Духовное образование в России — вопрос духовной безопасности

 

13 Декабря 2010

Духовное образование в России — вопрос духовной безопасности

Далеко не все имеют представление о том, как живут священники и как они получают образование. Всё чаще священнослужителей можно увидеть в армии, школе, детских домах, больницах, домах престарелых, но не каждый знает о том, какое образование получает будущий священник.

Говоря о духовном образовании, необходимо дать краткую историческую справку, чтобы иметь представление о том, что было сделано в предыдущие годы и каково положение богословской школы на данный момент.
Накануне революции 1917 года система духовного образования в Российской империи включала 4 духовные академии, 57 духовных семинарий, а также 185 духовных училищ. В конце 1940-х годов, после восстановления системы богословского образования, имелось 2 духовные академии и 8 семинарий. На рубеже 50-х  —  60-х годов, в силу обстоятельств, были закрыты еще 5 духовных семинарий, и в течение долгого времени в Русской православной церкви функционировали лишь 2 духовные академии (в Сергиевом Посаде и Санкт-Петербурге) и 3 духовные семинарии — Московская, Санкт-Петербургская и Одесская. Начало 1960-х годов было очень трудным временем. Именно тогда был нанесен значительный урон профессорско-преподавательскому составу академии, так как наиболее способные и образованные люди оказались в ситуации, когда им стало просто невозможно продолжать работу в духовных академиях. Одни были просто изгнаны из академий властями, вторые ушли на гражданскую работу, третьи занялись наукой, а иные даже оказались в числе предателей.

Только в 1970-е годы удалось добиться от властей разрешения увеличить прием в сохранившиеся школы. Сначала в Санкт-Петербургской, а затем и в Московской академии были открыты регентские классы, в которых смогли обучаться девушки, желающие посвятить свою жизнь церковной музыке. В этот период духовные школы начали постепенно выходить из состояния стагнации; ряды преподавателей стали пополняться людьми, имеющими не только высшее богословское, но и светское образование.  

Очень важно отметить, что в области духовного образования этот период не был периодом застоя. Отмечался определенный прогресс, шел (пусть и медленно) процесс восстановления. Именно благодаря тому импульсу, который получили духовные школы в 70-е, они смогли вступить в 1988 год укрепленными и более жизнеспособными.
В сам 1988 год, год 1000-летия Крещения Руси, были открыты три духовные семинарии: Киевская, Минская и Тобольская, а также 5 духовных училищ: Смоленское, Новосибирское, Кишиневское, Ставропольское и Черниговское.

Решением Священного синода от 28 декабря 1996 года (журнал заседания Священного Синода № 82) была принята концепция «Основных направлений богословского образования Русской православной церкви». Статус церковных учебных заведений в этой концепции определялся следующим образом: «Духовная семинария — учебное заведение Московского патриархата, готовящее священнослужителей Русской православной церкви. Духовная семинария является учебным заведением закрытого типа. Срок обучения в семинарии — 5 лет. По окончании семинарии, в случае успешной защиты дипломной работы, выпускнику присваивается звание бакалавра. Духовная академия — высшее учебное заведение Московского патриархата, готовящее священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского патриархата. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт — высшее учебное заведение Московского патриархата открытого типа. Духовное училище — специальное учебное заведение Московского патриархата, готовящее церковнослужителей Русской православной церкви».

В 2003 году состоялись первый выпуск «новой», пятилетней семинарии и соответственно набор в «новую», трехгодичную академию.

В соответствии с задачами научно-богословской специализации, сформулированными еще Архиерейским собором 1989 года, в Московской и Санкт-Петербургской академиях были созданы четыре отделения — библейское, богословское, историческое и церковно-практическое. В 2003 году на эти отделения пришли выпускники пятилетних семинарий.
В 2006 году состоялся первый выпуск «реформированных» трехлетних академий. Процесс обучения в академиях стал постепенно удаляться от имевшегося прежде формализма и дублирования семинарского курса, большее внимание стало уделяться специальным курсам, семинарам, а также самостоятельной исследовательской работе студентов. Требования, предъявляемые к кандидатским диссертациям, а также процедуры написания и защиты работ стали приводиться в соответствии с уровнем требований в светских научных и учебных заведениях.

