла». Так что неделю, последовавшую за Пасхальной, с полным правом можно назвать забытым русским словом: Христославильная.

Сочинению оратории «Христос» Лист отдал 13 лет — от первого замысла, которым он делился с предполагаемым автором либретто поэтом Георгом Гервегом  в 1853 году, до окончания партитуры в 1866 году. Лист сам составил текст оратории, опираясь на Книгу пророка Исайи, Евангелия от Матфея, Марка и Луки, церковные гимны и молитвы. Как будто следуя классическим образцам — пассионам Баха, ораториям Генделя, «Детству Христа» романтика Берлиоза — Лист в то же время настойчиво уходит от любых канонов. «Христос» соединяет, казалось бы, несоединимое — развернутые симфонические эпизоды (в них узнается рука гениального симфониста), родовые черты жанра оратории, зримую театральность образов, наконец, богослужебное пение.

Лист сознавал необычность своего замысла и предвидел трудности его воплощения. «Наконец-то я закончил ораторию “Христос”… Когда и где она будет исполнена — не беспокоит меня… У меня осталась единственная амбиция в музыке — бросить свое копье в бесконечность будущего». Довольно долго исполнялись только отдельные части оратории и лишь в 1873 году в Веймаре под управлением автора произведение было исполнено целиком (все три части), хотя и с заметными купюрами.

В XIX веке «Христос» не часто, но все же ставился в Германии, Англии, Венгрии. В ХХ же
веке — исчез из репертуара и лишь в 1970 году его вернули на филармоническую сцену венгерские музыканты. Российская премьера оратории Листа состоялась… в 2000 году от Рождества Христова благодаря инициативе Евгения Светланова; он же спустя два года исполнил ораторию на фестивале в Монпелье (хор «Радио Франс» тогда готовил Владислав Чернушенко). Исполнительская эстафета, наконец, дошла и до Петербурга: нынешнюю премьеру, осуществленную силами хора, оркестра и солистов Капеллы дирижер Владислав Чернушенко благодарно посвятил памяти Евгения Федоровича Светланова. Уместно напомнить и о другой эстафете: премьерой первой части оратории в Вене в 1871 году дирижировал (по просьбе Листа) Антон Рубинштейн, а партию органа исполнял Антон Брукнер.

Оркестр в оратории — самостоятельная величина; он выполняет далеко не только функции аккомпанемента. Запомнилось мощное и величественное фугированное вступление, ярко впечатлили пасторальные сцены в первой части оратории («Пастухи в яслях», «Шествие волхвов»), красочные эпизоды, иллюстрирующие библейские строфы, исполненный ликования   заключительный апофеоз «Воскресение» на словах: «Победил Христос, Господствует Христос, Повелевает Христос на вечные времена. Аминь!»

Хор и симфонический оркестр Капеллы пели и играли с неподдельным увлечением. Там, где следуя практике католического богослужения, Лист обращается к звучанию хора в сопровождении органа (например, в «Stabat Mater»), блеснул отличным пониманием стиля и ритуала органист Юрий Семенов. Воздадим должное всем без исключения солистам Капеллы — Александру Лукьянову, Николаю Курбатову, Екатерине Герасимовой, Людмиле Сиденко, Егору Семенкову, Петру Мигунову, Надежде Дробышевской, Марии Шуклиной, Олегу Трофимову, Олегу Радченко. Но, прежде всего — вдохновителю и дирижеру премьеры — Владиславу Чернушенко. Выразим надежду, что столь тщательно разученная оратория Листа останется в постоянном репертуаре Капеллы.

С аналогичной надеждой покидали Концертный зал Мариинского театра слушатели и зрители мировой сценической премьеры оперы Николая Каретникова (1930—1994) «Мистерия апостола Павла». К этой премьере театр шел долго. Создававшуюся в 60—80-е годы прошлого века оперу композитор не мог даже помыслить исполненной и тем более поставленной на советской сцене. «Я писал это для Господа и для себя», говорил он. Лишь год спустя после смерти автора «Мистерия апостола Павла» впервые была исполнена силами солистов, хора и оркестра Мариинского театра в стенах церкви в Ганновере под управлением Валерия Гергиева. Еще годом позже в том же исполнении состоялась концертная премьера «Мистерии» в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. И вот, наконец, мы дождались и сценической постановки сочинения, которое сам композитор считал своей духовной миссией. К разговору об этой безусловно яркой и впечатляющей работе режиссера Алексея Степанюка, художника Семена Пастуха, молодого дирижера Павла Петренко, хора (хормейстер Андрей Петренко) и солистов Павла Шмулевича, Андрея Попова, Владимира Мороза мы обязательно вернемся в ближайшем выпуске газеты.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~DNvmE