«Катя Кабанова» - Информационный портал

«Катя Кабанова»

 

24 Мая 2010

«Катя Кабанова»

Михайловский театр продолжает знакомить слушателей с шедеврами мирового музыкального театра. «Катя Кабанова» чешского композитора Леоша Яначека - одно из самых значительных оперных произведений ХХ века. Большинство ведущих оперных домов имеет это название в своем репертуаре. Парадоксально, но опера на сюжет из русской классики почти не исполняется в России. Премьерой в Михайловском театре начинается сценическая история «Кати Кабановой» в Петербурге, где ее прежде не ставили никогда.
 
Литературной основой «Кати Кабановой» является драма А. Н Островского «Гроза». Яначек был уверен, что в этой пьесе он нашел идеальный оперный сюжет. Композитор сам написал либретто, сократив текст пьесы на треть. Он очистил действие от бытовых подробностей, дал свободу любовным страстям, вывел на первый план драму женщины, оказавшейся во власти сильных эмоций. Фигура главной героини, которую Яначек с нежностью называл «Моя Катя», так увлекла автора, что ее именем он назвал свое произведение.
 
Опера Яначека дает простор для интерпретаций. Чувственность, задавленная мрачной семейной атмосферой и религиозностью, рвется на свободу, и сила этого порыва такова, что героиня не выдерживает его мощи. Современные постановщики, раскрывая эту коллизию, нередко опираются на теорию психоанализа. Но, независимо от режиссерского подхода, «Катя Кабанова», прежде всего, - выдающееся музыкальное произведение, пронзительно глубокое, полное лирических откровений. В нем неразрывно соединены музыкальная ткань и драматургическая основа, выдающиеся гармонические находки и захватывающая экспрессия звучащего слова.
 
Владимир Кехман, генеральный директор Михайловского театра: «Пьеса Островского, лежащая в основе оперы, – это одна из вершин русской драматургии, и я надеюсь, что музыка Яначека позволит театральной аудитории по-новому взглянуть на наше литературное наследие, которое не заслуживает того, чтобы его считали просто страницами школьной хрестоматии. А для солистов Михайловского театра встреча с таким ярким материалом – это возможность реализовать свой потенциал, как вокальный, так и актерский».
 
Петер Феранец, музыкальный руководитель и главный дирижер Михайловского театра: «Леош Яначек – композитор переломной эпохи. Впитав славянский фольклор и классическую венскую музыкальную культуру, он пошел дальше, стал одним из творцов нового музыкального языка. «Катя Кабанова» - одно из лучших его произведений, образец музыкальной зрелости и выразительности».
 
 
Над постановкой работают:
 
Музыкальный руководитель и дирижёр: Петер Феранец
Режиссёр-постановщик: Нильс-Петер Рудольф
Художник-постановщик: Фолкер Хинтермайер
Художник по костюмам: Сюзанн Бюлер
Главный хормейстер: Владимир Столповских
 
Партию Катерины репетируют Анна Нечаева, Татьяна Рягузова, Мария Литке.
 
Опера будет исполняться на чешском языке.
 
 
Мировая премьера «Кати Кабановой» состоялась 23 ноября 1921 года в Брно. Через год опера была поставлена в Праге.
 
В России «Катя Кабанова» впервые поставлена в Новосибирском академическом театре оперы и балета. Премьера – 3 февраля 2007 года.
 
Существует несколько оперных произведений на сюжет «Грозы», первым из которых было сочинение Владимира Кашперова, поставленное в Москве и Петербурге в 1867 году. К драме Островского обращались также композиторы Виктор Трамбицкий, Борис Асафьев, Иван Дзержинский.
 
Музыкальный руководитель – главный дирижер Михайловского театра Петер Феранец по итогам сезона 2009/2010 номинирован на «Золотую Маску» за работу дирижера (постановка оперы «Иудейка»). «Иудейка» также выдвинута как лучший оперный спектакль. Всего Михайловский театр имеет 13 номинаций, из которых на «Иудейку» приходится семь.

 

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~eBVG3