Пятый фестиваль русской речи иностранных студентов вузов России - Информационный портал

Пятый фестиваль русской речи иностранных студентов вузов России

 

24 Мая 2010

Пятый фестиваль русской речи иностранных студентов вузов России

Организаторами фестиваля являлись Федеральное агентство по образованию, Российское общество преподавателей русского языка и литературы, правительство Воронежской области и Институт международного образования Воронежского государственного университета.

Фестиваль учрежден в 2003 году Институтом международного образования Воронежского государственного университета совместно с Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ). В 2004 году, после успешного проведения Первого фестиваля, было принято решение о регулярном его проведении в Воронеже один раз в два года.
Фестиваль русской речи призван поддерживать интерес к русскому языку и русской культуре в международном сообществе и способствовать созданию толерантных и дружественных отношений между иностранцами и россиянами. Фестиваль включает конкурсную и праздничную программы. В нем участвуют иностранные учащиеся разных этапов и форм обучения. Объективность судейства обеспечивается использованием 100-балльной системы оценок при подведении итогов всех конкурсов. В состав жюри входят преподаватели из вузов-участников и представители творческой интеллигенции Воронежа.

В Пятом фестивале русской речи приняло участие 149 иностранных студентов сорока пяти национальностей, представлявших 26 российских вузовских центров с обучением на русском как иностранном из 13 городов России, а также команда Военной академии США Вест-Пойнт.

Традиционно Санкт-Петербург на этом фестивале представляют два университета —
Санкт-Петербургский государственный университет и Санкт-Петербургский государственный горный институт (технический университет). Однако в этом году впервые в фестивале принимала участие команда Института международных образовательных программ (ИМОП) Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

На открытии фестиваля был исполнен гимн всех студентов «Gaudeamus», состоялось торжественное шествие с флагами высших учебных заведений — гостей фестиваля, со словами напутствия и пожеланием успеха к собравшимся обратились первый проректор ВГУ Александр Ховив и директор Института международного образования ВГУ Владимир Родионов. В своих выступлениях они отметили значимость мероприятия, ставшего объединяющим праздником для всех, кому дороги Россия, а также ее язык и культура, праздником взаимопонимания и согласия.

Иностранные студенты состязались по пяти номинациям. Целью конкурса «Приветствие» являлось публичное представление всеми участниками команды своего города и вуза продолжительностью не более 10 минут. Форма выступления была свободной, приветствовались оригинальные, зрелищные представления.

Члены команды ИМОП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета рассказали об университете, демонстрируя жюри хорошее знание русского языка.

Выступление всех команд  проходило на высочайшем уровне, была продемонстрирована хорошая подготовка участников, поэтому зрительный зал тепло откликался на выступления. Но строгое компетентное жюри оценивало конкурс объективно, и по итогам приветствия команда ИМОП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета заняла 3-е место.

Следующий стихотворно-прозаический и песенный конкурс проходил  два дня: в первый день выступали участники, исполнявшие песни на русском языке, а во второй день – чтение наизусть стихотворных и прозаических произведений (и отрывков из них) русских авторов. Целью конкурса  было определить способность конкурсантов исполнять вокальные  произведения в соответствии с нормами современного русского литературного языка, проверить понимание содержания, фонетическое оформление поэтического или прозаического текста. Конкурсантам довузовского этапа обучения было необходимо прочитать стихотворный или прозаический текст объемом 8—12 строк.

Студенты из ИМОП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета читали наизусть стихи А. А. Ахматовой «Любовь», С. Я. Маршака «Все то, чего коснется человек», М. Ю. Лермонтова «Парус», Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться», А. Н. Плещеева «Весна». Подводя итоги этого конкурса, члены жюри отметили отличное исполнение стихов участниками нашей команды, проникнутое пониманием лиризма русской поэзии.

В конкурсе «Письменная работа с опорой на видеосюжет» проверялись сформированность навыков письменной речи и знания о стране изучаемого языка. Конкурсанты посмотрели небольшой видеосюжет на тему: «Какие они, русские?», затем в течение 60 минут писали сочинение с опорой на видеоряд и предложенные вопросы. Объем письменной работы должен был составить 150–200 слов. Вопросы были даны в виде плана: 1. Что я знал (-ла) о русских людях до приезда в Россию? 2. Что я узнал (-ла) о русских людях из фильма? 3. Что мне нравится в русских людях, в моих друзьях? 4. Что я расскажу о русских людях, когда вернусь домой?

Вот выдержка из работы одного из учащихся:
 «…Русские очень хорошие люди, а Россия очень красивая страна. О русских я знал мало, друзья рассказывали мне, что русские люди честные, любят слушать и говорить правду, ценят дружбу и что они очень хорошо готовят. Они хорошие, красивые и прилежные работники. Мои русские друзья помогают мне изучать русский язык, они хорошо относятся к иностранным студентам. Я расскажу о них, когда вернусь домой, что они просто удивительные.
Я очень-очень люблю их».

Победителем конкурса «Письменная работа с опорой на видеосюжет» стал Сиивинен Саку (Финляндия). За свое сочинение  он получил памятный подарок и диплом.
Конкурс «Ролевые игры» проверял сформированность навыков устной неподготовленной речи в рамках ситуаций общения, предусмотренных «Образовательной программой по русскому языку как иностранному». Участникам предлагалось за 30 минут подготовить диалоги в соответствии с заданной ситуацией. Участники подошли к выполнению заданий творчески и оригинально, показав при этом логичность и связность речи, знание норм русского литературного языка. Жюри было приятно удивлено почти профессиональным артистизмом участников.

