Университет водных коммуникаций — юбиляр! - Информационный портал

Университет водных коммуникаций — юбиляр!

 
24 Мая 2010

Университет водных коммуникаций — юбиляр!

28 апреля эту дату в университете торжественно отметили расширенным заседанием ученого совета и встречей с прославленными выпускниками.

Истоки идей создать в России специальное учебное заведение в области путей сообщения восходят к Екатерине II. В 1782 году был подписан Указ «Об учреждении гидравлического корпуса» — «для сочинения планов, для управления и производства работ, как-то: шлюзов, каналов, пристаней и прочего тому подобного». Среди зарубежных специалистов, внесших крупный вклад в развитие гидротехнического строительства, был голландец Франц Павлович де Волан, приглашенный на русскую службу Екатериной II.

Де Волану принадлежат проекты и постройка Тихвинской водной системы, Мариинского канала, канала между Шексной и Северной Двиной, обеспечившего судоходство от Волги до Архангельского порта, другие водные пути.

В 1798 г. указом Императора Павла I был учрежден Департамент водяных коммуникаций и создана Экспедиция устроения дорог в государстве. Главным директором Департамента был назначен Яков Ефимович Сиверс.
И, наконец, 2 декабря (по новому стилю) 1809 года, когда Манифестом императора Александра I был учрежден Институт корпуса инженеров  путей сообщения — первое транспортное и строительное высшее техническое учебное заведение в России. Первым руководителем института был один из виднейших европейских инженеров, находящийся на русской службе генерал-лейтенант Августин Бетанкур, испанец по происхождению.
Первый в СССР отдельный воднотранспортный институт: Ленинградский институт инженеров водного транспорта был создан 1 апреля 1930 г., когда были организованы три факультета: гидротехнический, механический и эксплуатационный. Институт был создан в связи с предстоящей индустриализацией, когда остро встал вопрос о подготовке специалистов водного транспорта.

В 1955 году подготовка специалистов ЛИИВТа велась уже на пяти факультетах: судомеханическом, механизации и оборудования портов, кораблестроительном, гидротехническом,  и инженерно-экономическом.

  11 февраля 1959 года вышло Постановление Совета министров РСФСР № 152 «Об объединении Ленинградского института инженеров водного транспорта с Центральным научно-исследовательским институтом речного флота». Объединенный институт получил название Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ). Начался второй этап истории вуза.

Таким образом, в определенные периоды своей истории Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций назывался по-разному: Институт инженеров путей сообщения, Ленинградский институт инженеров водного транспорта, Ленинградский институт водного транспорта. Университет водных коммуникаций — это старейший в стране ведущий отраслевой вуз. За два века здесь накоплен богатейший преподавательский опыт и создана серьезная научная школа. Сегодня на десяти факультетах университета обучаются около 18 тысяч студентов.

— Не отметить 80—летие самостоятельной работы было бы неуважением к прошлым поколениям сотрудников и студентов и к нынешнему коллективу университета, — подчеркивает ректор вуза, профессор С. О. Барышников. — В истории нашего вуза три этапа, на каждом из которых было многое достигнуто. Время показало, что организация гидротехнического факультета в первую очередь была обоснованной, — утверждает Сергей Барышников. — Этот факультет до сегодняшнего дня сохранил широкий профиль подготовки инженеров-гидротехников по трем направлениям: естественные водные пути, шлюзованные водные пути и речные гидротехнические сооружения — морские и речные порты. За все время существования факультета это отвечало задачам проектирования, строительства и эксплуатации внутренних водных путей нашей страны. Усиление же экологических требований во второй половине XX века привело к созданию на факультете четвертого направления — «Комплексное использование и охрана водных ресурсов».

Научные достижения ЛИВТа неотделимы от достижений отрасли того периода. В 1959—1965 годах на водных путях СССР велись масштабные работы по созданию Единой глубоководной системы европейской части страны. Крупное гидротехническое строительство развернулось и на реках Сибири. Важнейшим событием стало завершение в 1964 году строительства Волго-Балтийского водного пути. Значительный вклад в решение поставленных задач внесли кафедры гидротехнического факультета института.

При активном участии кафедр инженерно-экономического и судомеханического факультетов ЛИВТа была разработана новая сетка типов судов внутреннего плавания. Началось серийное строительство автоматизированных крупнотоннажных судов грузоподъемностью 5000 т типа «Волго-Дон», «Волгонефть» и других. Для развития прямых перевозок между речными и морскими портами без перевалки грузов в устьевых портах были созданы суда нового типа — смешанного река-море плавания («Волго-Балт» (2700 т), «Балтийский» (2000 т) и др.).

Развитие контейнерных перевозок поставило задачу создания специализированных причалов и контейнерных терминалов. Большой объем исследований в этой области выполнили специальные кафедры факультета механизации и оборудования портов ЛИВТа.
В 1993 году ЛИВТ получил статус технического университета и стал называться Санкт-Петербургским государственным университетом водных коммуникаций. Постепенно были организованы новые факультеты: юридический, экономический, гуманитарный. В 1999 г. был создан факультет регионального и дистанционного обучения, обеспечивающий координацию работы филиалов университета: Беломорско-Онежского (Петрозаводск), Воронежского, Выборгского, Котласского, Мурманского, Печорского и Уральского (Екатеринбург).
В 2001 году создан факультет информационных технологий, ведущий подготовку по специальностям, до сих пор весьма дефицитным в нашем обществе, включая специальность «Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем».
Сейчас водные пути России – это мощная отрасль: судоходные реки и озера, рукотворные каналы, многочисленные системы шлюзов, сложнейшие гидротехнические сооружения, водохранилища, крупные речные и морские порты. Неотъемлемой частью воднотранспортной отрасли являются судостроительные и судоремонтные заводы, грузовые и пассажирские транспортные компании, логистические центры. Кроме того, сегодня Россия стоит перед необходимостью развития инфраструктуры внутренних водных путей как части международных транспортных коридоров.

— И сегодня перед нами – новые серьезные задачи: выработка стратегии развития университета, отвечающей требованиям инновационной экономики, пополнение кафедр молодыми преподавателями, создание инновационного центра развития водного транспорта, качественно новое сотрудничество с основными работодателями, — такими словами завершил свое выступление перед коллегами на праздновании 80-летия Университета водных коммуникаций ректор С. О. Барышников.

Информация предоставлена отделом по связям с общественностью и международным вопросам СПГУВК

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~aIcPo