![]() | ГЛАВНАЯ |
ОБ ИНФОРМАГЕНТСТВЕ | РЕКЛАМА | КОНТАКТЫ | |
![]() |
Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия в годы великой отечественной войны![]() Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия в годы великой отечественной войныС ее началом ЛПМИ, представлявший собой крупнейшее научное, лечебное и педагогическое учреждение, быстро перестроил свою работу в связи с нуждами военного времени. Наш вуз весь период войны работал в Ленинграде, способствуя успешному решению основных задач по охране материнства и детства. Ни на один день не прекращалась педагогическая, научная, лечебная и организационная деятельность института. Огромную роль сыграл институт в деле спасения жизни детей. В Ленинграде в дни блокады осталось около 400 тыс. детей, из них более 12 тыс. — в возрасте до 3 лет. Многие из них выжили благодаря самоотверженной работе сотрудников ЛПМИ, который возглавляла профессор Ю. А. Менделева. Сразу же после сообщения о начале войны в институте состоялся стихийный митинг, а через час после него открылось экстренное заседание ученого совета. В первый же месяц войны ушли на фронт 129 врачей и 150 меди-цинских сестер. На 22 ионя 1941 г. в институте насчитывалось 1805 студентов. Студенты первых 3 курсов и пятикурсники-выпускники сдавали экзамены. 440 студентов IV курса находились на производственной практике в Ленинградской, Мурманской, Калининской и Витебской областях. Часть из них досрочно вернулась с практики, часть эвакуировалась с местным населением, но некоторые оказались на территории, захваченной врагом. 30 июня 1941 г. была завершена экзаменационная сессия у студентов младших курсов и состоялся первый военный выпуск 360 врачей. К 1 сентября в институте осталось 277 студентов, и в том же месяце на 1-й курс было зачислено 354 студента. Весной 1942 г. была эвакуирована часть преподавателей и студентов в район Ессентуков–Пятигорска, однако вскоре они были перевезены в Барнаул из-за начавшегося наступления фашистов на Кавказ. Многие же сотрудники и студенты остались в осажденном городе и продолжали работать. Всю войну в Ленинграде находились известные ученые профессора А. Н. Антонов, А. Б. Воловик, Е. С. Гуревич, Ю. А. Котиков, С. Я. Кофман, С. С. Мнухин, Э. И. Фридман, в последующем действительные члены АМН СССР С. А. Новосельский, К. К. Скробанский, А. Ф. Тур и другие. Ю. А. Менделева вспоминала: «Мы были счастливы, когда вопрос об эвакуации был решен отрицательно. В условиях военного времени существование института являлось совершенно необходимым, так как нужно было готовить кадры врачей и медсестер. Нельзя было лишать детей Ленинграда ни специальной помощи, ни детского питания». Всего за время войны институт произвел 7 плановых и досрочных выпусков, подготовил 947 врачей. Часть выпускников была направлена в армию, а часть оставалась работать в Ленинграде и области, остальные распределялись в разные районы страны. Лекции часто читались под грохот снарядов и бомб, иногда переносились в бомбоубежище, но почти никогда не отменялись. Профессор А. Б. Воловик вспоминал: «Студентов было немного… Сидел я у печки, а вокруг — студенты. Могу сказать, что ни до, ни после этого учебного года не имел я такого контакта с аудиторией». Успеваемость была не ниже довоенной. Средний балл составлял: на I курсе — 3,9, на II — 4, на IV — Институт чутко реагировал на изменение обстановки в городе и разрабатывал все необходимые мероприятия. Так, в связи со случаями брюшного тифа у детей раннего возраста в 1942 г. была создана специальная прививочная комиссия во главе с А. Ф. Туром, в задачи которой входил контроль за прививками против брюшного тифа, проводившимися впервые в стране детям начиная с 2-летнего возраста. В 1943—1944 гг. реэвакуация детского населения в Ленинград вызвала увеличение заболеваемости корью. Сразу же для педиатров в институте были организованы специальные занятия, на которых давались рекомендации о необходимости тщательного патронажа прибывающих, о методах ранней диагностики, лечения и профилактики кори. Помощь института фронту и городу не ограничивалась только подготовкой кадров. Осенью 1941 г. ЛПМИ организовал медико-санитарную службу Выборгской дивизии народного ополчения и оснастил ее санитарную часть. В первые же дни войны под руководством главного врача клинической больницы Д. С. Тумаркина в институте был организован госпиталь № 2014 на 300 коек для инфекционных больных. В сентябре 1941 г. в помещении акушерско-гинекологического корпуса был развернут госпиталь хирургического профиля для раненых бойцов Красной армии на 250 ко-ек и для гражданского населения на 150 коек. Большую работу в этом госпитале проводили опытнейшие хирурги института Н. Е. Сурин, Но особенно много сделали сотрудники института для спасения жизни детей. В клиниках ЛПМИ помещались раненые и больные дети. Некоторые из них, страдавшие тяжелыми хроническими заболеваниями, оставались здесь в течение всех лет войны. Кроме того, в клиниках находились дети, родители которых были на фронте или погибли. Для них институт стал родным домом. Здесь, в институте, работал также и родильный дом, отделение для новорожденных и недоношенных детей. Дети, рождавшиеся в конце 1941 и в 1942 г. от сильно истощенных матерей, были очень малого веса и отличались крайне низкой