Проблема диагностики и развития научного потенциала учащихся

 

13 Декабря 2010

Проблема диагностики и развития научного потенциала учащихся

Конференция прошла в рамках научно-исследовательского проекта «Формирование научного потенциала учащихся в учреждениях дополнительного образования путем интеграции вузовских исследовательских программ в образовательные программы учреждений детского творчества». Этот проект в 2008 году получил официальную поддержку Министерства образования РФ.

Проект развивается группой энтузиастов, объединяющей педагогов вуза, школьных учителей и архитекторов. За несколько лет в него удалось привлечь более 15 молодых ученых из числа студентов и аспирантов, а также организовать конференции и семинары для популяризации темы исследования. В рамках работы над ним осуществляются совместные педагогические эксперименты кафедры городского строительства СПбГАСУ (руководитель — заведующая кафедрой, профессор Г. И. Клиорина) и студии «Архитектурное моделирование» ДДТ «Измайловский» (руководитель студии — Т. И. Шестернева). Поэтому неудивительно, что базовым научным институтом для развития проекта стал Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, в стенах которого сейчас идут основные исследования, связанные с диагностикой и мониторингом исследовательского потенциала учащихся.

Так, 29 октября в СПбГАСУ прошло пленарное заседание Международной  научно-практической педагогической конференции «Научно-исследовательский потенциал учащихся: особенности формирования и перспективы реализации».

На открытии пленарного заседания со словами приветствия к участникам конференции обратились проректор по учебной работе СПбГАСУ А. А. Петров и начальник Управления научной и инновационной работы СПбГАСУ В. М. Челнокова. В заседании приняли участие не только преподаватели и студенты СПбГАСУ университета, но и представители школ Санкт-Петербурга и регионов, а также иностранные гости — преподаватели Вроцлавского технического университета (Польша).

Перед участниками конференции с докладом «Интегрирование информационных средств в решение комплексной задачи проектирования и строительства энергоресурсосберегающих объектов недвижимости» выступил декан факультета городского строительства и жилищно-коммунального хозяйства СПбГАСУ, профессор С. А. Болотин. Декан ФИЭС Вроцлавского технического университета Ян Данилевич говорил о перспективах развития своего факультета. Инициатор проекта и организатор Всероссийского молодежного конкурса «Высшее образование сегодня: взгляд молодых» старший преподаватель, кандидат архитектуры Н. Н. Шестернева рассказала об основных достижениях проекта за 2009—2010 гг., о результатах молодежных мероприятий, проводимых СПбГАСУ совместно со школами Санкт-Петербурга, и о перспективах развития проекта в 2011 г. Активное участие в конференции приняли, конечно же, и студенты факультета городского строительства и жилищно-коммунального хозяйства СПбГАСУ. Так, с сообщением «Проблемы высшего образования: система конфликта ”вуз — студент — профессия”, причины и следствия» выступили К. Олиферко и К. Кротиков; О. Колтунова рассказала о проблемах профориентации студентов и абитуриентов, а Л. Голубева и Т. Балыгина рассмотрели целый ряд аспектов, связанных с проблемой реформы образования в российских строительных вузах сообразно европейской модели.

Актуальность всех проводимых мероприятий в рамках проекта «Формирование научного потенциала учащихся» определяется отсутствием устойчивых связей между образовательными программами разных учебных заведений и необходимостью формировать научный потенциал в каждом учебном заведении отдельно. В результате этой разобщенности прослеживается неудовлетворительное состояние современной научной школы в области технических наук и архитектуры. Однако поскольку инженерное научное творчество требует длительного времени для формирования исследовательской индивидуальности, крайне важна возможность формирования в вузах научных школ со своевременным подключением программ школьных учреждений и учреждений дополнительного образования.

Эти проблемы требуют пересмотра принципов взаимодействия существующих образовательных программ (в учреждениях разного уровня) и создания новых учреждений для формирования, развития и процветания научных школ РФ. Для решения этих задач в рамках исследования регулярно проводятся социологические и профессиональные обследования, методическая работа с учебными планами и образовательными программами под руководством кандидата психологических наук, доцента Е. А. Соловьевой, кандидата архитектуры Н. Н. Шестерневой, методиста дополнительного образования Е. А. Гусевой и др.

Результаты работы проекта за 2009—2010 гг. показали актуальность, широкую востребованность и практическую значимость выбранной тематики. Одним из наиболее важных этапов работы в 2010 г. стало расширение круга участников обсуждения проекта. Для этого были организованы мероприятия, позволяющие широко популяризировать тему исследования и привлечь к ее реализации максимальный круг заинтересованных лиц. Над развитием темы проекта работали студенты, проводившие собственные исследования в области самоидентификации в выбранной инженерной специальности. Свое мнение на информационном сайте проекта высказывали педагоги и методисты многих учебных заведений России. На молодежный конкурс по проблемам образования было представлено более 140 работ, посвященных проблемам образовательного процесса в школе и вузе. Педагоги учреждений дополнительного образования и школ Санкт-Петербурга поделились методическими наработками в области диагностики исследовательского потенциала.
Задачей дальнейшей работы должно стать создание полноценной модели непрерывного образовательного процесса, построенного на взаимодействии программ вуза и учреждений дополнительного образования. Необходимо также продолжить работу по анализу возможности интеграции в образовательные программы учреждений детского творчества вузовских исследовательских программ и рассмотреть вопросы их корректировки с целью включения  в систему непрерывного образования.

Информация предоставлена отделом
по связям с общественностью СПбГАСУ

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~PXrrm