Олимпиада: интеграция в современную систему образования

 

13 Декабря 2010

Олимпиада: интеграция в современную систему образования

Опыт внедрения ЕГЭ показал, что это вполне эффективный, но не универсальный и не самый объективный способ проверки знаний. Несмотря на переход с 2009 года в штатный режим итоговой и абитуриентской аттестации в форме ЕГЭ, каждый год меняются структура билетов, система оценки знаний в частях A, B и C. Предлагается менять технологию и правила проведения ЕГЭ.

Общее мнение специалистов высшей школы: ЕГЭ может со временем стать приемлемым механизмом итоговой аттестации. Но использование ЕГЭ в качестве основного метода оценки знаний абитуриента чревато серьезными проблемами для системы профессионального образования. Именно профессионального, так как поставленные руководством страны задачи модернизации могут быть решены только профессионалами, а не ремесленниками усредненного уровня.

Давайте вернемся на несколько лет назад, когда вступительные испытания в вузы проводились в традиционной форме. Вступительные испытания, которые проводились вузами, ставили основную задачу  — отбор лучших из числа пришедших. При этом банк заданий каждого вуза имел свои особенности и отличия. Эти особенности были обусловлены объективными факторами: научной и методической школой, особенностями учебных программ, историческими причинами и т. д.

Различия во вступительных испытаниях заставляли абитуриентов серьезно подходить к выбору будущей профессии и высшего учебного заведения, где они могли бы получить эту профессию.

Абитуриенты и их родители за несколько лет до окончания школы начинали маркетинг рынка образовательных услуг. Посещали дни  открытых дверей, подготовительные курсы, малые факультеты. Школьники, посещавшие подготовительные курсы, всегда лучше других осваивали школьную программу и показывали лучшие результаты на контрольных и школьных экзаменах. Решая на подготовительных курсах, малых факультетах и с репетиторами вступительные задания, абитуриент не только готовился к вступительным испытаниям, но и получал представление о требованиях к  уровню знаний студента в том или ином вузе. Все это вырабатывало  МОТИВАЦИЮ абитуриента для поступления в конкретный в вуз.

ЕГЭ, к сожалению, разрушил старую систему мотивации, а новую не предложил. На выбор того или иного вуза и той или иной специальности влияют совершенно другие факторы: набранный балл по ЕГЭ при окончании школы, удаленность от дома и удобное транспортное сообщение, отзывы друзей или старших детей в семье, профессия родителей  и информационное давление СМИ, реклама, наличие градообразующих предприятий, особенно в регионах. Но это все неуправляемые, или пассивные, факторы, на которые вузы и будущие работодатели влиять не могут. В этой ситуации единственным управляемым фактором,  привлекающим ребят в тот или иной вуз, являются олимпиады.

 Олимпиады позволяют учащимся проверить свои знания, самоутвердиться, повысить мотивацию обучения и раскрыть свой творческий потенциал.

Если высокий балл за ЕГЭ только показывает, что абитуриент хорошо усвоил программу средней школы, то победители олимпиад демонстрируют качественно иной уровень знаний и способность к самообучению.

Морской технический университет участвовал в течение ряда последних лет во всероссийских олимпиадах по различным дисциплинам. Анализ результатов этих олимпиад позволяет сделать некоторые выводы об эффективности такой системы проверки знаний, как олимпиада.

Во-первых, как было сказано ранее, олимпиада на сегодняшний день является основным управляемым фактором, влияющим на выбор вуза абитуриентом. Современные российские олимпиады школьников уже несколько лет проводятся по новым правилам — группами вузов, на различных площадках, по согласованным билетам, проверяются независимыми коллективными предметными комиссиями. Последние два года сотрудничество технических вузов Санкт-Петербурга при проведении всероссийских олимпиад проходит в условиях полного доверия и с максимальной эффективностью.

Во-вторых, олимпиада дает возможность поднять свой балл ЕГЭ до максимального значения без какого-либо риска. В некоторых школах, записываясь на какой-либо ЕГЭ, слабый или неуверенный ребенок часто подвергается давлению со стороны учителей и администрации школ. Но их  нельзя за это винить. Получив незачетную оценку по какому-либо ЕГЭ, ученик снижает показатели всей школы. Директора школ подвергаются давлению органов управления в системе образования. И так по цепочке вверх. Это называется вертикаль власти.

 Олимпиадная система лишена этих проблем. Стал победителем или призером —  молодец, получи свой бонус при поступлении. Если нет —  можно посмотреть свои ошибки и использовать время, оставшееся до ЕГЭ, для восполнения пробелов в своих знаниях. Кроме того, жители крупных регионов могут участвовать в нескольких олимпиадах. К сожалению, такой возможности лишены те, кто живет в отдаленных или малонаселенных регионах, и это серьезная проблема, требующая отдельного рассмотрения.

Но в реализуемой сегодня модели олимпиад содержатся и некоторые серьезные огрехи, причем не столько методические (экзамен не может быть лучше школьной программы, освоение которой он измеряет), сколько организационные. Одна их них уже была названа.
Другая проблема —  позднее объявление и постоянное изменение  правил проведения олимпиады. Формат и структура данных  для регистрации, сроки предоставления этих данных меняются очень часто и всегда задним числом по инициативе организаторов (региональные организаторы всегда ссылаются на федеральных).

Еще одна проблема —  это постоянные спекуляции чиновников от образования на тему корреляции результатов олимпиад и результатов ЕГЭ. Все время кто-то пытается проверить: как сдали ЕГЭ по физике те, кто стал призером по физической олимпиаде. Если балл на 5 единиц меньше, то делается вывод о необъективности той или иной олимпиады.
Это по крайней мере некорректная система контроля. Если следовать этой логике дальше, то если кто-то не победил на олимпиаде, но сдал хорошо ЕГЭ, то на следующий год надо закрыть ЕГЭ.

Вместе с тем мы считаем, что следует стремиться к расширению олимпиадного движения, и есть все основания надеяться, что со временем статус олимпиад возрастет до уровня ЕГЭ. Такой подход, если он будет реализован корректно, позволит сбалансировать интересы всех заинтересованных сторон.

Кроме того, результаты олимпиад могут быть использованы потенциальными работодателями для оценки качества отбора и подготовки специалистов, в том числе в рамках целевого набора или государственного оборонного заказа.

Ответственный секретарь приемной комиссии  СПбГМТУ, доцент Андрей Вячеславович Бусько

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~VNhH7