31 марта 2009 года Священный синод (журнал № 20) принял решение о создании Общецерковной аспирантуры. На заседании Синода 27 июля 2009 года был утвержден Устав Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени Святых равноапостольных Кирилла и Мефодия (журнал №  57).

На сегодняшний день в системе духовного образования Русской православной церкви имеются Общецерковная аспирантура и докторантура, пять духовных академий, два университета, два богословских института, тридцать восемь духовных семинарий, тридцать девять духовных училищ и пастырских курсов.

После краткого исторического экскурса необходимо рассказать о том, как вся эта многоступенчатая система образования работает практически: как человек поступает в духовные училище, семинарию, академию, аспирантуру и докторантуру; что происходит после окончания высшего духовного учебного заведения; как студенты становятся священниками и какова их дальнейшая жизнь.
 

Первую ступень учебного процесса в Русской православной церкви занимает духовное училище. Как правило, училище не дает глубокого духовного образования  —  оно призвано научить основам, подготовить человека к поступлению в духовную семинарию. Согласно статусу, который был дан духовному училищу в концепции, разработанной Учебным комитетом и принятой на заседании Священного синода от 28 декабря 1996 года (журнал № 82), духовное училище готовит церковнослужителей Русской православной церкви.
В Православной церкви все духовенство делится на два типа: священнослужители и церковнослужители. К священнослужителям относятся: диаконы, священники и епископы. Церковнослужителями, в свою очередь,  называются клирики, которые помогают священнослужителям в совершении богослужения. Они поставляются через архиерейскую хиротесию в степень чтеца, певца или иподиакона. После окончания духовного училища человек может стать церковнослужителем или принять диаконский сан (первая степень священства).

При поступлении в училище молодой человек сдает экзамены. Кроме знания начальных молитв от поступающего требуется навык чтения на церковно-славянском языке. Срок обучения в духовном училище варьируется от 3 до 4 лет.

По окончании духовного училища человек может поступить в духовную семинарию или же остаться служить на приходе в качестве чтеца, певца или иподиакона.
Следующую ступень церковного образования занимает семинария.

Учебный план, по которому занимаются семинаристы, состоит в основном из специальных предметов — это различные виды богословия (основное, догматическое, нравственное, пастырское, сравнительное), библейские дисциплины (Священное Писание  (Ветхий и Новый Завет)), древние языки (церковно-славянский, латинский и греческий), миссиология, история религии, история Русской православной церкви и т. п. В состав общеобразовательных предметов входят: русский язык, английский язык, философия, риторика, история России и т. д.

Обучаясь в духовной семинарии, студент невольно задумывается об устройстве личной жизни: жениться или вступить на монашеский путь. Для того чтобы знакомство молодых людей происходило с девушками православного вероисповедания, при многих семинариях были открыты регентские классы, которые в дальнейшем переросли в целые отделения и школы.

Кроме регентских отделений при семинариях существуют иконописные школы, в которых обучаются как юноши, так и девушки. Срок обучения на регентском и иконописном отделениях не менее 3 лет.  

Стать семейным человеком можно еще во время обучения. Желающие вступить в брак должны испросить на него благословение у ректора. После бракосочетания через некоторое время встает вопрос о рукоположении в диаконы, а затем и священники. Вопрос о принятии монашества также решается только с согласия ректора.

Приняв священство или монашество, учащийся продолжает посещать лекции, но в более свободной форме, так как исполнение обязанностей, возлагаемых священным саном, требует дополнительного времени.

Как правило, жениться, принять монашеский постриг или священный сан можно только с 3-го курса семинарии. В остальных случаях вопрос требует особого рассмотрения ректора.
На последнем курсе духовной семинарии студенты защищают дипломные работы. Желающие поступить в духовную академию в августе того же года сдают вступительные экзамены.