жизнеспособностью. У матерей же, как правило, было очень скудное количество молока, а потому многих новорожденных уже в первые дни приходилось докармливать искусственными смесями. Регистрировалось большое количество преждевременных родов, все это вполне объясняет высокие цифры смертности новорожденных детей в период 1941—1942 гг. Но уже в конце 1942 — начале 1943 г. были получены результаты, впечатляющие даже сегодня. Дети, родившиеся с крайне низким весом, уже через год по массе тела и психомоторному развитию догоняли своих сверстников, родившихся с нормальным весом. А. Ф. Тур писал в 1944 г., какими средствами и мерами были достигнуты эти результаты: «Первое и самое главное — это безупречно преданное, добросовестное и любовное отношение к делу всего персонала; без этого добиться более или менее хороших результатов было бы невозможно. Второе — правильное построение режима жизни и воспитания ребенка применительно к необычным условиям жизни в бомбоубежище и, конечно, с достаточно строгим учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Третье — весьма существенное — это правильное, строго индивидуальное питание детей». Действительно, все сотрудники работали самоотверженно, обеспечивая детей всех возрастов необходимым уходом и моральной поддержкой. Во время воздушной тревоги детей приходилось срочно спускать в бомбоубежище, а затем снова поднимать в отделение. Это было трудное дело для ослабленных и истощенных сотрудников. Позже вся работа института была сосредоточена в бомбоубежищах, где дети пробыли 175 дней. Была создана бригада печников из состава сотрудников, которые соорудили печи-времянки, в палатах стало теплее. Доцент Н. Н. Келлер вспоминала: «Дети оживились — С этой целью детские консультации были объединены с детскими поликлиниками. Методика работы объединенной консультации — поликлиники была разработана кафедрой организации здравоохранения ЛПМИ (Ю. А. Менделеева) совместно с детскими поликлиническими учреждениями Свердловского района (Н. Г. Синявская). С января 1943 г. в институте уже работали курсы подготовки врачей по системе единого педиатра. Очень детально в социально-гигиеническом аспекте изучались показатели здоровья детей, физическое развитие, мертворождаемость, детская смертность, заболеваемость (С. А. Новосельский, М. Я. Слуцкий, А. Н. Антонов, Ю. А. Менделеева). Наиболее обширной является группа работ, посвященных изучению особенностей течения в период блокады детских заболеваний: дистрофии, авитаминозов (А. Ф. Тур, С проблемой дистрофии и авитаминозов теснейшим образом связана проблема питания. Одной из главных задач блокадного города была организация питания детей. В условиях непрекращающихся воздушных налетов и артобстрелов ни один ребенок на территории института не пострадал. Вначале при каждой воздушной тревоге детей отправляли в укрытия, а зимой 1942 г., когда большинство клинических зданий было выведено из строя, дети уже постоянно находились в бомбоубежищах. Ежедневно профессор А. Ф. Тур совершал обход маленьких пациентов. В клиниках института получили помощь 3793 больных ребенка, а детскую поликлинику посетили около 55 тыс. детей. Нельзя не сказать о самоотверженности, находчивости, необыкновенной теплоте, с которой медицинские работники относились кмалышам. Они старались скрасить, насколько это было возможно, жизнь блокадных детей. В клиниках ЛПМИ устраивались новогодние елки с подарками. С фронтовиками, дети которых находились в клиниках ЛПМИ, медицинские сестры вели переписку. В мае 1942 г. возобновило регулярную работу Ленинградское научное общество детских врачей под руководством Ю. А. Менделевой и А. Ф. Тура. На его заседаниях обсуждались актуальные проблемы военного времени: вопросы питания детей, борьба с авитаминозами и дистрофиями, организация медицинской помощи детям и др. Быстрое внедрение в практику здравоохранения результатов научных исследований позволило спасти тысячи детских жизней. О героизм сотрудников в годы войны и хорошо поставленная работа с детьми в эти и послевоенные годы стало известно даже за пределами нашей страны. ЛПМИ неоднократно посещали иностранные делегации. 10 апреля 1945 г. наш институт посетила г-жа Клементина Черчилль и сопровождающие ее лица. Гости с огромным интересом выслушали рассказ директора института проф. Представитель одного из самых мощных информационных агентств США «Юнайтед пресс», побывавший в ЛПМИ в дни воины, писал: «…случай позволил мне увидеть в истерзанном войной Ленинграде это замечательное учреждение, продолжающее работать, несмотря на блокаду, голод, холод, учреждение, держащее высоко в руке факел науки, который нацисты пытаются загасить. Ведение научной работы и в то же время активное участие в деле борьбы с врагом — замечательное достижение педиатрического института». Факел науки, который ленинградские медики-педиатры пронесли сквозь страшные дни блокады, с достоинством продолжают нести послевоенные поколения ученых-медиков Санкт-Петербургской государственной медицинской педиатрической академии.
Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~zNW2R
| ![]() ![]()
С 23.12.2020 по 28.03.2021 Художественное наследие семьи Клодтов
С 26.12.2020 по 03.04.2021 Выставка Из цикла «Поднесение к Рождеству» ДЕКОРАТИВНЫЙ МИНИМАЛИЗМ «ОТТЕПЕЛЬ» В СОВЕТСКОМ ФАРФОРЕ ![]() |