Петербург салютует героям!

 

13 Декабря 2010

Петербург салютует героям!

Полуденный выстрел будет произведен 2 декабря 2010 года в ознаменование 90-летия гидротехнического факультета Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций. И это не дань городской традиции — подчеркивать значимость того или иного события выстрелом со стен Петропавловки. Это — салют в честь!

Гидротехнический факультет — преемник и продолжатель  традиций факультета водных сообщений Ленинградского института инженеров путей сообщения.

Подготовка отечественных инженеров-строителей для водных путей началась еще в начале XIX века. Водные пути в то время обеспечивали перевозку львиной доли сырья и товаров как внутри нашей страны, так и за ее пределами.

Попытки расширить возможности использования естественных водных артерий при помощи искусственных сооружений предпринимались еще в Древней Руси. Достоянием историков стали сведения об успешных проектах новгородцев по углублению фарватеров старинного Селигерского водного пути еще в XII—XIV столетиях. Но в Средние века попытки создания каналов вместо волоков далеко не всегда увенчивались успехом по вполне естественным причинам: не было специалистов — не было, говоря современным языком, необходимой материально-технической базы.

Ярчайшей вехой в создании искусственных водных путей России стало правление Петра Первого: в 1697 году началось строительство Волго-Донского канала с прицелом на выход в Азовское и Черное моря. В начале XVIII века началось сооружение искусственного водного пути для соединения Волги с Балтийским морем: строился Санкт-Петербург, ставший вместо Архангельска экспортным морским центром России. Создавалось водно-транспортное сообщение и между Волгой и Белым морем. К 1913 году в России было без малого 65 тыс. км эксплуатируемых, как естественных, так и искусственных, инженерно обеспеченных водных путей.

Очередным этапом развития внутренних вод-
ных путей нашей страны стало создание начиная с 30-х годов XX века Единой глубоководной системы в европейской части Советского Союза, а после Великой Отечественной войны масштабное гидротехническое строительство на реках Сибири. Сегодня Россия стоит перед необходимостью развития инфраструктуры внутренних водных путей как части международных транспортных коридоров.

И на всех этих объектах трудились тогда и трудятся сейчас выпускники гидротехнического факультета Университета водных коммуникаций. Более того, особенностью факультета-юбиляра всегда было и остается по сей день то, что преподаватели не только молодежь обучают, но и ведут фундаментальную научную деятельность, разрабатывают инженерные проекты высочайшей сложности, сами возглавляют крупнейшие стройки и предприятия. Многие десятилетия назад в вузе сформировалась одна из лучших гидротехнических школ. Трудно перечислить все имена, но хотя бы несколько: Е. В. Близняк, Б. Е. Веденеев, Г. О. Графтио, В. Е. Ляхницкий, Н. П. Пузыревский, В. Е. Тимонов. Они и многие их коллеги — выдающиеся русские ученые, педагоги и строители — внесли неоценимый вклад в развитие водных путей и портов России. Они создали научные основы гидротехники. Их имена широко известны не только в нашей стране, но и за рубежом.

Материальная база факультета формировалась долгие годы и продолжает обновляться сейчас. Лаборатория геодезии и водных изысканий, лаборатория строительных материалов, лаборатория механики грунтов… Но самой крупной учебной и научно-исследовательской лабораторией факультета является гидротехническая лаборатория им. профессора В. Е. Тимонова. На церемонии ее открытия в 1936 г. присутствовал академик Графтио. Три года назад была завершена реконструкция этой лаборатории с полным обновлением оборудования — создано уникальное стендовое оснащение, по большей части не имеющее аналогов в России. Здесь можно моделировать гидромеханические процессы: создавать шлюзовые модели, исследовать русловые процессы, работу судоходных гидротехнических сооружений.

Как и раньше, сегодня факультет готовит инженеров-гидротехников по трем основным направлениям: естественные водные пути, речные гидротехнические сооружения (это —
каналы, шлюзы, и т. п.) и морские и речные порты.

 Усиление экологических требований к гидротехническим сооружениям и эксплуатации вод-
ного транспорта привело к созданию на факультете кафедры охраны окружающей среды, и уже в течение 30 лет здесь готовят инженеров по комплексному использованию и охране водных ресурсов.

В настоящее время водно-транспортная отрасль России остро нуждается в специалистах высокого класса, так как модернизация внутренних водных путей является государственной задачей. И гидротехнический факультет Санкт-Петербургского государственного университета водных коммуникаций смело можно именовать кузницей молодых кадров.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~u7JkT