Чтобы успешно пройти вступительные экзамены в академию, студенту необходимо продемонстрировать отличные знания материала 5-летнего курса семинарии, а также знания новых и древних языков.

Обучение в академии предполагает самостоятельную научно-исследовательскую работу в той или иной области. Предметы, изучаемые в академии, в своей основе соответствуют тому, что преподают в семинарии, но имеют более углубленный характер. К уже пройденным в семинарии дисциплинам прибавляются новые: психология, методика преподавания, древнееврейский язык, исагогика, герменевтика и т. п. Многие виды наук, имевшие в семинарии единый курс, теперь разбиваются на разные направления. Также следует отметить, что в академии в отличие от семинарии существуют различные кафедры: богословская, библейская, церковно-историческая, церковно-практическая.

В последнее время духовное образование подверглось определенным реформам. 13 ноября 2009 года в храме Христа Спасителя в Москве под председательством Святейшего Патриарха Кирилла прошло ректорское совещание, на котором присутствовали ректоры и представители духовных академий, семинарий, духовных училищ, пастырских курсов, православных университетов и институтов. Святейший Патриарх выступил с докладом «Духовное образование Русской православной церкви на современном историческом этапе. Проблемы, задачи и перспективы». В своем докладе он дал историческую справку о состоянии духовного образования и поделился мыслями в отношении его реформирования. В своем выступлении Святейший Патриарх Кирилл обозначил задачи и цели, которых необходимо достичь, чтобы поднять духовное образование на качественно новый уровень.
О том, что сегодня духовное образование выходит на более высокий уровень, говорит изменение требований, предъявляемых к кандидатским диссертациям и дипломным работам. Сегодня приоритет отдается самостоятельной исследовательской работе студента. К рецензированию кандидатских диссертаций теперь приглашаются специалисты из светских высших учебных заведений, что указывает на серьезность предъявляемых требований к работам и говорит о повышении качества образования.

Говоря о внутреннем распорядке жизни студентов в духовных школах, необходимо упомянуть о наличии так называемых «послушаний»,  которые выражаются в активном участии студента в жизни alma mater. Все студенты, так или иначе, задействованы на определенных послушаниях.

Учащиеся духовных школ активно участвуют в помощи детским домам, домам престарелых, ведут широкую социальную деятельность. Все это также является частью образования. Именно через благотворительную, миссионерскую и социальную деятельность теоретические знания реализуются на практике.

Можно сказать, что вопрос духовного образования напрямую связан с вопросом духовной безопасности. Что же такое духовная безопасность? Словарь Дмитрия Рогозина «Война и мир в терминах и определениях» говорит о том, что «духовная безопасность связана с нравственностью и патриотизмом», что «обеспечение духовной безопасности является приоритетной задачей, так как она выражает моральный дух нации, ее способность ставить и решать исторические задачи».

Говоря о духовной безопасности, невольно задаешься вопросом: а что же может обеспечить эту безопасность в нашем современном обществе? Важным шагом на пути достижения духовной безопасности стоит проблема здоровья нации. По меткому выражению профессора Московской духовной академии А. И. Осипова, «здоровье нации  —  это прежде всего духовное здоровье. Без борьбы со страстями, мерзостями, без чистоты души ни о каком здоровье речи быть не может. Христианство предлагает “средства” очищения любовью  —  это Церковь, молитва, Таинство».

Взаимодействие и синергия между Церковью и государственной властью  —  вот залог успеха на пути к достижению духовной безопасности и духовному здоровью нации. Опыт сотрудничества между Церковью и государством по вопросам духовного образования приносит добрые плоды. Не подлежит сомнению, что повсеместное введение «Основ православной культуры» будет способствовать тому, что наши дети вырастут истинными патриотами своего Отечества и благочестивыми сынами своей Церкви.

Диакон Алексий ОКНИН

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~zIci6