За участие в конкурсе «Ролевые игры» учащийся ИМОП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Сун Хунцян (Китай) получил диплом «За грамотность и чистоту русской речи», а Сиивинен Саку (Финляндия) — подарок и диплом за победу в этом конкурсе.

Заключительный конкурс «Русский язык в песнях» проверял сформированность аудитивных навыков. Для участия в этом конкурсе команды выдвинули от  себя по одному представителю, в задачу которого входило расставить слова песни  «Пингвины» А. Горохова и В. Купревича в правильном порядке, предварительно прослушав ее. Искаженный текст песни каждый участник конкурса видел на компьютере и работал с ним 25 минут. В этом конкурсе принимали участие студенты 2—6-го курсов и аспиранты, довузовский этап представляла только наша участница — Эрдэне-Очир Буянжаргал из Монголии, она набрала 23 балла из 24 возможных.

Торжественное подведение итогов Пятого фестиваля русской речи иностранных студентов вузов России началось с приветственного слова директора Института международного образования (ИМО) ВГУ Владимира Родионова. Он поблагодарил всех участников и гостей за активное участие в фестивале, за большое желание изучать русский язык, отметив высокий уровень подготовки всех конкурсантов. После этого прошло награждение участников фестиваля. Никто из участников не остался без внимания — каждому студенту вручили почетные грамоты. Первое место в индивидуальном конкурсе занял студент ИМОП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Сиивинен Саку, он получил ценный подарок и диплом «За выдающиеся результаты (преодолен рубеж баллов Гран-при!), достигнутые в конкурсной программе Пятого фестиваля русской речи иностранных студентов вузов России».

По итогам всех конкурсов наибольшее количество баллов набрал студент ИМО ВГУ из Колумбии (довузовский этап) Родригес Дуке Себастьян Фелипе, который получил Гран-при.
Однако главная интрига не была раскрыта — ждать объявления победителя в общекомандном зачете всем желающим пришлось до гала-концерта, прошедшего вечером в  Воронежском академическом театре драмы им. А. В. Кольцова.

Завершением фестиваля стало проведение в театре гала-концерта, в программе которого были представлены не только лучшие выступления победителей конкурсных номинаций, номера самодеятельности студентов-иностранцев, изучающих русский язык, но и молодежные творческие коллективы города.

Яркое впечатление оставило приветствие команды Военной академии Вест-Пойнта, США. Кадеты продемонстрировали собравшимся хорошее знание русского языка, великолепный юмор и военную выправку. Затем было феерическое выступление роты почетного караула Воронежа.

Вслед за этим на сцене развернулось не менее яркое представление — звучали песни Великой Отечественной войны, танцевальные коллективы г. Воронежа исполнили самые знаменитые народные танцы — от медленных хороводов до зажигательной «Калинки».
Еще одним сюрпризом для всех собравшихся стал суперфинал мультимедийного конкурса, в котором трем студентам предлагалось за 60 минут выучить наизусть слова одной из предложенных русских песен и исполнить ее. Все конкурсанты справились с заданием великолепно, они спели знаменитую «Катюшу», «Песню Бременских музыкантов» и «Старый клен», однако зрительный зал при помощи аплодисментов выбрал лишь одного победителя. Им стал студент из Монголии, представлявший Уральский Федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург) Бадамсурен Батболд.
Логическим завершением вечера стало долгожданное подведение итогов в самом важном конкурсе – общекомандном. Итог общекомандного конкурса фестиваля представлял сумму баллов, полученных командой в конкурсе «Приветствие», в мультимедийном конкурсе «Русский язык  в песнях» и баллов, набранных членами команды за участие в индивидуальных конкурсах.

Так, впервые за все годы проведения фестиваля в Воронеже хозяева стали обладателями почетного первого места.

Команда Института международного образования ВГУ с большим отрывом обогнала ближайших соперников — она набрала 135,26 баллов. Второе место завоевала команда Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина, г. Москва (128,89 баллов); третье место получили команды ИМОП Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (123,6 баллов) и Волгоградского государственного педагогического университета (122,61 баллов).

Помимо конкурсной программы на Пятом фестивале русской речи для иностранных студентов вузов России были организованы поездки делегаций-участников фестиваля в районные центры Воронежской области. В рамках выполнения программы «Толерантность» представители команды ИМОП Санкт-Петербургского политехнического университета, ИМО Воронежского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета выступили перед учащимися Семилукского государственного технико-экономического колледжа.

Стоит особо отметить замечательную экскурсию по Воронежу, где студенты познакомились с местными достопримечательностями, многочисленными памятниками, увидели  место, на котором Петр Первый начал строить первые российские корабли, посетили Музей-диораму Великой Отечественной войны.

Проведение Пятого фестиваля русской речи иностранных студентов вузов России способствует повышению интереса иностранцев к России, ее языку и культуре, формированию позитивного отношения российского общества к иностранным гражданам, а также решению проблем гармонизации межнациональных отношений в Российской Федерации.

Е. А. Никитина, к. п. н., доцент, руководитель программы предвузовской подготовки ИМОП СПбГПУ

Короткая ссылка на новость: https://www.nstar-spb.ru/~aOnRu