Образование: уровень качества - Информационный портал

Образование: уровень качества

 

24 Мая 2010

Образование: уровень качества

«Коллектив ЛЭТИ сегодня занимает лидерские позиции в использовании передовых технологий обучения и системы менеджмента качества в образовании», — подчеркнул во вступительном слове ректор вуза Владимир Кутузов. Он сообщил также, что университет является разработчиком 12 государственных образовательных стандартов (ГОС) III поколения, почти все они уже введены в действие. Сегодня ведется разработка программ и рабочих дисциплин. ЛЭТИ еще в 2007 году полностью перешел на подготовку по уровневой системе, все программы подготовки магистров согласованы с работодателями.

О том, как осуществляется взаимодействие вузов и предприятий при реализации уровневой подготовки специалистов, собравшимся рассказал проректор по учебной работе ЛЭТИ Николай Лысенко. По мнению докладчика, готовить по-настоящему востребованных специалистов позволяет именно уровневая подготовка. Во-первых, она позволяет студентам корректировать свою образовательную траекторию и уже на уровне бакалавра выходить на рынок труда. Тем более что в новых ФГОС предусмотрена профилизация бакалаврской подготовки. Во-вторых, может происходить коррекция образовательной траектории при выборе магистерской образовательной программы. Знакомство с предприятиями на этапе базовой фундаментальной подготовки (бакалавриат, должен включать по меньшей мере три производственные практики) дает студенту возможность определиться с местом будущей работы, с профилем дальнейшего обучения. «Эксперимент по внедрению уровневой подготовки идет в вузе уже с 1992 года, а при реализации инновационной образовательной программы в рамках ПНП «Образование» разработано более 30 уникальных магистерских программ», — сказал Н. Лысенко.

Не следует забывать и о внешнем факторе быстроменяющихся требований к содержанию образования со стороны работодателей. Сегодня никто из них не в состоянии планировать свою кадровую политику даже на 5 лет, как правило, этот срок составляет 1,5—2 года. Вариативная уровневая подготовка позволяет учесть эту особенность экономики страны и быстро вносить изменения в соответствии с требованиями работодателей. Базовый учебный план должен быть подписан не менее чем двумя предприятиями-работодателями, только тогда можно считать, что специалисты, подготовленные по нему, востребованы.
Сегодня в стране еще нестабилен рынок целевой подготовки, однако многие промышленные предприятия уже справедливо полагают, что не вкладывать средства в целевую подготовку кадров губительно для предприятия. ЛЭТИ в 2010 году планирует удвоить целевой прием, а в перспективе — иметь 30% студентов целевого набора. Работодатели должны также участвовать в аттестации выпускников — входить в состав государственных аттестационных комиссий по защите дипломных работ.

Словом, по мнению докладчика, следовать за экономикой в рамках «застывшей» образовательной программы совершенно невозможно. Массовый выпуск магистров в области техники и технологий, способных работать на высокотехнологичных предприятиях, возможен лишь при тесном взаимодействии вузов и промышленных предприятий.
О гарантиях качества образования для развития высокотехнологичных отраслей экономики участникам форума рассказал начальник Управления лицензирования, аттестации и аккредитации Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Виктор Круглов. Он привел данные статистики, свидетельствующие, что к 2010 году число школьников сократится на 23%, студентов — на 16%, так что демографические тенденции страны явно не способствуют развитию высшего образования.

Говоря о недостатках и нарушениях в области образовательной деятельности, докладчик отметил, что наибольшее число замечаний приходится на филиалы государственных вузов (46,8%), а меньше всего — на сами государственные вузы (7,3%). По мнению В. Круглова, это связано с тем, что большинство филиалов ведет обучение студентов только на контрактной основе. Избежать этого можно, если государственные вузы будут передавать в филиалы бюджетные места.

За 2009 год отказ в государственной аккредитации получили 16 российских вузов, целый ряд вузов получил отказ по конкретным образовательным программам. Типичные причины этого: невыполнение лицензионных требований; нарушения в реализации ГОСов; недостаточные знания студентов; низкое качество выпускных квалификационных работ; предоставление недостоверной информации; невыполнение аккредитационных показателей.

Как же изменить эту ситуацию? В процессе разработки лицензионных условий и аккредитационных показателей необходимо:
— учитывать перечень специальностей, востребованных рынком труда в конкретных регионах;
— дать «зеленый свет» образовательным учреждениям, имеющим собственную материальную базу, оснащенную современным оборудованием, и способным ее развивать;
— повысить требования к качеству проведения образовательного процесса, к преподавателям, которые должны не только иметь соответствующее базовое образование, но и заниматься методической и научной работой.

Образование формирует интеллектуальное и духовное состояние общества, поэтому столь важно понимание качества образования. Показатели качества сегодня выделяют в соответствии со структурой модели «Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании». Это нaучно-исслeдовaтeльскaя прогрaммa унивeрситeтa, состояние его материально-технической базы, кaчeство учебных программ, преподавательского состава, знаний студентов, востребованность выпускников на рынке труда и их последующие достижения.

В. Круглов подчеркнул, что отвечать за качество подготовки выпускников должен сам вуз, а не Федеральное агентство. То есть центр тяжести с процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов на базе национальных систем аттестации и аккредитации будет перенесен в сторону внутренней самооценки образовательного учреждения на основе тех или иных моделей. Создание вузовской системы контроля качества обеспечит также существенную экономию материальных и временных ресурсов, выделяемых на проведение внешней экспертизы.

Дальнейшая работа конференции была посвящена проблемам уровневой подготовки; международного образовательного сотрудничества; перспективных технологий обучения; взаимодействия вузов при реализации сетевых образовательных программ; профориентационной работы и приема в вузы по ЕГЭ; создания систем качества на основе типовой модели системы качества образовательного учреждения; государственной и общественно-профессиональной аккредитации образовательных учреждений и программ; подготовки кадров в области менеджмента качества. На круглых столах участники конференции обсудили вопросы целевого приема в вузы и использования электронных изданий в учебном процессе.

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~6hCOo